СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация алгоритмы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация алгоритмы»

Тема: А М Л

Тема:

А

М

Л

Тема урока: «Понятие алгоритма. Алгоритмическая конструкция следование»

Тема урока: «Понятие алгоритма. Алгоритмическая конструкция следование»

       Аль-Хорезми написал книгу « Арифметика индусскими цифрами ». Из неё европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними. Аль-Хорезми написал книгу « Арифметика индусскими цифрами ». Из неё европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними.   Она произвела в те времена такое огромное впечатление на математиков, что само имя ученого на латинском аль-Хорезми , в их устах превратилось в Algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе. Она произвела в те времена такое огромное впечатление на математиков, что само имя ученого на латинском аль-Хорезми , в их устах превратилось в Algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе. В 1983 году человечество широко отметило 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока  Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми . (787 – 850)

  • Аль-Хорезми написал книгу « Арифметика индусскими цифрами ». Из неё европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними.
  • Аль-Хорезми написал книгу « Арифметика индусскими цифрами ». Из неё европейцы научились индийскому счету с помощью десяти цифр и узнали правила арифметических действий над ними.

  • Она произвела в те времена такое огромное впечатление на математиков, что само имя ученого на латинском аль-Хорезми , в их устах превратилось в Algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе.
  • Она произвела в те времена такое огромное впечатление на математиков, что само имя ученого на латинском аль-Хорезми , в их устах превратилось в Algorithmi, первоначально обозначавшее десятичную систему исчисления и правила арифметических действий в этой системе.

В 1983 году человечество широко отметило 1200-летие со дня рождения одного из величайших ученых Средней Азии и средневекового Востока

Мухамада ибн Мусы аль-Хорезми .

(787 – 850)

 Понятие алгоритма Каждому из нас так или иначе в жизни приходится встречаться с решением различных задач Как только эти задачи встают перед нами мы сразу же стараемся найти какое –либо решение и составляем план действий для себя Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?

Понятие алгоритма

Каждому из нас так или иначе в жизни приходится встречаться с решением различных задач

Как только эти задачи встают перед нами мы сразу же стараемся найти какое –либо решение и составляем план действий для себя

Рассмотрим ситуацию: что следует сделать, если нужно привлечь к решению задачи человека, не знакомого с ее решением?

Эх, Робота бы сюда Уже иду Икс! Иди чистить картошку Робот не знает, как чистить картошку. Нужен алгоритм управления роботом

Эх,

Робота бы сюда

Уже иду

Икс!

Иди чистить картошку

Робот не знает,

как чистить картошку.

Нужен алгоритм

управления роботом

Пара пустяков? Сейчас проверим. Давай я буду роботом. Командуй!  Ха! Пара пустяков! Робот Фортран, чисть картошку!  Я чищу. Ты должен давать подробные и точные команды. Попробуй ещё раз.    Мой носовой платок! Остановись!

Пара пустяков?

Сейчас проверим.

Давай я буду роботом.

Командуй!

Ха!

Пара пустяков!

Робот Фортран, чисть картошку!

Я чищу.

Ты должен давать подробные и точные команды.

Попробуй ещё раз.

Мой

носовой платок!

Остановись!

Робот Фортран! Возьми в правую руку нож и чисть картошку!  Лучше я сам почищу картошку.  Опять не так!

Робот Фортран! Возьми в правую руку нож и чисть картошку!

Лучше я сам почищу картошку.

Опять не так!

Теперь ты понял, что управлять роботами непросто? Нужен был другой алгоритм.  1. Взять правой рукой нож за ручку. 2. В левую руку взять неочищенную картошку. 3. Острой стороной лезвия срезать у  картошки всю кожуру. А какой?  4. Положить картошку в кастрюлю. Вот какой! Послушай…  5. Если не вся картошка почищена, то вернуться к пункту 2 6. Конец работы

Теперь ты понял, что управлять роботами непросто? Нужен был другой алгоритм.

1. Взять правой рукой нож за ручку.

2. В левую руку взять неочищенную картошку.

3. Острой стороной лезвия срезать у

картошки всю кожуру.

А какой?

4. Положить картошку в кастрюлю.

Вот какой! Послушай…

5. Если не вся картошка почищена, то вернуться к пункту 2

6. Конец работы

Алгоритм Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату

Алгоритм

Алгоритм - это предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату

Свойства алгоритма

Свойства алгоритма

Работа с учебником Задание.  Используя учебник §2.1.3 «Свойства алгоритма», с.51, найдите ответы на следующие вопросы:

Работа с учебником

Задание.

Используя учебник §2.1.3 «Свойства алгоритма», с.51, найдите ответы на следующие вопросы:

Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач? Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов? Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия? Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги? Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определен вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?
  • Как называется свойство алгоритма, означающее, что данный алгоритм применим к решению целого класса задач?
  • Как называется свойство алгоритма, означающее, что он всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое число шагов?
  • Как называется свойство алгоритма, означающее, что он задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия?
  • Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи разделен на отдельные шаги?
  • Как называется свойство алгоритма, означающее, что путь решения задачи определен вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки?
Взаимопроверка Массовость Результативность Понятность Дискретность Определенность  5 баллов

Взаимопроверка

  • Массовость
  • Результативность
  • Понятность
  • Дискретность
  • Определенность

5 баллов

Из перечисленного выберите то, что может являться алгоритмом для выполнения  Кулинарная  книга

Из перечисленного выберите то, что может являться алгоритмом для выполнения

Кулинарная

книга

Способы описания алгоритмов алг , арг , рез , нач , кон –служебные слова

Способы описания алгоритмов

алг , арг , рез , нач , кон –служебные слова

Способы описания алгоритмов Словесный и словесно-формульный способ описания алгоритма рассчитан на исполнителя-человека.

Способы описания алгоритмов

Словесный и словесно-формульный способ описания алгоритма рассчитан на

исполнителя-человека.

Способы описания алгоритмов   Алгоритмический язык Алг зарплата( цел ST, вещ ZP)  арг ST  рез ZP нач  если ST  TO ZP:=150  иначе ZP:=180+(ST-15)10  все кон    Наглядность этого способа описания алгоритмов невысока, особенно алгоритмов сложной структуры

Способы описания алгоритмов

Алгоритмический язык

Алг зарплата( цел ST, вещ ZP)

арг ST

рез ZP

нач

если ST

TO ZP:=150

иначе ZP:=180+(ST-15)10

все

кон

Наглядность этого способа описания алгоритмов невысока, особенно алгоритмов сложной структуры

Способы описания алгоритмов

Способы описания алгоритмов

B от х=7 до 21 шаг 3 19 " width="640"

Основные блоки схем алгоритмов

начало

конец

Ввод а, в

Вывод R

V:=a*b/2

V$=“нет”

Да

Нет

АB

от х=7

до 21

шаг 3

19

            ОБЪЕКТЫ АЛГОРИТМОВ Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.). Величина Постоянная Переменная Тип величины Текстовый  Числовой Логический  Литерный   Символьный   Вещественный   Целый   19

ОБЪЕКТЫ АЛГОРИТМОВ

Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).

Величина

Постоянная

Переменная

Тип величины

Текстовый

Числовой

Логический

Литерный

Символьный

Вещественный

Целый

19

(больше) * (умножение) НЕ (инверсия) / (деление) = (не меньше) = (равно) Операнды - объекты, над которыми выполняют операции . " width="640"

Операции над величинами

Операции над величинами

Арифметические

Логические

Отношения

И (конъюнкция)

+ (сложение)

ИЛИ (дизъюнкция)

  • (вычитание)

(больше)

* (умножение)

НЕ (инверсия)

/ (деление)

= (не меньше)

= (равно)

Операнды - объекты, над которыми выполняют операции .

5) и (X Операция сцепления (+). А=`том` `a`+А= `атом` " width="640"

Выражения

Выражение - языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.

Выражения

Логические

Арифметические

Строковые

(X5) и (X

Операция

сцепления (+).

А=`том`

`a`+А= `атом`

     Команда присваивания :=  Свойства присваивания Пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания Если переменной присваивается новое значение, то предыдущее её значение теряется

Команда присваивания

:=

Свойства присваивания

Пока переменной не присвоено значение, она

остаётся неопределённой

Значение, присвоенное переменной, сохраняется

до следующего присваивания

Если переменной присваивается новое значение,

то предыдущее её значение теряется

 Упражнения для глаз  «Вращение глазами»  по часовой стрелке против часовой стрелки

Упражнения для глаз

«Вращение глазами»

  • по часовой стрелке
  • против часовой стрелки
«Пальчик» Приближайте и   отводите палец

«Пальчик»

Приближайте и

отводите палец

«Во все стороны» Двигайте глазами вверх-вниз вправо-влево

«Во все стороны»

Двигайте глазами

  • вверх-вниз
  • вправо-влево
«Кто там?» Зажмурьтесь посильнее  Широко откройте глаза

«Кто там?»

  • Зажмурьтесь посильнее

  • Широко откройте глаза
«Моргание»

«Моргание»

«Сон» Закройте глаза

«Сон»

  • Закройте глаза
Закрепление изученного материала Тестирование на компьютере  10 баллов

Закрепление изученного материала

Тестирование на компьютере

10 баллов

           Исполнитель алгоритма Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд. Исполнитель  Неформальный Формальный  Круг решаемых задач Область, обстановка, условия Среда исполнителя Непосредственное управление СКИ Программное управление Режимы работы

Исполнитель алгоритма

Исполнитель - это некоторый объект (человек, животное, техническое устройство), способный выполнять определённый набор команд.

Исполнитель

Неформальный

Формальный

Круг решаемых задач

Область, обстановка, условия

Среда исполнителя

Непосредственное управление

СКИ

Программное управление

Режимы работы

Компьютер – формальный исполнитель, он не понимает, что делает, не думает   Алгоритмы    V$=“нет”  V:=a*b/2 Он точно выполняет те действия, которые ему задал человек  Ввод а, в начало

Компьютер – формальный исполнитель, он не понимает, что делает, не думает

Алгоритмы

V$=“нет”

V:=a*b/2

Он точно выполняет те действия, которые ему задал человек

Ввод а, в

начало

Исследовательская работа в группах Первая группа . Изучение среды программирования «Конструктор алгоритмов». Определить систему команд. Вторая группа . Изучение среды программирования Кумир. Определить систему команд исполнителя Чертежник. Подготовить отчет группы о проделанной работе. Третья группа. Изучение среды программирования Кумир. Определить систему команд исполнителя Робот. Подготовить отчет группы о проделанной работе 5 баллов

Исследовательская работа в группах

  • Первая группа . Изучение среды программирования «Конструктор алгоритмов». Определить систему команд.
  • Вторая группа . Изучение среды программирования Кумир. Определить систему команд исполнителя Чертежник. Подготовить отчет группы о проделанной работе.
  • Третья группа. Изучение среды программирования Кумир. Определить систему команд исполнителя Робот. Подготовить отчет группы о проделанной работе

5 баллов

   Следование Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий. Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами. Действие 1 Действие 2 Алгоритмическая структура «следование»

Следование

Следование - алгоритмическая конструкция, отображающая естественный, последовательный порядок действий.

Алгоритмы, в которых используется только структура «следование», называются линейными алгоритмами.

Действие 1

Действие 2

Алгоритмическая структура «следование»

 Задача: найти площадь земельного участка, если он имеет форму трапеции у которой верхнее основание равно 234м, нижнее 408м, высота 80м.    Построим блок схему (щелкни мышкой) : Разрабатывая алгоритм решения следует определить: начало Что дано присвоить имена исходным данным присвоить имена исходным данным  а=234 b=408 h=80 а=234 b=408 h=80 ввод данных  а, b,h  S1:=(a+b)/2 вычисление присвоить имена вычисленным промежуточным и конечным результатам присвоить имена вычисленным промежуточным и конечным результатам Что требуется найти S1. S S1. S  S:=S1*h вычисление  определить выполнение каждого шага по решению задачи определить выполнение каждого шага по решению задачи S1=(a+b)/2 S=S1*h S1=(a+b)/2 S=S1*h Пошаговое решение задачи  S вывод результата конец

Задача: найти площадь земельного участка, если он имеет форму трапеции у которой верхнее основание равно 234м, нижнее 408м, высота 80м.

Построим блок схему (щелкни мышкой) :

Разрабатывая алгоритм решения следует определить:

начало

Что дано

  • присвоить имена исходным данным
  • присвоить имена исходным данным

  • а=234 b=408 h=80
  • а=234 b=408 h=80

ввод данных

а, b,h

S1:=(a+b)/2

вычисление

  • присвоить имена вычисленным промежуточным и конечным результатам
  • присвоить имена вычисленным промежуточным и конечным результатам

Что требуется найти

  • S1. S
  • S1. S

S:=S1*h

вычисление

  • определить выполнение каждого шага по решению задачи
  • определить выполнение каждого шага по решению задачи
  • S1=(a+b)/2 S=S1*h
  • S1=(a+b)/2
  • S=S1*h

Пошаговое решение задачи

S

вывод результата

конец

Практическое задание 1. Составьте алгоритм рисования фигуры изображённой на рисунке 1, используя Чертежник так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды. 3 балла 2. Составить алгоритм рисования домика использую Робота, изображенного на рисунке 2. 3 балла 3. Составить блок схему нахождения площади заштрихованной фигуры рисунок 3. 3 балла   рис. 1    рис. 2    рис. 3

Практическое задание

  • 1. Составьте алгоритм рисования фигуры изображённой на рисунке 1, используя Чертежник так, чтобы в процессе рисования перо не отрывалось от бумаги и ни одна линия не проводилась дважды. 3 балла
  • 2. Составить алгоритм рисования домика использую Робота, изображенного на рисунке 2. 3 балла
  • 3. Составить блок схему нахождения площади заштрихованной фигуры рисунок 3. 3 балла

рис. 1 рис. 2 рис. 3

Домашнее задание Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4 Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4 Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4 Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4

Домашнее задание

  • Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4
  • Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4
  • Выучить § 2.1, 2.2.1 Ответить на вопросы с. 91 № 1-3 Выполнить с.92 № 4
  • Выучить § 2.1, 2.2.1
  • Ответить на вопросы с. 91 № 1-3
  • Выполнить с.92 № 4
Оцени себя Баллы Оценка 0 – 22 2 21 – 23 3 24 – 26 4 27 – 30 5

Оцени себя

Баллы

Оценка

0 – 22

2

21 – 23

3

24 – 26

4

27 – 30

5

Рефлексия Сегодня на уроке мне понравилось … Сегодня на уроке для меня было трудным … Сегодня на уроке мне было интересно … Сегодня на уроке мне запомнилось …

Рефлексия

Сегодня на уроке мне понравилось …

Сегодня на уроке для меня было трудным …

Сегодня на уроке мне было интересно …

Сегодня на уроке мне запомнилось …


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!