СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: " Алсиб-80 лет"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация: " Алсиб-80 лет"»

80 лет Красноярской воздушной трассе (Аляска-Сибирь). 1942-2022

80 лет Красноярской воздушной трассе (Аляска-Сибирь). 1942-2022

Аляска – Сибирь – перегоночная трасса     1942-1945г.

Аляска – Сибирь –

перегоночная трасса

1942-1945г.

Многие годы после войны замалчивалось существование и деятельность перегоночной трассы Аляска – Сибирь. Лишь в начале 1990-х появились первые публикации, поисковые экспедиции, стали открываться памятники и мемориалы памяти погибших летчиков.  11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (в годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира).

Многие годы после войны замалчивалось существование и деятельность перегоночной трассы Аляска – Сибирь. Лишь в начале 1990-х появились первые публикации, поисковые экспедиции, стали открываться памятники и мемориалы памяти погибших летчиков. 11 июня 1942 года Советский Союз и США подписали соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу (в годы войны поставки по ленд-лизу получали 42 страны мира).

Вот что писал Сталин Рузвельту осенью 1942 года: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей.

Вот что писал Сталин Рузвельту осенью 1942 года: «… мы крайне нуждаемся в увеличении поставок самолетов-истребителей современного типа (например, «Аэрокобра»)… Что касается положения на фронте, то Вы, конечно, знаете, что за последние месяцы наше положение на юге, особенно в районе Сталинграда, ухудшилось из-за недостатка у нас самолетов, главным образом, истребителей.

У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».

У немцев оказался большой резерв самолетов. Немцы имеют на юге минимум двойное превосходство в воздухе, что лишает нас возможности прикрыть свои войска». Рузвельт отвечал: «Я изучаю все возможности увеличения истребителей, поставляемых Советскому Союзу. В октябре мы отправили Вам 276 боевых самолетов, и делается все возможное, чтобы ускорить эти поставки».

В октябре 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки из США в нашу страну самолётов-истребителей по воздуху. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

В октябре 1941 года Госкомитет обороны принял решение об организации доставки из США в нашу страну самолётов-истребителей по воздуху. После всестороннего анализа нескольких вариантов был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.

Решено было создать базы для доставки самолётов-истребителей. Сроки строительства были очень напряжёнными. Работа не прерывалась ни днём, ни ночью, велась и в сорока-пятидесятиградусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей.

Решено было создать базы для доставки самолётов-истребителей. Сроки строительства были очень напряжёнными. Работа не прерывалась ни днём, ни ночью, велась и в сорока-пятидесятиградусные морозы, в весеннюю распутицу. На стройках работали как вольнонаемные и трудармейцы, так и заключенные ГУЛАГа. Большую помощь оказывало местное население, состоявшее преимущественно из женщин, стариков и детей.

Многие взлетные полосы в условиях вечной мерзлоты застилали сборной металлической сеткой, поставляемой также из США. В Якутске и Киренске были гудронные покрытия, на их прокладку затрачивалось около 5-6 световых дней, но служили они по 20 лет. Строились гудронированные взлетно-посадочные полосы так. Сначала грунт вспахивали трехлемешным тракторным плугом. Затем на вспаханное поле завозили песок, гравий и глину. Вновь перепахивали. Лаборатория брала анализ для определения вязкости и сцепления массы. Вся процедура длилась до тех пор, пока не достигался требуемый коэффициент вязкости. Затем грейдер производил нивелировку полосы и следом закатчик закатывал ее. Около суток полоса сохла.

Многие взлетные полосы в условиях вечной мерзлоты застилали сборной металлической сеткой, поставляемой также из США. В Якутске и Киренске были гудронные покрытия, на их прокладку затрачивалось около 5-6 световых дней, но служили они по 20 лет. Строились гудронированные взлетно-посадочные полосы так. Сначала грунт вспахивали трехлемешным тракторным плугом. Затем на вспаханное поле завозили песок, гравий и глину. Вновь перепахивали. Лаборатория брала анализ для определения вязкости и сцепления массы. Вся процедура длилась до тех пор, пока не достигался требуемый коэффициент вязкости. Затем грейдер производил нивелировку полосы и следом закатчик закатывал ее. Около суток полоса сохла.

1944 г 1944г. Укладка металлической полосы На аэродроме Тарнюр

1944 г

1944г. Укладка металлической полосы

На аэродроме

Тарнюр

Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. Облюбованные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги за короткий срок становились посадочными площадками, а затем – аэродромами.

Начальником строительства авиалинии был назначен Д. Е. Чусов. Облюбованные изыскателями участки тундры, лесотундры и тайги за короткий срок становились посадочными площадками, а затем – аэродромами.

Шла реконструкция аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, строились новые в Уэлькале и Марково на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, создавались запасные и промежуточные а Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зыренке. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полётные карты прилегающей местности.

Шла реконструкция аэродромов в Якутске, Красноярске и Киренске, строились новые в Уэлькале и Марково на Чукотке, в Сеймчане на Колыме, создавались запасные и промежуточные а Олекминске, Витиме, Теплом Ключе, Оймяконе, Омолоне, Зыренке. Трасса оснащалась, насколько позволяли возможности того времени, связью, радионавигационным оборудованием, метеорологическими станциями, уточнялись полётные карты прилегающей местности.

Лятящие из Америки самолёты

Лятящие из Америки самолёты

Перед вылетом на аэродроме Уэлькаль

Перед вылетом на аэродроме Уэлькаль

Гидросамолёт «Каталина» на Лене 1943 г.

Гидросамолёт «Каталина» на Лене 1943 г.

Над Верхоянским хребтом

Над Верхоянским хребтом

Американские лётчики доставляли самолёты от авиационных заводов, расположенных на севере США, через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая технику. Здесь эстафету подхватывали наши лётчики из 1-го ПАП. Они перегоняли самолёты через Берингов пролив до Уэлькаля – аэродрома на берегу Анадырского залива. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолёты до Сеймчана. 3-й ПАП – до Якутска, 4-й – до Киренска, на последнем участке Киренск – Красноярск работал 5-й ПАП. От Красноярска на фронт бомбардировщики доставлялись летом, а истребители – на железнодорожных платформах.

Американские лётчики доставляли самолёты от авиационных заводов, расположенных на севере США, через Канаду в Фэрбенкс, где находилась советская военная миссия, принимавшая технику. Здесь эстафету подхватывали наши лётчики из 1-го ПАП. Они перегоняли самолёты через Берингов пролив до Уэлькаля – аэродрома на берегу Анадырского залива. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолёты до Сеймчана. 3-й ПАП – до Якутска, 4-й – до Киренска, на последнем участке Киренск – Красноярск работал 5-й ПАП. От Красноярска на фронт бомбардировщики доставлялись летом, а истребители – на железнодорожных платформах.

В Красноярске лётчики и технический персонал 5-го перегоночного авиаполка жили в доме № 35 по улице Вавилова, здесь же располагался штаб авиатрассы. Этот дом был построен в 1934 г. для лётчиков и технического персонала красноярского гидропорта, располагавшегося на острове Молокова. Дом возведён по инициативе И. П. Мазурука, а строили здание заключённые ГУЛАГа. Дом имеет два народных названия – «Авиадом» и «Дом Мазурука». Мазурук стал известен еще до войны как полярный лётчик, участник высадки Папанина на Северном полюсе. В годы существования АЛСИБа бытовала поговорка: «Не будь дураком – летай с Мазуруком».

В Красноярске лётчики и технический персонал 5-го перегоночного авиаполка жили в доме № 35 по улице Вавилова, здесь же располагался штаб авиатрассы. Этот дом был построен в 1934 г. для лётчиков и технического персонала красноярского гидропорта, располагавшегося на острове Молокова. Дом возведён по инициативе И. П. Мазурука, а строили здание заключённые ГУЛАГа. Дом имеет два народных названия – «Авиадом» и «Дом Мазурука». Мазурук стал известен еще до войны как полярный лётчик, участник высадки Папанина на Северном полюсе. В годы существования АЛСИБа бытовала поговорка: «Не будь дураком – летай с Мазуруком».

Здание авиа мастерских в Покровске

Здание авиа мастерских в Покровске

Герой Советского Союза полковник Илья Павлович Мазурук Менее чем за год была построена авиалиния протяжённостью около 5000 км, 17 аэродромов. Для перегонки американских самолётов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза полковника Ильи Павловича Мазурука .

Герой Советского Союза полковник Илья Павлович Мазурук

Менее чем за год была построена авиалиния протяжённостью около 5000 км, 17 аэродромов. Для перегонки американских самолётов: истребителей, средних бомбардировщиков и транспортных С-47 – была сформирована 1-я перегоночная авиадивизия под командованием Героя Советского Союза полковника Ильи Павловича Мазурука .

Командование первой перегоночной авиационной дивизии 1943 г.

Командование первой перегоночной авиационной дивизии 1943 г.

Истребитель р 63 Кигкобра Марк Иванович Шевелёв – первый начальник перегоночной трассы

Истребитель р 63 Кигкобра

Марк Иванович Шевелёв – первый начальник перегоночной трассы

В.И.Кузьмин – первый лётчик якутянин на перегоночной трассе

В.И.Кузьмин – первый лётчик якутянин на перегоночной трассе

Н. Александров на фоне немецкого трофейного самолёта «Зибель»

Н. Александров на фоне немецкого трофейного самолёта «Зибель»

Василий Молоков – полярный лётчик перегоночной трассы Аляска - Сибирь

Василий Молоков – полярный лётчик перегоночной трассы Аляска - Сибирь

Бомбардировщики и транспортные самолёты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Дальность полёта у истребителей была небольшой, поэтому маршрут, протяжённость которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км.

Бомбардировщики и транспортные самолёты обычно перегонялись поодиночке или по два-три, истребители же группами, которые вели лидеры-бомбардировщики. Дальность полёта у истребителей была небольшой, поэтому маршрут, протяжённость которого от Фэрбенкса до Красноярска составляла 6500 км.

Первый перегоночный авиаполк

Первый перегоночный авиаполк

История Алсиба

История Алсиба

За время войны по трассе было доставлено около 8000 самолётов. Всего же от союзников наша страна получила 18295 самолётов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной авиапромышленности. По АЛСИБу перегоняли не только самолёты, но и перевозили грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей.  Героизм тружеников трассы АЛСИБ получил высокую оценку: 1-я перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями.  В начале 1946 г. перегоночная трасса прекратила свою деятельность.

За время войны по трассе было доставлено около 8000 самолётов. Всего же от союзников наша страна получила 18295 самолётов. Поставки по ленд-лизу составляли примерно 20% от выпуска отечественной авиапромышленности. По АЛСИБу перегоняли не только самолёты, но и перевозили грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей. Героизм тружеников трассы АЛСИБ получил высокую оценку: 1-я перегоночная авиадивизия 5 ноября 1944 года была награждена орденом Красного Знамени, а многие офицеры и солдаты – орденами и медалями. В начале 1946 г. перегоночная трасса прекратила свою деятельность.

Авиадом в наши дни

Авиадом в наши дни

На трассе мужества трагически погиб участник перегона, боевой летчик-истребитель, капитан ВВС Красной Армии Григорий Петрович Чуйко . Память о погибших лётчиках перегоночной трассы Аляска – Сибирь в красноярске

На трассе мужества трагически погиб участник перегона, боевой летчик-истребитель, капитан ВВС Красной Армии Григорий Петрович Чуйко .

Память о погибших лётчиках перегоночной трассы Аляска – Сибирь в красноярске

Памятник лётчикам перегоночной трассы Аляска - Сибирь в Якутске

Памятник лётчикам перегоночной трассы Аляска - Сибирь в Якутске


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!