СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Анализ средств выразительности. Метафора".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  презентация была использована  при подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку.  Блок 7 вариантов  заданий ОГЭ направлен на анализ средств выразительности. В презентации раскрывается понятие "Метафора", приведены примеры использования метафор в художественной литературе.  При составлении презентации были использованы  материалы учебного пособия "Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8 - 11 классы" авторской группы:  Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая,  С.А.  Шаповал.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ средств выразительности. Метафора".»

Презентация составлена Закаменных В. Ф., учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №49» г. Улан-Удэ

Презентация составлена Закаменных В. Ф., учителем русского языка и литературы МАОУ «СОШ №49» г. Улан-Удэ

Подготовка к ОГЭ.  7. Анализ средств выразительности.  Метафора

Подготовка к ОГЭ. 7. Анализ средств выразительности. Метафора

О

О "странности" языка художественной литературы

 

Искусство слова, как и любое другое искусство, имеет свои, очень специфические, законы, свой язык, без знания которого нельзя правильно про­читать художественный текст (в самом прямом смысле, как без знания китайского нельзя прочитать книгу на ки­тайском).

Что же является языком литературы? Вы никогда не заме­чали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально? Например:

Что же является языком литературы?

Вы никогда не заме­чали, насколько странными кажутся многие тексты, если понимать их буквально?

Например: "Осень. В небе жгут корабли..." (Ю. Шевчук). Как это? Разве в небе есть корабли? Какие? Как именно их жгут? При чем здесь осень?

Если считать, что художественная речь - это обычная речь, то странность ее бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непо­средственной,

Если считать, что художественная речь - это обычная речь, то странность ее бросается в глаза. Художественные средства и разного рода украшения для передачи непо­средственной, "голой" мысли, для передачи сообщения совсем не нужны. А для искусства - необходимы. Ника­кое произведение искусства не может обходиться без ху­дожественных средств. Зачем они ему?

Художественные средства - это как бы материал, из которого

Художественные средства - это как бы материал, из которого "сделана" художественность. Искусство предполагает передачу какой-то особой информации, каких-то особых смыслов, которые нельзя передать ни­чем, кроме искусства. А для передачи этой информации оно нуждается в особых приемах, в особом языке. Такова несколько прямолинейная, но в целом верная схема. Ее можно повернуть и наоборот: нет в тексте художественных средств - значит, нет и особой информации, нет и искусства.

Это же утверждение еще более категорично, хотя и шут­ливо, высказал Борис Заходер.

Критик воскликнул, Все напрямик, Ушами похлопав: Как в учебнике химии.   Ну и стихи! Где у него Ни сравнений, ни тропов! Хоть одна метатеза? Что это, - Где она? Где? Вы извините - А нужна до зареза! За автор?   Образов - фигушки! Нету синекдох, Спорить напрасно. Нету метафор. То, что безобразно -  То безобразно! Ни аллегории, Ни метонимии –

Критик воскликнул, Все напрямик,

Ушами похлопав: Как в учебнике химии.

 

Ну и стихи! Где у него

Ни сравнений, ни тропов! Хоть одна метатеза?

Что это, - Где она? Где?

Вы извините - А нужна до зареза!

За автор?

Образов - фигушки!

Нету синекдох, Спорить напрасно.

Нету метафор. То, что безобразно -

То безобразно!

Ни аллегории,

Ни метонимии –

"Особый смысл" любого произведения искусства состоит не в том, что автор описывает, а в том, как он это делает.

Эта мысль, между прочим, принадлежит Пушкину: "Самый ничтожный предмет может быть из­бран стихотворцем; критике нет нужды разбирать, что стихотворец описывает, но как описывает".

А поэт первой поло­вины XX века Семен Кирсанов выразился еще опреде­леннее: Я ставлю сущность выше слов, Но верьте мне на слово: Смысл не в буквальном смысле слов, А в превращеньях слова.

А поэт первой поло­вины XX века Семен Кирсанов выразился еще опреде­леннее:

Я ставлю сущность выше слов,

Но верьте мне на слово:

Смысл не в буквальном смысле слов,

А в превращеньях слова.

Метафора  Слово-термин метафора буквально пере­водится как

Метафора

Слово-термин метафора буквально пере­водится как "перенос". Когда два предмета или явления по­хожи, то на одно из них можно перенести имя другого. Сте­пень этой "похожести" бывает очень разной. Иногда она очевидна для всех: мы настолько привыкли к выражениям типа

носик чайника , железнодорожная ветка , уронить достоинство или играть на нервах , что они уже не воспринимаются как образные.

Такие метафоры и назы­ваются соответственно: стертые или мертвые.

Метафора  Но в искусстве мы чаще встречаемся с метафорами ин­дивидуальными, необычными, яркими: поэт замечает сходство там, где его никто до сих пор не видел. Напри­мер, Б. Ахмадулина создала метафору сугробов белолобые телята — и читатель вместе с поэтом удивляется и ра­дуется: как же раньше он не замечал, что мягкие, пу­шистые,

Метафора

Но в искусстве мы чаще встречаемся с метафорами ин­дивидуальными, необычными, яркими:

поэт замечает сходство там, где его никто до сих пор не видел. Напри­мер, Б. Ахмадулина создала метафору сугробов белолобые телята и читатель вместе с поэтом удивляется и ра­дуется: как же раньше он не замечал, что мягкие, пу­шистые, "крутолобые" сугробы и вправду похожи на лас­ковых белолобых телят?

В этом удивлении, новом взгляде — цель поэзии.

Метафора

Метафора

"А что такое поэзия? — писал испанский поэт XX века Гарсиа Лорка. — А вот что: союз двух слов, о которых никто не подозревал, что они могут соединиться и что, соединившись, они будут выражать новую тайну всякий раз, как их произнесут".

Метафора Один и тот же предмет, даже такой простой, как, например, морковь, вызывает у поэтов разные ассоциации: ме­тафора у М. Светлова - указательный палец моркови , а у Н. Матвеевой - в грядку забитый колышек алой моркови .  Поэты видят мир особым образом, они сближают самые разные

Метафора

Один и тот же предмет, даже такой простой, как, например, морковь, вызывает у поэтов разные ассоциации: ме­тафора у М. Светлова - указательный палец моркови , а у Н. Матвеевой - в грядку забитый колышек алой моркови .

Поэты видят мир особым образом, они сближают самые разные "далековатые" понятия.

Метафора Поэты видят мир особым образом, они сближают самые разные

Метафора

Поэты видят мир особым образом, они сближают самые разные "далековатые" понятия. Возьмем, например, лунный свет. На что он может быть похож?

Только в поэ­зии начала XX века, по свидетельству современного фило­лога Н.А. Кожевниковой, он уподобляется пелене, савану, шелку, ткани, льну, ризе, серебряным сетям, бледной пряже, золотому неводу и т. д.

Метафора Метафору называют еще свернутым сравнением - потому что в ней опущены типичные для сравнения обо­роты как, словно, будто, подобно.  Полный путь, который проходит слово от сравнения до метафоры, выглядит примерно так. Снег, похожий на ковры  или снег как ковер (чистое сравнение) → снег лежит коврами  (творительный сравнения) →  ковры снегов  (метафора) → белый ковер покрыл землю  метафора-загадка).

Метафора

Метафору называют еще свернутым сравнением - потому что в ней опущены типичные для сравнения обо­роты как, словно, будто, подобно.

Полный путь, который проходит слово от сравнения до метафоры, выглядит примерно так. Снег, похожий на ковры или снег как ковер (чистое сравнение) → снег лежит коврами (творительный сравнения) → ковры снегов (метафора) → белый ковер покрыл землю метафора-загадка).

Задание: закройте глаза и представьте себе морской прибой. Опишите, что вы представили. Какие образы перед вами предстали?

Задание: закройте глаза и представьте себе морской прибой. Опишите, что вы представили. Какие образы перед вами предстали?

Метафора  Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.   1. ...плоские ступени длинных волн...  (Н. Матвеева.) 2. ...оскаленный гребень прилива...  (Н. Матвеева.) 3. ...волны´ накатное бревно...  (А. Вознесенский.) 4. ...колесо прибоя...  (А. Тарковский.)

Метафора

Поэты тоже видят прибой каждый по-своему.  

1. ...плоские ступени длинных волн...

(Н. Матвеева.)

2. ...оскаленный гребень прилива...

(Н. Матвеева.)

3. ...волны´ накатное бревно...

(А. Вознесенский.)

4. ...колесо прибоя...

(А. Тарковский.)

Метафора   ...плоские ступени длинных волн... – перефрастическая (развернутая) метафора.  2. ...оскаленный гребень прилива... – синекдоха.  3. ...волны´ накатное бревно... – метафора  4. ...колесо прибоя... – «чистая» метафора

Метафора  

  • ...плоские ступени длинных волн... – перефрастическая (развернутая) метафора.

2. ...оскаленный гребень прилива... – синекдоха.

3. ...волны´ накатное бревно... – метафора

4. ...колесо прибоя... – «чистая» метафора

Метафора  Задание: раскройте значение метафоры   попугай асфальта  (метафора В. Набокова).

Метафора

Задание: раскройте значение метафоры

попугай асфальта

(метафора В. Набокова).

А вот как это расши­фровывает сам автор: радужное, с приматом пурпура и перистообразным поворотом, пятно масла (на асфальте). Такое авторское объяснение все равно может остаться непонятным. Чтобы его осмыслить, мы должны вспом­нить (увидеть мысленно), как расплывается на ас­фальте пятно масла, смешанного с бензином, образуя ра­дужные разводы.  

А вот как это расши­фровывает сам автор: радужное, с приматом пурпура и перистообразным поворотом, пятно масла (на асфальте).

Такое авторское объяснение все равно может остаться непонятным. Чтобы его осмыслить, мы должны вспом­нить (увидеть мысленно), как расплывается на ас­фальте пятно масла, смешанного с бензином, образуя ра­дужные разводы.

 

Теперь попробуем

Теперь попробуем "перевести" метафору на обычный язык: пятно масла на асфальте было похоже на оперение попугая, в его поворотах были все цвета радуги, самым ярким был пурпурный цвет.

Наверняка вы заметили, насколько многословным и неизящным оказывается развернутое описание по сравнению с короткой, точной и емкой метафорической формулой. Вот поэтому художники так любят метафору.

 

Метафора-загадка Поэты задают читателям загадки. Им это нужно для того, чтобы задержать внимание читателя. В науке о литературе есть даже специальный термин - остранение .  Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам,

Метафора-загадка

Поэты задают читателям загадки. Им это нужно для того, чтобы задержать внимание читателя.

В науке о литературе есть даже специальный термин - остранение .

Писатель специально затрудняет художественную форму, чтобы читатель не скользил глазами по строчкам, "узнавая" предметы описания, а, наоборот, как бы пробирался, или даже продирался, через "странную" форму к новым, нужным писателю, смыслам.

 Приемов остранения чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о чем идет речь. Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не

Приемов остранения чрезвычайно много. Один из них заключается в том, что поэт задает читателям загадки в прямом смысле этого слова: вместо того, чтобы просто назвать предмет, автор приводит его описание, а читатель должен догадаться, о чем идет речь.

Все это нужно поэту для того, чтобы читатель не "про­скочил" мимо образа, а замедлил чтение, остановился — и в привычном, знакомом, а то и скучном увидел что-то новое, неожиданное. Чтобы это новое увидеть, загадки нужно уметь расшифровывать.

Задание:  прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока По беломраморным щекам  Струились крупные бериллы.  Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока

По беломраморным щекам

Струились крупные бериллы.

Найдите метафору.

Задание:  прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока  По беломраморным щекам  Струились крупные бериллы.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Блока

По беломраморным щекам

Струились крупные бериллы.

Метафора-загадка  Бы вает, что признаки предмета не перечисляются, просто одно слово употреблено вместо другого. Это уже

Метафора-загадка

Бы вает, что признаки предмета не перечисляются, просто одно слово употреблено вместо другого. Это уже "загадка" в чистом виде.

Для такого поэтического словоупотребления ученый-филолог Ю.И. Левин предложил термин метафора-загадка.

Задание:  прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского

Задание:

прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского "Конец осенней сказки":

Неустанно ночи длинной

Сказка черная лилась,

И багровый над долиной

Загорелся поздно глаз.

Найдите метафору.

Задание:  прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского

Задание:

прочитайте отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского "Конец осенней сказки":

Неустанно ночи длинной

Сказка черная лилась,

И багровый над долиной

Загорелся поздно глаз.

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через дорогу поползли.   В этом контексте - сразу две метафоры-загадки. Найдите их.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения Ф. И. Тютчева

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через дорогу поползли.

 

В этом контексте - сразу две метафоры-загадки.

Найдите их.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли , (метель) Опять серебряные змеи Через дорогу поползли . (поземка)   В этом контексте - сразу две метафоры-загадки. Найдите их.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли , (метель)

Опять серебряные змеи

Через дорогу поползли . (поземка)

 

В этом контексте - сразу две метафоры-загадки.

Найдите их.

Глагольная метафора Термин метафора переводится как

Глагольная метафора

Термин метафора переводится как "перенос". Об этом мы уже говорили. Название одного предмета или явления может быть перенесено на другой предмет или явление, если поэт увидит в них сходство. Это касается и действий: одному предмету могут быть приписаны действия другого. В стихах лес может разговаривать, книжка — убежать вприпрыжку под кровать, а день - сгореть, оставив "немного дыма и немного пепла". Мы часто встре­чаемся с глагольными метафорами и в обычной речи: время ползет, мурлыкать себе под нос, отравить праздник, веселье так и кипело, конкуренты не дремлют и т.п.

Легкий ветер на дорогу вышел  И не поздоровался со мной. (А. Прокофьев.) В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него даже можно обидеться за то, что

Легкий ветер на дорогу вышел

И не поздоровался со мной. (А. Прокофьев.)

В этом отрывке ветер абсолютно равен человеку, и на него даже можно обидеться за то, что "не поздоровался"...

Однако олицетворение - это только частный случай ме­тафоры вообще . Глагольная метафора олицетворением не исчерпывается. В каждом отдельном случае вам нужно будет разобраться, какие два предмета или явления сбли­жаются в сознании писателя и в чем именно он видит их сходство.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского "Топилась печь. Огонь дрожал во тьме...".

Топилась печь. Огонь дрожал во тьме.

Древесные угли чуть-чуть искрились.

Но мысли о зиме, о всей зиме

Каким-то странным образом роились.

 

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения И. Бродского "Топилась печь. Огонь дрожал во тьме...".

Топилась печь. Огонь дрожал во тьме.

Древесные угли чуть-чуть искрились.

Но мысли о зиме, о всей зиме

Каким-то странным образом роились.

 

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета  Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,  Если луна с высоты прямо глядит на меня  И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами  По полу, комнату всю дымом прозрачным поя...  1850    Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета

Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,

Если луна с высоты прямо глядит на меня

И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами

По полу, комнату всю дымом прозрачным поя...

1850

 

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета  Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,  Если луна с высоты прямо глядит на меня  И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами  По полу, комнату всю дымом прозрачным поя...  1850    Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения А. Фета

Любо мне в комнате ночью стоять у окошка в потемках,

Если луна с высоты прямо глядит на меня

И, проникая стекло, нарисует квадраты лучами

По полу, комнату всю дымом прозрачным поя...

1850

 

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения  Ведь ночи играть садятся в шахматы  Со мной на лунном паркетном полу...  1916, 1945     Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мной на лунном паркетном полу...

1916, 1945

 

Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения  Ведь ночи играть садятся в шахматы  Со мной на лунном паркетном полу...  1916, 1945     Найдите метафору.

Задание: прочитайте отрывок из стихотворения

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мной на лунном паркетном полу...

1916, 1945

 

Найдите метафору.

При составлении презентации были использованы материалы  учебного пособия «Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8 – 11 классы» авторской группы: Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая,  С.А. Шаповал.

При составлении презентации

были использованы материалы

учебного пособия

«Литература. Учимся понимать художественный текст.

Задачник-практикум. 8 – 11 классы»

авторской группы:

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко,

Л.А. Концевая, С.А. Шаповал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!