Колеса Победы
Автомобили в первые дни Великой Отечественной войны
Ни до, ни после мир не знал войны кровопролитнее, чем Вторая мировая. Позже ее назовут "войной моторов". Действительно, борьба шла не только между народами, но и между машинами, которые они создавали... Для нужд фронта было мобилизовано все, что имелось в народном хозяйстве.
Полноприводные внедорожники
Первые советские легковые вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, используемые и как штабные автомобили, и как тягачи для легких орудий и минометов.
ГАЗ-64
ГАЗ-67
Части автомобильных войск и материального снабжения перед войной комплектовались в основном автомобилями ГАЗ-АА и ЗиС-5.
ГАЗ-АА
ЗиС-5
Знаменитая «полуторка» ГАЗ-АА , была разработана еще в 30-е годы в основу разработки был положен американский Форд. «Полуторка», потому что грузоподъёмность - полторы тонны. На них возили солдат и раненых, боеприпасы и продукты.
Особенно широко применялись эти автомобили на ладожской «Дороге жизни», связывавшей зимой 1941-42 года осажденный фашистами Ленинград с Большой землей. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная магистраль. Лед еще не успел окрепнуть, а через озеро уже пробирались ощупью сначала пешеходы и всадники, затем машины с грузом. По «Дороге жизни» отважные советские люди проводили ежедневно тысячи автомобилей, много грузовиков затонуло в то время на тонком льду.
- БА-10 — бронеавтомобиль
- Применялся БА-10 в основном в отрядах разведки. К машине прилагался дополнительный комплект оборудования, который включал, в том числе, съемные гусеничные цепи. Их можно было оперативно надеть на задние колеса и значительно повысить устойчивость машины к тяжелым дорожным условиям.
В ходе войны ГАЗ – АА и ЗиС - 5 были максимально упрощены и получили индексы ГАЗ-ММ и ЗиС-5В.
ГАЗ-ММ
ЗиС-5В
Грузовики ГАЗ –ММ и ЗиС-5В сыграли немалую роль в годы войны, так как были неприхотливыми в обслуживании, имели простое устройство и высокую надёжность.
Первым автомобилем, на который устанавливался ракетная установка «Катюша», был «ЗиС–6». Этот грузовой автомобиль был построен на базе его предшественника «ЗиС-5» и обладал большей проходимостью.
ЗИС–6
Роль и значение автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны
Мобильность автомобильного транспорта позволяла осуществить быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и поврежденной военной техники. Исключительно важную роль он сыграл во время блокады Ленинграда, обеспечивая по знаменитой Дороге жизни связь осажденного города с внешним миром.
Огромная перевозочная работа была выполнена во время Московской, Сталинградской, Курской битв, битвы за Днепр, Белорусской стратегической операции 1944 года.
В суровые месяцы осени 1941 года партия и правительство думали об автомобилях мирного времени, которое должно было наступить после победы.
В 1943 году на Горьковском автозаводе в самый разгар Великой Отечественной Войны началась разработка ГАЗ-М20 «Победа» . Сначала построили деревянный макет, чтобы увидеть автомобиль в натуральную величину. Машине было дано имя «Победа»,в честь победы в Великой Отечественной Войне. Машина получилась красивой и необычной в сравнении с отечественными автомобилями тех лет.