МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» МР Кигинский район РБ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Волшебный мир бабочек»
для детей младшей и средней группы.
Разработчик
Воспитатель Рамазанова
Айгуль Галимулловна
Детям младшей группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир бабочек очень красочен, ярок, но напрямую недоступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой ООД выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Актуальность
Образовательные:
• Формировать у детей представления о бабочках как о насекомых, радующих наш взор.
• Формировать понимание детей о строении бабочек, их происхождении на свет, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к бабочкам.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей; развивать связную речь, побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем насекомым.
Задачи проекта:
Тип проекта: групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта: 2 недели
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Участники проекта:
Воспитатели, дети.
Проектная идея, на решение которой направлен проект
– Кто они и как появляются на свет?
- Имеют представление о самых красивых насекомых: бабочках.
• Владеют понятиями, кто такие бабочки.
• Имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знают о взаимосвязи с другими обитателями.
• Имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Ожидаемый результат:
1 этап
Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
1. Создать условия для реализации проекта:
- изготовление и подбор материала и оборудования для опытов;
2. Подобрать художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок о воздухе, подвижных и дидактических игр о ветре, информационного материала о воздухе;
3. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта:
1) ознакомиться с миром насекомых (бабочки).
2) Узнать, как они живут, чем питаются.
3) Как нужно их оберегать
4. Насыщение предметно развивающей пространственной среды группы тематическими содержанием.
Этапы проекта
2 этап.
Организация исследования в рамках проекта.
1) ООД по ознакомлению с насекомыми в младшей группе на тему «Самые красивые насекомые нашей планеты: Бабочки!»
2) ООД по ручному труду в средней группе на тему «Бабочка».
3) Беседа. «Бабочка - красавица».
4) ООД по конструированию из бумаги по технике оригами «Бабочка».
5) ООД по рисованию «Бабочка-красавица».
6) Беседа «Жизненный цикл бабочки».
7) Чтение художественной литературы (сказки, загадки, рассказы) .
- «Сказка про бабочку».
- Рассказ «Девочка и бабочка»
- Стихи про бабочек
- Динамическая пауза «Бабочка»
- Физминутка
- Отгадай загадку
8) ООД по аппликации «Бабочка».
9) ООД по лепке «Красивая бабочка»
10) Дидактические игры: «Собери бабочку»,
11) Подвижные игры: «Птичка и бабочки»
1)Презентация результатов исследовательской деятельности.
2) Коллективная работа с детьми по аппликации «Бабочки на лугу»
3) Создание альбомов «Бабочки»
4) Оформление проектной презентации
5) Создание панно «Коллекция бабочек»
3 этап.
Конспект занятия по ознакомлению с насекомыми в младшей группе на тему «Самые красивые насекомые нашей планеты: Бабочки!»
Цель: продолжать знакомить детей с миром насекомых, (бабочкой).
Задачи:
- Продолжать формировать представления у детей о насекомых, держать правильно карандаш, закрашивать рисунок не заходя за линии;
- Развивать речь, внимание, воображение, мышление, память;
- Воспитывать интерес и любовь к прекрасному, эмоциональную отзывчивость на красоту созданную природой.
Приложение 1
Фотоотчет к приложению 1
Конспект занятия по ручному труду в средней группе
Тема: Бабочка.
Цели:
- Расширить знания детей о бабочках, расширять и активизировать словарь по теме.
- Воспитывать эмоциональный отклик на красоту бабочки, описание его в стихотворной форме.
- Способствовать развитию бережного отношения к живой природе.
- Развивать цветовое восприятие, мелкую моторику пальцев, и кистей
- Формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала.
Приложение 2
Фотоотчет к приложению 2
Приложение 3
Беседа на тему: Бабочка – красавица.
Цель:
познакомить с жизнедеятельностью бабочек, их строением (наличие шести ног, разделенного на три части туловища и усиков, развитием.
Фотоотчет к приложению 3.
Приложение 4
Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике оригами «Бабочка».
Цель: научить детей конструировать из бумаги бабочку. Программные задачи: образовательные: - познакомить детей с техникой оригами;
- формировать умение детей складывать базовую форму оригами - двойной треугольник; - закрепление навыков работы с бумагой; - формировать эстетический вкус; закрепить умение отгадывать загадки
развивающие: - развивать умение детей складывать бумагу квадратной формы в разных направлениях, тщательно проглаживать линии сгиба;
развивать мелкую моторику, глазомер, конструктивные способности.
воспитательные: - воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность;
-воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым.
Фотоотчет к приложению 4.
Приложение 5
Конспект ООД в средней группе «Бабочка-красавица»
Рисование в технике монотипия.
Программные задачи:
1. Образовательные: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования - «монотипия».
2. Воспитательные: воспитывать любовь к природе и бережное отношение ; самостоятельность, наблюдательность, аккуратность,
3. Развивающие: Развивать творческие способности, фантазию, эстетическое и образное восприятие; ручную умелость и мелкую моторику детей.
Фотоотчет к приложению 5.
Приложение 6
Беседа на тему « Жизненный цикл Бабочки».
Цель:
Расширить знания детей о бабочках. Познакомить с некоторыми бабочками. Закрепить знания детей о развитии насекомого.
Фотоотчет к приложению 6
Приложение 7
- Сказка про бабочку.
- Рассказ «Девочка и бабочка».
- Стихи про бабочек.
-Динамическая пауза «Бабочка»
- Физкультминутка.
- Отгадай загадку.
Приложение 8
Конспект занятия по аппликации в младшей группе
‹‹ Бабочка красавица››
Цель: научить детей создавать несложную композицию из геометрических фигур. Активизировать самостоятельность детей.
Задачи:
- закреплять название фигур
- развивать мелкую моторику рук
- воспитывать любовь у детей к окружающему миру, живой природе, насекомым.
- закрепляем название цветов( желтый, зеленый, оранжевый и тд)
- способствовать развитию творческих способностей.
Фотоотчет к приложению 8
Приложение 9
Конспект занятия в средней группе по лепке «Красивая бабочка»
Цель: Систематизировать знания детей о жизненном цикле бабочек.
Задачи:
- Закрепить умение лепить симметричное изображение бабочки.
- Воспитывать любовь к природе, формировать представление о том, что всё в природе взаимосвязано.
- Развивать чувство цвета, умение подбирать цвета при составлении узора,
- Получать радость от результатов коллективной работы.
Фотоотчет к приложению 9
Приложение 10
Развивающая игра «Собери картинку»
Цель игры: Формирование представлений о целостности картинки.
Задачи:
- Учить детей соединять отдельные части в одно целое.
- Развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сообразительность, быстроту в умение находить части по цветовой гамме, по форме, по размеру, по количеству. -
- Формировать интерес к игре.
Фотоотчет к приложению 10
Приложение 11
Подвижная игра «Бабочки на лугу».
Цель игры:
развивать у детей умение выполнять характерные действия, упражнять в приседании, действовать по сигналу воспитателя.
Фотоотчет к приложению 11
Фотоотчет к заключительному этапу.
1. Коллективная работа в средней группе по аппликации «Бабочки на лугу».
2. Создала панно «Коллекция бабочек».
3. Сделала альбомы «Разнообразные бабочки», «Жизненный цикл бабочки».