СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Бессоюзное сложное предложение. Тире в БСП.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Бессоюзное сложное предложение. Тире в БСП.»

БСП  со значением противопоставления, времени, условия и следствия.  Тире в БСП

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Вспомним, когда  в БСП ставится : пояснительная интонация (ставится двоеточие) при причинно-  пояснительных отношениях между частями БСП

Вспомним, когда в БСП ставится :

пояснительная интонация

(ставится двоеточие)

при причинно-

пояснительных отношениях

между частями БСП

С пишите, вставьте где надо двоеточие, объясните его постановку Во дни веселий и желаний я был от балов без ума верней нет места для признаний и для вручения письма.  Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. Я выглянул в окно всё было мрак и вихорь.  Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна справа запад тёмно-красный, слева бледная луна.

С пишите, вставьте где надо двоеточие, объясните его постановку

  • Во дни веселий и желаний я был от балов без ума верней нет места для признаний и для вручения письма.
  • Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
  • Я выглянул в окно всё было мрак и вихорь.
  • Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна справа запад тёмно-красный, слева бледная луна.
Настанет  утро – двинемся в путь. Когда  настанет  утро , двинемся в путь.  БСП со значением времени

Настанет утродвинемся в путь.

Когда настанет утро , двинемся в путь.

БСП со значением времени

Совесть потеряешь - другой не купишь Если совесть потеряешь - другой не купишь ).   БСП со значением условия

Совесть потеряешь - другой не купишь

Если совесть потеряешь - другой не купишь ).

  БСП со значением условия

Ты  запела песню светлую - колокольчики  звенят .  Ты  запела песню светлую, как будто  колокольчики  звенят ). БСП со значение сравнения

Ты запела песню светлую - колокольчики звенят .

Ты запела песню светлую, как будто колокольчики звенят ).

БСП со значение сравнения

Чин  следовал ему – он службу вдруг оставил . Чин  следовал ему, а  он службу вдруг оставил .   БСП со значением противопоставления

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил .

Чин следовал ему, а он службу вдруг оставил .

 

БСП со значением противопоставления

№ Предложение 1 Не нашёл в себе - не ищи в других. 2 Одно полено не горит и в печи - два полена не гаснут и в поле. 3 Река вышла из берегов - залило прибрежные посевы. 4 С крыш свесились сосульки - началась капель. 5 Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.

Предложение

1

Не нашёл в себе - не ищи в других.

2

Одно полено не горит и в печи - два полена не гаснут и в поле.

3

Река вышла из берегов - залило прибрежные посевы.

4

С крыш свесились сосульки - началась капель.

5

Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.

№ Причина постановки тире 1 (значение частей БСП) значение условия 2 значение противопоставления 3 значение следствия (времени) 4 значение следствия (времени) 5 значение противопоставления

Причина постановки тире

1

(значение частей БСП)

значение условия

2

значение противопоставления

3

значение следствия (времени)

4

значение следствия (времени)

5

значение противопоставления

6 Биться в одиночку - жизни не перевернуть. 7 Проголодаешь­ся - хлеба достать догадаешься. 8 Наступила тишина - природа словно подозрительно прислушивалась. 9 Служить бы рад - при­служиваться тошно. 10 Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.

6

Биться в одиночку - жизни не перевернуть.

7

Проголодаешь­ся - хлеба достать догадаешься.

8

Наступила тишина - природа словно подозрительно прислушивалась.

9

Служить бы рад - при­служиваться тошно.

10

Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.

6 значение условия 7 значение условия (времени) 8 значение сравнения 9 значение противопоставления 10 значение неожиданного присоединения

6

значение условия

7

значение условия (времени)

8

значение сравнения

9

значение противопоставления

10

значение неожиданного присоединения

Задание № 1   (а) спишите, объясняя постановку знаков препинания; (б) подчеркните грамматические основы;  (в) составьте схемы предложений:   (1) Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови – все молчат. (2) Я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат. (3) Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле. (4) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. (5) У зайцев шерсть побелела – зима близко.

Задание № 1 (а) спишите, объясняя постановку знаков препинания; (б) подчеркните грамматические основы; (в) составьте схемы предложений:

  • (1) Он засмеется – все хохочут, нахмурит брови – все молчат.

(2) Я стал звать хозяина – молчат; стучу – молчат. (3) Ввысь взлетает Сокол – жмется Уж к земле. (4) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

(5) У зайцев шерсть побелела – зима близко.

№ 1 Предложение 2 Причина постановки тире [ Он  засмеется ] 1 – [ все  хохочут ] 2 , [ нахмурит брови] 3 – [ все  молчат ] 4 . [ Я  стал звать хозяина] 1 – [ молчат ] 2 ; [ стучу ] 3 – [ молчат ] 4 . 3 Предложения №№ 1, 3 называют условие того, о чем говорится в предложениях №№ 2, 4.   4 Предложения №№ 2, 4 являются результатом того, о чем говорится в предложениях №№ 1, 3. [    ] - [  ]; [  ] - [  ]. [Ввысь взлетает  Сокол ] 1 – [ жмется  Уж к земле] 2 . [    ] - [    ], [  ] - [    ]. Содержание предложения № 1 противопоставлено содержанию предложения № 2. [Вдруг мужики с топорами явились ] 1 – [ лес  зазвенел , застонал , затрещал ] 2 . 5 [    ] - [    ]. Предложение № 2 имеет значение следствия, результата того, о чем говорится в предложении № 1. [    ] - [    ,  ,  ]. [У зайцев шерсть  побелела ] 1 – [ зима  близко ] 2 . Предложение № 2 имеет значение следствия того, о чем говорится в предложении № 1. [    ] - [    ]. Ключ:

1

Предложение

2

Причина постановки тире

[ Он засмеется ] 1 – [ все хохочут ] 2 , [ нахмурит брови] 3 – [ все молчат ] 4 .

[ Я стал звать хозяина] 1 – [ молчат ] 2 ; [ стучу ] 3 – [ молчат ] 4 .

3

Предложения №№ 1, 3 называют условие того, о чем говорится в предложениях №№ 2, 4.

 

4

Предложения №№ 2, 4 являются результатом того, о чем говорится в предложениях №№ 1, 3.

[ ] - [ ]; [ ] - [ ].

[Ввысь взлетает Сокол ] 1 – [ жмется Уж к земле] 2 .

[ ] - [ ], [ ] - [ ].

Содержание предложения № 1 противопоставлено содержанию предложения № 2.

[Вдруг мужики с топорами явились ] 1 – [ лес зазвенел , застонал , затрещал ] 2 .

5

[ ] - [ ].

Предложение № 2 имеет значение следствия, результата того, о чем говорится в предложении № 1.

[ ] - [ , , ].

[У зайцев шерсть побелела ] 1 – [ зима близко ] 2 .

Предложение № 2 имеет значение следствия того, о чем говорится в предложении № 1.

[ ] - [ ].

Ключ:

Задание № 2   осуществите синтаксический разбор предложений и составьте их схемы:   (1) Уж небо осенью дышало, / Уж реже солнышко блистало, / Короче становился день, / Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась, / Ложился на поля туман, / Гусей крикливых караван / Тянулся к югу: приближалась / Довольно скучная пора; / Стоял ноябрь уж у двора.

Задание № 2 осуществите синтаксический разбор предложений и составьте их схемы:

(1) Уж небо осенью дышало, / Уж реже солнышко блистало, / Короче становился день, / Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась, / Ложился на поля туман, / Гусей крикливых караван / Тянулся к югу: приближалась / Довольно скучная пора; / Стоял ноябрь уж у двора.

(1) [Уж небо осенью дышало ] 1 , / [Уж реже солнышко  блистало ] 2 , / [ Короче становился  день] 3 , / [Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась ] 4 , / [ Ложился на поля туман] 5 , / [Гусей крикливых караван / Тянулся к югу] 6 : [ приближалась / Довольно скучная пора ] 7 ; / [ Стоял  ноябрь уж у двора] 8 . [    ] 1 , [    ] 2 , [    ] 3 , [    ] 4 , [    ] 5 , [    ] 6 : [    ] 7 ; [    ] 8 .

(1) [Уж небо осенью дышало ] 1 , / [Уж реже солнышко блистало ] 2 , / [ Короче становился день] 3 , / [Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась ] 4 , / [ Ложился на поля туман] 5 , / [Гусей крикливых караван / Тянулся к югу] 6 : [ приближалась / Довольно скучная пора ] 7 ; / [ Стоял ноябрь уж у двора] 8 .

[ ] 1 , [ ] 2 , [ ] 3 , [ ] 4 , [ ] 5 , [ ] 6 : [ ] 7 ; [ ] 8 .

( 2) Встает заря во мгле холодной; / На нивах шум работ умолк; / С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк; / Его почуя, конь дорожный / Храпит – и путник осторожный / Несется в гору во весь дух; / На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок; / В избушке распевая, дева / Прядет, и, зимних друг ночей, / Трещит лучинка перед ней.

( 2) Встает заря во мгле холодной; / На нивах шум работ умолк; / С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк; / Его почуя, конь дорожный / Храпит – и путник осторожный / Несется в гору во весь дух; / На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева, / И в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок; / В избушке распевая, дева / Прядет, и, зимних друг ночей, / Трещит лучинка перед ней.

(2) [ Встает  заря во мгле холодной] 1 ; / [На нивах шум работ умолк ] 2 ; / [С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк ] 3 ; / [ Его почуя , конь дорожный / Храпит ] 4  – и [ путник осторожный / Несется в гору во весь дух] 5 ; / [На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева] 6 , / И [в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок ] 7 ; / [ В избушке распевая , дева / Прядет ] 8 , и, [ зимних друг ночей , / Трещит  лучинка перед ней] 9 .  [    ] 1 ; [    ] 2 ; [    ] 3 ; [ ǀ  ǀ ,    ] 4 - и [    ] 5 ; [    ] 6 ,  и [    ] 7 ; [ǀ ǀ ,    ], 8 и, [  ,    ] 9 .

(2) [ Встает заря во мгле холодной] 1 ; / [На нивах шум работ умолк ] 2 ; / [С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк ] 3 ; / [ Его почуя , конь дорожный / Храпит ] 4  – и [ путник осторожный / Несется в гору во весь дух] 5 ; / [На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева] 6 , / И [в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок ] 7 ; / [ В избушке распевая , дева / Прядет ] 8 , и, [ зимних друг ночей , / Трещит лучинка перед ней] 9 .

[ ] 1 ; [ ] 2 ; [ ] 3 ; [ ǀ ǀ , ] 4 - и [ ] 5 ; [ ] 6 ,

и [ ] 7 ; [ǀ ǀ , ], 8 и, [ , ] 9 .

 

 

Ключ: (1) [Уж небо осенью дышало ] 1 , / [Уж реже солнышко  блистало ] 2 , / [ Короче становился  день] 3 , / [Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась ] 4 , / [ Ложился на поля туман] 5 , / [Гусей крикливых караван / Тянулся к югу] 6 : [ приближалась / Довольно скучная пора ] 7 ; / [ Стоял  ноябрь уж у двора] 8 . [    ] 1 , [    ] 2 , [    ] 3 , [    ] 4 , [    ] 5 , [    ] 6 : [    ] 7 ; [    ] 8 .   (2) [ Встает  заря во мгле холодной] 1 ; / [На нивах шум работ умолк ] 2 ; / [С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк ] 3 ; / [ Его почуя , конь дорожный / Храпит ] 4  – и [ путник осторожный / Несется в гору во весь дух] 5 ; / [На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева] 6 , / И [в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок ] 7 ; / [ В избушке распевая , дева / Прядет ] 8 , и, [ зимних друг ночей , / Трещит  лучинка перед ней] 9 . [    ] 1 ; [    ] 2 ; [    ] 3 ; [ ǀ  ǀ ,    ] 4 - и [    ] 5 ; [    ] 6 , и [    ] 7 ; [ǀ ǀ ,    ], 8 и, [  ,    ] 9 .  

Ключ:

(1) [Уж небо осенью дышало ] 1 , / [Уж реже солнышко блистало ] 2 , / [ Короче становился день] 3 , / [Лесов таинственная сень / С печальным шумом обнажалась ] 4 , / [ Ложился на поля туман] 5 , / [Гусей крикливых караван / Тянулся к югу] 6 : [ приближалась / Довольно скучная пора ] 7 ; / [ Стоял ноябрь уж у двора] 8 .

[ ] 1 , [ ] 2 , [ ] 3 , [ ] 4 , [ ] 5 , [ ] 6 : [ ] 7 ; [ ] 8 .

 

(2) [ Встает заря во мгле холодной] 1 ; / [На нивах шум работ умолк ] 2 ; / [С своей волчихою голодной / Выходит на дорогу волк ] 3 ; / [ Его почуя , конь дорожный / Храпит ] 4  – и [ путник осторожный / Несется в гору во весь дух] 5 ; / [На утренней заре пастух / Не гонит уж коров из хлева] 6 , / И [в час полуденный в кружок / Их не зовет его рожок ] 7 ; / [ В избушке распевая , дева / Прядет ] 8 , и, [ зимних друг ночей , / Трещит лучинка перед ней] 9 .

[ ] 1 ; [ ] 2 ; [ ] 3 ; [ ǀ ǀ , ] 4 - и [ ] 5 ; [ ] 6 , и [ ] 7 ;

[ǀ ǀ , ], 8 и, [ , ] 9 .

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!