СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся", к практическому занятию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся", к практическому занятию

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся", к практическому занятию»

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить , коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить . А ещё надо добрую песню сл…жить . И это далеко не все д…ла, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил  р…бенка , – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить , коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить . А ещё надо добрую песню сл…жить . И это далеко не все д…ла, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил р…бенка , – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

Расул Гамзатович Гамзатов был не только выдающимся поэтом, но и публицистом, прозаиком, переводчиком, имя этого дагестанского поэта связывает народы и поколения нашей страны

Расул Гамзатович Гамзатов был не только выдающимся поэтом, но и публицистом, прозаиком, переводчиком, имя этого дагестанского поэта связывает народы и поколения нашей страны

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить , коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить . А ещё надо добрую песню сл…жить . И это далеко не все д…ла, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил  р…бенка , – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов)

У человека на Земле много дел. Надо дерево пос…дить , коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить . А ещё надо добрую песню сл…жить . И это далеко не все д…ла, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил р…бенка , – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

Практическое занятие 3.   Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся  Цель: закрепление умения безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; повторение правил, определяющих написание орфограмм в корне; формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов.

Практическое занятие 3. Безударные гласные в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

Цель: закрепление умения безошибочно опознавать слова с изученными орфограммами; повторение правил, определяющих написание орфограмм в корне; формирование устойчивого навыка правописания чередующихся гласных в корнях слов.

Безударные гласные в корне и три пути Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь Направо пойдешь – чередующуюся гласную найдешь Гласные…

Безударные гласные в корне и три пути

Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь

Направо пойдешь – чередующуюся гласную найдешь

Гласные…

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно учить. Но в некоторых случаях нам поможет этимология Этимология - отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова. Щ е петильный Пров о лока

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь

Слова с непроверяемыми гласными в корне нужно учить.

Но в некоторых случаях нам поможет этимология

Этимология - отдел языкознания, изучающий происхождение слов, а также само происхождение того или иного слова.

Щ е петильный

Пров о лока

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь Щ е петильный – соблюдающий правила и принципы во всем до мелочей. Мелочь – собственно щепка, этим же словом можно проверить первую гласную Е.  Через щепку появляется у сложного слова щепетильный несколько родственных: расщепить, отщепенец и даже чепуха .

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь

Щ е петильный – соблюдающий правила и принципы во всем до мелочей.

Мелочь – собственно щепка, этим же словом можно проверить первую гласную Е.

Через щепку появляется у сложного слова щепетильный несколько родственных: расщепить, отщепенец и даже чепуха .

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь Пров о лока – получается от того, что нагретую металлическую заготовку волочат, то есть протягивают через отверстие. С помощью слова «волочить» находим еще родственные связи: волк (волочит жертву), волокита (затягивание дела), наволочка (то, что натягивают на подушку).

Налево пойдешь – непроверяемому гласную найдешь

Пров о лока – получается от того, что нагретую металлическую заготовку волочат, то есть протягивают через отверстие.

С помощью слова «волочить» находим еще родственные связи: волк (волочит жертву), волокита (затягивание дела), наволочка (то, что натягивают на подушку).

Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь Нужно верно подобрать проверочное слово

Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь

Нужно верно подобрать проверочное слово

Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь Нужно верно подобрать проверочное слово п..тнистый кр..чать ст..кольный ..довитый сл..дить оп..риться м..довый цв..тной в...здушный ж...мчужина

Прямо пойдешь – проверочную гласную найдешь

Нужно верно подобрать проверочное слово

п..тнистый

кр..чать

ст..кольный

..довитый

сл..дить

оп..риться

м..довый

цв..тной

в...здушный

ж...мчужина

Направо пойдешь – чередующуюся гласную найдешь Здесь нужно применять правило! Корни, с чередующимися гласными можно разделить на: Корни, где смотрим на согласную Корни, где смотрим на ударение Корни, где зависит от последующего суффикса (или где нам помогает Ира) Корни, где смотрим на смысл

Направо пойдешь – чередующуюся гласную найдешь

Здесь нужно применять правило!

Корни, с чередующимися гласными можно разделить на:

  • Корни, где смотрим на согласную
  • Корни, где смотрим на ударение
  • Корни, где зависит от последующего суффикса (или где нам помогает Ира)
  • Корни, где смотрим на смысл
Корни с чередующимися гласными, где смотрим на согласную -лаг-/-лож- Г  – пишем А , Ж – пишем О   - раст-/-ращ-/-рос- СТ,Щ – пишем А , С – пишем О   -скак-/-скоч- предпо лА г ать К – пишем А , Ч – пишем О пред лО ж ить   рА ст ет, вы рА щ ивать вы рО с    под скА к ивать под скО ч ить  Исключения: полог,  Ростислав, Ростов, росток, ростовщик, отрасль, на вырост, скачу, скачи, скачок
  • Корни с чередующимися гласными, где смотрим на согласную

-лаг-/-лож-

Г – пишем А , Ж – пишем О

- раст-/-ращ-/-рос-

СТ,Щ – пишем А , С – пишем О

-скак-/-скоч-

предпо лА г ать

К – пишем А , Ч – пишем О

пред лО ж ить

рА ст ет, вы рА щ ивать

вы рО с

под скА к ивать

под скО ч ить

Исключения: полог, Ростислав, Ростов, росток, ростовщик, отрасль, на вырост, скачу, скачи, скачок

2. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на ударение -гор-/-гар- без ударения – О под ударением - А  - твар-/-твор- -клан-/-клон- без ударения – О под ударением – то, что слышится  -зар-/-зор- без ударения – А под ударением – О за гАр за гор Ел   клАн яться, по клОн, с клон Ение  твОр чество, твор Ить    зОр ька зар нИца        Исключения: выгарки, пригарь, утварь

2. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на ударение

-гор-/-гар-

без ударения – О

под ударением - А

- твар-/-твор-

-клан-/-клон-

без ударения – О

под ударением – то, что слышится

-зар-/-зор-

без ударения – А

под ударением – О

за гАр

за гор Ел

клАн яться, по клОн, с клон Ение

твОр чество, твор Ить

зОр ька

зар нИца

Исключения: выгарки, пригарь, утварь

3. Корни с чередующимися гласными, где нам помогает Ира А. -бер-/-бир- -пер-/-пир- -дер-/-дир- -тер-/-тир- -мер-/-мир- Так как многие корни заканчиваются на –ир-, то в слове возникает ИРА. Если Иры нет, то смело пишем Е  Б. Остальные корни хоть и без ИРЫ, но принцип тот же: вижу А – пишу И -блест-/-блист-, -жег-/-жиг- -стел-/-стил-, -чет-/-чит- -а- (-я-)/-им- (-ин-)    вы бИР Ать – вы бЕр у за дИР Ать - за дЕр у          блИст Ать – блЕст еть вы чИт Ать – вы чЕ л вспомИНАть - памЯть         Исключения: сочетать, сочетание

3. Корни с чередующимися гласными, где нам помогает Ира

А. -бер-/-бир-

-пер-/-пир-

-дер-/-дир-

-тер-/-тир-

-мер-/-мир-

Так как многие корни заканчиваются на –ир-, то в слове возникает ИРА. Если Иры нет, то смело пишем Е

Б. Остальные корни хоть и без ИРЫ, но принцип тот же: вижу А – пишу И

-блест-/-блист-, -жег-/-жиг-

-стел-/-стил-, -чет-/-чит-

-а- (-я-)/-им- (-ин-)

вы бИР Ать – вы бЕр у

за дИР Ать - за дЕр у

блИст Ать – блЕст еть

вы чИт Ать вы чЕ л

вспомИНАть - памЯть

Исключения: сочетать, сочетание

Обращаем внимание! По поводу корней –мер-/-мир- : они будут с чередованием только для слов типа умереть – умирать, замереть – замирать.   Во всех остальных значениях это нормальные проверяемые корни:  Пом_рить платье – мЕрка – момЕрить Прим_риться – мИр- примИриться

Обращаем внимание!

По поводу корней –мер-/-мир- : они будут с чередованием только для слов типа умереть – умирать, замереть – замирать.

Во всех остальных значениях это нормальные проверяемые корни:

Пом_рить платье – мЕрка – момЕрить

Прим_риться – мИр- примИриться

3. Корни с чередующимися гласными, где нам помогает Ира  Б. Есть корень -кас-/-кос-, Пишем А, если есть суффикс А    кас Ание - кос нулся

3. Корни с чередующимися гласными, где нам помогает Ира

Б. Есть корень -кас-/-кос-,

Пишем А, если есть суффикс А

кас Ание - кос нулся

4. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на смысл  -мок-/-мак- Пишем О там, где что-то либо полностью покрыто жидкостью, либо пропитано ею   Пишем А там, где что-то ненадолго погружается в жидкость мОк нуть под дождем, про мОк ший плащ     об мАк нуть кисть в краску, об мАк нуть печенье в чай

4. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на смысл

-мок-/-мак-

Пишем О там, где что-то либо полностью покрыто жидкостью, либо пропитано ею

Пишем А там, где что-то ненадолго погружается в жидкость

мОк нуть под дождем, про мОк ший плащ

об мАк нуть кисть в краску,

об мАк нуть печенье в чай

4. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на смысл  -ровн-/-равн- Пишем О там, где идет речь о ровной (гладкой) поверхности    Пишем А там, где речь идет о приведении к единству, к равности раз рОвн ять землю, вы рОвн ять тон кожи     с рАвн ять  счет, по рАвн ять с человеком          Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень

4. Корни с чередующимися гласными, где смотрим на смысл

-ровн-/-равн-

Пишем О там, где идет речь о ровной (гладкой) поверхности

Пишем А там, где речь идет о приведении к единству, к равности

раз рОвн ять землю,

вы рОвн ять тон кожи

с рАвн ять счет, по рАвн ять с человеком

Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень

5. Еще одна группа корней, где смотрим … и удивляемся!  -плав-/-плов-/-плыв-  По сути, и правила нет! Везде пишем А, кроме слов ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА и ПЛЫВУН

5. Еще одна группа корней, где смотрим … и удивляемся!

-плав-/-плов-/-плыв-

По сути, и правила нет!

Везде пишем А, кроме слов ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА и ПЛЫВУН

Группа 1 Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду, отвратительный р_стовщик.

Группа 1

Прил_гаемые усилия, легкое прик_сновение, бл_стающий на балу, вым_кший под дождем, ур_внять в правах, соч_тание звуков, непром_каемый тент, р_весник века, вьющееся р_стение, зам_реть от восторга, разж_гать вражду, отвратительный р_стовщик.

Группа 2 Распол_житься на отдых, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.

Группа 2

Распол_житься на отдых, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, к_снуться вопроса, написать изл_жение, обж_гать пальцы, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, выр_щенный р_сток, прот_реть окна.

Задание 3. Возможно ли проверить гласную в данных словах? Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения. Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах. Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.

Задание 3. Возможно ли проверить гласную в данных словах? Объясните значения данных слов и составьте с ними предложения.

Образец: Альманах — сборник произведений различных авторов. Вскоре был выпущен альманах.

Аплодировать, интеллигентный, конфликт, интеллект, компетентность, лаконичный, дискриминация, референдум.