Часть I
ИСТОРИЯ
Мир художественной культуры эпохи Возрождения
Подготовила учитель
Истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева Светлана Михайловна
7 КЛАСС
Уильям Шекспир: «Какое чудо природы человек!»
Английский поэт, драматург,
режиссёр, актёр
Что за мастерское создание — человек!
Как благороден разумом!
Как бесконечен способностью!..
Краса вселенной! Венец всего живущего!»
«Гамлет»
Комедии:
«Много шума из ничего»,
«Венецианский купец»,
«Укрощение строптивой»,
«Сон в летнюю ночь» и др.
Исторические хроники:
«Ричард II», «Ричард III», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VIII» и др.
Трагедии:
«Король Лир», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет» и др.
Уильям Шекспир «Король Лир»
Шекспир заставил короля Лира – некогда жестокого правителя, пройти через всяческие испытания, на которые обречен человек, не защищенный привилегиями власти и богатства, чтобы показать, как велики страдания народа.
« … Пускай богач
Изнеженный, забывши справедливость, Бесчувственно слепой, весь гнев небес
Изведает вполне; тогда он станет
Делиться с бедными своим избытком,
Тогда не будет нищеты…»
«Когда попов пахать заставят,
Трактирщик пива не разбавит,
Портной концов не утаит,
Сожгут не ведьм, а волокит,
В судах наступит правосудье,
Долгов не будут делать люди,
Забудет клеветник обман,
И не полезет вор в карман,
Закладчик бросит деньги в яму,
Развратчик станет строить храмы,
— Тогда придёт конец времён,
И пошатнётся Альбион…»
Уильям Шекспир «Гамлет»
Гамлет - герой мысли, его можно назвать «королем философов» своей эпохи. Философия Гамлета приводит его к познанию мира, социальных отношений, побуждает активно вмешаться в ход событий и осуществить свою миссию — «вправить» век в колею справедливости.
Смерть отца — первая катастрофа в жизни Гамлета с которой к нему приходит смутное подозрение, что в жизни «нет и не может быть добра». Нужно это проверить, понять новый открывшийся ему мир.
«Подгнило что-то в Датском королевстве».
Вторая катастрофа — Гамлет узнает об убийстве отца. Новый сдвиг происходит в его мыслях и жизнеощущении. Рождается сознание огромной возложенной на него миссии: восстановить расшатавшийся век.
«Век вывихнут. О злобный жребий мой!
Век вправить должен я своей рукой».
Это сознание вытекает из общих гуманистических принципов той эпохи, когда весь мир переделывался заново и долг каждого честного и мыслящего человека состоял в том, чтобы помочь рождению нового мира.
Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»
Перед юными влюблёнными
Ромео Мотекки и Джульеттой Капулетти
встают такие проблемы, как: свобода личности и свобода чувств, право выбора, которое приходится завоевывать в жестокой борьбе против косных взглядов феодального общества. Герои гибнут, ибо мир произвола,
предрассудков и расчёта враждебен подлинному чувству.
«Две равно уважаемых семьи В Вероне, где встречают нас событья, Ведут междоусобные бои И не хотят унять кровопролитья. Друг друга любят дети главарей, Но им судьба подстраивает козни, И гибель их у гробовых дверей Кладет конец непримиримой розни».
Мигель Сервантес Сааведра «Дон Кихот»
Дон Кихот - рыцарь, философ, моралист,
мудрец. Идеи Дон Кихота прогрессивны.
Они порождены эпохой Возрождения,
великой эпохой борьбы против
феодализма.
Он считает, что порочный человек
благородного происхождения хуже, чем добродетельный человек самого простого
звания и низкого происхождения .
«Пусть слёзы бедняка вызовут в тебе при одинаково сильном чувстве справедливости больше сострадания, чем жалобы богача».
Мудрость Дон Кихота совершенно не несет церковного характера. Он мечтает не о небесном, а о земном счастье человечества и всегда готов дать добрый совет нуждающемуся.
«А все ж упрямо жду, Что на земле небесный рай найду».