СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Частица как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация Частица как часть речи»

П Р Ч Е И Т С А И Т Л А Г А О Е Л Н Р Е Ь И П С З Ю О Т Е Ь Л Ч И С Л И Е О Н А Н Р И Е Е Ч Ц А Л О Г Г Л кроссворд

П

Р

Ч

Е

И

Т

С

А

И

Т

Л

А

Г

А

О

Е

Л

Н

Р

Е

Ь

И

П

С

З

Ю

О

Т

Е

Ь

Л

Ч

И

С

Л

И

Е

О

Н

А

Н

Р

И

Е

Е

Ч

Ц

А

Л

О

Г

Г

Л

кроссворд

Задание 1  Распределите слова на группы     Чтобы, зато, из-под, ввиду, не, в течение, через, разве, для, тоже, но, неужели, как будто, даже, вследствие.

Задание 1 Распределите слова на группы

Чтобы, зато, из-под,

ввиду, не, в течение,

через, разве, для, тоже,

но, неужели, как будто,

даже, вследствие.

  Из-под Предлоги  Союзы   ? Ввиду Чтобы Зато В течение Не Тоже Разве Через Неужели Но Для Даже Вследствие Как будто

Из-под

Предлоги

Союзы

?

Ввиду

Чтобы

Зато

В течение

Не

Тоже

Разве

Через

Неужели

Но

Для

Даже

Вследствие

Как будто

Служебные части речи  Предлоги   Из-под Чтобы Союзы  Частица Ввиду В течение Не Зато Разве Тоже Через Для Но Неужели Вследствие Как будто Даже

Служебные части речи

Предлоги

Из-под

Чтобы

Союзы

Частица

Ввиду

В течение

Не

Зато

Разве

Тоже

Через

Для

Но

Неужели

Вследствие

Как будто

Даже

 Тема: «Понятие о Частице как служебной части речи»

Тема: «Понятие о Частице как служебной части речи»

 Цели урока: Знать грамматические признаки частицы. Знать, для чего служит частица. Уметь отличать частицы от других частей речи. Находить частицы в предложениях, текстах.

Цели урока:

  • Знать грамматические признаки частицы.
  • Знать, для чего служит частица.
  • Уметь отличать частицы от других частей речи.
  • Находить частицы в предложениях, текстах.

Сравните предложения: Сегодня к нам приедут друзья?  Разве сегодня к нам приедут друзья? ? В каком предложении выражен дополнительный  оттенок значения?  При помощи какого слова выражен  дополнительный оттенок значения? разве

Сравните предложения:

Сегодня к нам приедут друзья?

Разве сегодня к нам приедут друзья?

?

В каком предложении выражен дополнительный

оттенок значения?

При помощи какого слова выражен

дополнительный оттенок значения?

разве

   Сегодня к нам приедут друзья?   Разве  сегодня к нам приедут друзья?   (Во втором предложении вносится дополнительный оттенок (сомнение, неуверенность ) к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве» )

  • Сегодня к нам приедут друзья?

  • Разве сегодня к нам приедут друзья?

(Во втором предложении вносится дополнительный оттенок (сомнение, неуверенность ) к слову «сегодня» при помощи использования частицы «разве» )

1. Условное наклоне ние 2. Повелительное наклоне ние Проанализируйте предложения: Приехали бы друзья сегодня!  2. Пусть мальчики встретят друзей у ворот школы. ? Приехали бы Пусть встретят

1. Условное наклоне

ние

2.

Повелительное наклоне

ние

Проанализируйте предложения:

  • Приехали бы друзья сегодня!

2. Пусть мальчики встретят друзей у ворот школы.

?

  • Приехали бы
  • Пусть встретят

Кластер Служат для образования форм слова Не является членом предложения Служебная часть речи Частица  как часть речи Не изменяется Не имеет грамматического значения Вносит различные оттенки значения

Кластер

Служат для образования форм слова

Не является

членом предложения

Служебная

часть речи

Частица

как часть речи

Не изменяется

Не имеет грамматического значения

Вносит различные оттенки значения

   Определение Частица – это служебная часть речи, …

Определение

Частица – это служебная часть речи, …

Физминутка

Физминутка

   Задание 2  Включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь. Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)  Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)  Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)

Задание 2

Включите в предложения частицы из слов для справок. Запишите получившиеся предложения в тетрадь.

  • Ты нап..сал домашн..е соч..нение? (ли)

  • Вы научились находить и испр..влять грамматические ошибки? (разве)

  • Можно нап..сать хорошее соч..нение в один вечер? (неужели)

Проверка     Нап и сал  ли ты домашн е е соч и нение? Разве вы научились находить и испр а влять грамматические ошибки? Неужели  можно нап и сать хорошее соч и нение в один вечер?

Проверка

  • Нап и сал ли ты домашн е е соч и нение?
  • Разве вы научились находить и испр а влять грамматические ошибки?
  • Неужели можно нап и сать хорошее соч и нение в один вечер?

Самостоятельная работа  на карточках

Самостоятельная работа

на карточках

Задание3 : вставьте в предложения подходящие по смыслу частицы  1 . . Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. 2. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. 3. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. 4.  Я хотел иметь хорошего друга.

Задание3 : вставьте в предложения подходящие по смыслу частицы

1 . . Ты не веришь мне, а ещё другом называешься. 2. Я очень занят, но помогу тебе, мы друзья. 3. Ты сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. 4. Я хотел иметь хорошего друга.

Проверка    Даже  ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты  же сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Я хотел бы иметь хорошего друга.    

Проверка

  Даже ты не веришь мне, а ещё другом называешься. Я очень занят, но помогу тебе, ведь мы друзья. Ты же сам хорошо учишься, а товарищ твой запустил ученье. Я хотел бы иметь хорошего друга.

 

 

Найдите частицы Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.  А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.  О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Царевна плачет. А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице- царевне.

Найдите частицы

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное.

О слепом дожде идущем при солнце в народе говорят Царевна плачет. А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице- царевне.

Проверка  Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что- то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно  сказочной красавице- царевне.  К.Г.Паустовский

Проверка

Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что- то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице- царевне.

К.Г.Паустовский

Подведение итогов * О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

Подведение итогов

* О какой части речи вы сегодня для себя сделали новые открытия?

 достигнуты цели урока? Знать грамматические признаки частицы. Знать, для чего служит частица. Уметь отличать частицы от других частей речи. Находить частицы в предложениях, текстах.

достигнуты цели урока?

  • Знать грамматические признаки частицы.
  • Знать, для чего служит частица.
  • Уметь отличать частицы от других частей речи.
  • Находить частицы в предложениях, текстах.

Верно-неверно 1. Частица – самостоятельная часть речи. 2. Частица имеет лексическое значение. 3. У частицы есть морфологические признаки. 4. Частица вносит в предложение оттенки значения. 5. Частица служит для связи слов в предложении. 6. С помощью частицы образуются формы слова. 7. Частица всегда является членом предложения. 8. Формообразующие частицы - это частицы бы, пусть. 9. Частица БЫ образует формы условного наклонения глагола.

Верно-неверно

1. Частица – самостоятельная часть речи.

2. Частица имеет лексическое значение.

3. У частицы есть морфологические признаки.

4. Частица вносит в предложение оттенки значения.

5. Частица служит для связи слов в предложении.

6. С помощью частицы образуются формы слова.

7. Частица всегда является членом предложения.

8. Формообразующие частицы - это частицы бы, пусть.

9. Частица БЫ образует формы условного наклонения глагола.

Верно-неверно -  1. Частица – самостоятельная часть речи. -  2. Частица имеет лексическое значение. + 3. У частицы есть морфологические признаки. + 4. Частица вносит в предложение оттенки значения. - 5. Частица служит для связи слов в предложении. + 6. С помощью частицы образуются формы слова. - 7. Частица всегда является членом предложения. + 8. Формообразующие частицы - это частицы бы,  пусть. + 9. Частица БЫ образует формы условного наклонения глагола.

Верно-неверно

- 1. Частица – самостоятельная часть речи.

- 2. Частица имеет лексическое значение.

+ 3. У частицы есть морфологические признаки.

+ 4. Частица вносит в предложение оттенки значения.

- 5. Частица служит для связи слов в предложении.

+ 6. С помощью частицы образуются формы слова.

- 7. Частица всегда является членом предложения.

+ 8. Формообразующие частицы - это частицы бы,

пусть.

+ 9. Частица БЫ образует формы условного наклонения глагола.

Оцените свою работу Сегодня на уроке я узнал…. Сегодня на уроке я научился… Сегодня на уроке мне было сложно… Сегодня на уроке мне было легко… Сегодня на уроке мне было интересно…

Оцените свою работу

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился…

Сегодня на уроке мне было сложно…

Сегодня на уроке мне было легко…

Сегодня на уроке мне было интересно…

Домашнее задание   - Выучить теорию Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»  Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.

Домашнее задание

- Выучить теорию

  • Написать сочинение-рассуждение «Важны ли частицы в нашей речи»
  • Выписать из художественных произведений 5 предложений с частицами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!