Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и формирование знаний для активного участия в жизни общества. Следует помнить, что оценивается не техника чтения, а понимание текста, использование прочитанного для осуществления решений конкретных задач.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- Поиск информации.
- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении.
- -Работа с полученной информацией ( оценка, интерпретация ) — здесь мы говорим о критическом мышлении.
- - Применение информации для решения задач.
- Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от влияния родителей и учителей, школьной программы и усилий самого обучающегося.
Грамотность чтения:
Уметь понимать различные формы представления информации
Размышлять
над содержанием текста
«ГРАМОТНО ЧИТАТЬ»
Понимать тексты
Оценивать
смысл и значение текста
Излагать свои
мысли о прочитанном
Уровни грамотности чтения текстов PISA по таксономии Блума (6 уровней)
ВИДЫ ТЕКСТОВ:
СПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ
ОПИСАНИЕ
Отрывок из рассказа, стихотворение, описание человека, места, предмета и т.д.
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассказ, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов.
РАССУЖДЕНИЕ
Сочинение-размышление, комментарий, аргумента-ция собственного мнения.
Графики
Диаграммы
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ
Карты сайтов
Схемы
Расписание движения транспорта
Входные билеты
Таблицы
План помещения, местности, сооружения
Географические карты и карты местности
Уровень 1 (знание, понимание)
Содержание деятельности ученика
Может ли ученик извлекать необходимую информацию из памяти, текста или запомнить информацию?
Узнаёт, припоминает, называет, воспроизводит, описывает, повторяет.
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Кто, что, где, когда, как..?
Перечень проверяемых умений : 1)определять тему и основную мысль текста
Что такое…? Верно ли, что…?
2) обнаруживать в заголовке текста тему или основную мысль
3) находить различие в двух или более текстах/сравнивать содержание текстов
5) отличать основную информацию от второстепенной/главную информацию от детальной информации.
Виды тестовых заданий
- с выбором ответа,
- на установление соответствия,
- на исключение лишнего,
- на группировку информации,
- на определение последовательности,
- , вопросы с открытым кратким ответом.
Уровень 2 (применение, анализ, синтез)
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта?
Интерпретирует, приводит примеры, классифицирует, обобщает, рассуждает, сравнивает.
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Почему вы считаете…?
Дифференцирует, соотносит, сравнивает/противопоставляет, разбивает, выделяет, отбирает, разграничивает, различает, распознает, исследует, экспериментирует
Какие предложения/факты подтверждают…?
Какова основная мысль…?
С чем можно сравнить…?
Какие доказательства вы можете перечислить для…? Какой вывод можно сделать..?
Уровень 2 (применение, анализ, синтез)
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Может ли ученик постичь смысл и значение на базе учебных материалов или опыта?
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Разделяешь ли ты мнение автора?
1) быстро просматривать текст;
Аргументируй свой ответ.
2) определять смысловую структуру текста и отбирать нужную информацию;
3) находить необходимую информацию, перефразировать
Согласен ли ты с тем, что…. Аргументируй свой ответ.
4) соотносить информацию, заключённую в тексте, с информацией, полученной из других источников/ с личным опытом
Виды заданий:
- вопросы с открытыми развёрнутыми ответами,
- задания на аналогию, *задания, требующие аргументированных ответов,
- задания на выделение существенных признаков,
Уровень 3 (оценка)
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Может ли ученик использовать информацию?
Решает, моделирует, предсказывает, воссоздает, планирует, проектирует, разрабатывает, производит,
Как это связано…?
Что будет если …?
Каковы возможные результаты/следствия?
Какие идеи вы можете добавить в..?
Как можно иначе решить возникшую проблему..?
Как бы вы спроектировали..?
Уровень 3 (оценка)
Содержание деятельности ученика (ключевые глаголы)
Примеры типов вопросов, основанных на таксономии
Может ли ученик использовать информацию?
Перечень проверяемых умений
- различать объективную и субъективную информацию;
Виды заданий:
свободные задания с открытыми ответами.
- связывать информацию текста с фактами/событиями реальной действительности;
- аргументировать свою точку зрения.
Творческие задания: создание графических органайзеров. Написание эссе, презентации, сочинения, проекта .
- строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях, для получения общего результата, избегая конфликтные ситуации.
Несплошной текст: пример
С незапамятных времен бабочки ассоциируются с весной, красотой, вечностью. Их принято считать символом бессмертия души, счастья, верности и любви. Эти загадочные существа являются героями многих мифов и легенд, а также источником поэтического вдохновения.
Бабочки – существа древние. Их изображения обнаружены на египетских фресках, более 3,5 тысяч лет назад.
В природе насчитывают около 157 000 видов. Цикл жизни этих существ состоит из четырех фаз: яйцо, гусеница, куколка и имаго (бабочка). И длится всего лишь несколько дней.
Бабочки – сумеречные существа. Только некоторые из них ведут дневной образ жизни. Они никогда не спят. Бабочки близоруки! Самый сложный по строению орган этих удивительных существ – глаза. Они состоят из 6 тысяч крошечных частей, которые называются линзами.
Эти уникальные создания являются вторыми по своей численности опылителями после пчел. Питаются бабочки нектаром. Самым удивительным фактом является то, что бабочкам необходимо солнечное тепло для того, что бы летать. Оказывается, что «секрет» бабочки скрыт именно в её чешуйках на крылышках. Они поддерживают температурный баланс, а также повышают лётность. Максимальная скорость, которую может развить это маленькое творение – до 50 км/ч.
Наиболее богатыми на разнообразие видов считаются Перу и индийский штат – Сикким. Крупнейшую бабочку планеты – «Парусник королевы Александры» можно обнаружить лишь на территории Папуа - Новой Гвинее. Самая распространенная бабочка России и Сибири – «Павлиний глаз».
Единственный континент, где не обитают бабочки – это Антарктида.
В русском языке слово «бабочка» является производным от слова «баба», так как наши предки считали, что все ведьмы после смерти становятся бабочками.
Эти создания необыкновенной красоты во все времена поражают людей своим невероятным разнообразием красок, причудливыми формами и затейливыми рисунками. Бабочки рождаются для того, чтобы умереть, дав перед этим жизнь новому поколению.
Уровни
Виды деятельности
1.Знание
Отметка
1. Первые изображения бабочки обнаружены на египетских фресках:
А) 2,5 тыс. лет назад;
Б) 4,5 тыс. лет назад;
В) 3,5 тыс. лет назад;
Г) 5,5 тыс. лет назад.
2. Цикл жизни этих существ состоит из фаз:
А) яйцо, гусеница, куколка, имаго;
Б) гусеница, куколка, имаго;
В) яйцо, гусеница, куколка;
Г) яйцо, куколка, имаго.
3. В русском языке слово «бабочка» произошло от слова:
А) бабушка;
Б) баба;
В) бабка;
Г) бабулечка.
1. Анализ
Представь информацию о бабочке в виде кластера
Бабочка
2.Применение
1. Озаглавь текст
Анализ
2. Сравни и запиши: «Какую пользу приносит человеку»
Синтез
бабочка пчела
3.Обоснуй. Почему бабочки не водятся в Антарктиде
4.Предложи проект, в котором можно использовать образ или «секрет бабочки»
3.Оценивание
Напиши собственную сказку , рассказ о бабочке, используя информацию текста.
Тайны Кривого леса
Этот удивительный лес находится в Польше около города Грыфино. Его называют «Кривой лес» или «Пьяный лес». 400 сосен, которые растут изогнуто только в сторону севера, были посажены в 1930 году. Никто так до сих и не знает причину, почему они так растут. Одни говорят, что были сильные ветры, и они искривили деревья, кто-то говорит, что садили специально для мебели. Самая интересная из версий – селекционер решил посадить лес, где люди не могли бы заблудиться, поэтому все изогнуты на север, но воплотить до конца идею ему помешала вторая мировая война. В лесу необычная атмосфера, и интересен тот факт, что в нем не слышно пения птиц. У нас в России есть лес-двойник «Кривого леса», находится В национальном парке «Куршская коса».
Пример
ЗАДАНИЕ 1 уровня:
В каком году были посажены деревья «Пьяного леса»?
А) 1929
В)1939
С)1930
D) 1932
Где происходили описанные события? (В Польше, около города Грыфино)
Какие были предположения по поводу кривых деревьев? Перечислите.
(Ответ: сильные ветры; специально для мебели; задумка селекционера, чтобы не заблудиться)
Критерии оценивания:
(Правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов)
Пример
ЗАДАНИЕ 2 уровня:
Почему, по Вашему мнению, в этом лесу не слышно пения птиц?
Критерии оценивания:
1 балл – ученик объясняет это с точки зрения физики или математики
0- остальные ответы .
Пример
ЗАДАНИЕ 3 уровня:
Составьте туристический проспект, используя текст о загадочном лесе, с целью привлечения туристов и развития туристического бизнеса.
Критерии оценивания:
2 балла – 7-8 предложений, максимально включающих в себя информацию из текста , использование признаков рекламного текста.
1 балл – до 3 предложений, частичное использование рекламного языка;
0 баллов – 1-2 предложения, плохо связанных между собой, отсутствие рекламного текста.
Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться только целями обучения, оно должно включать функциональные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью, как совокупность многих умений. Это вектор развития образования в развитых странах, поэтому образовательные реформы направлены на путь формирования универсальных умений учащихся и развития функциональной грамотности чтения.