Деепричастие как особая форма глагола
Деепричастие
Цели:
1. Познакомиться с деепричастием как особой формой глагола.
2. Научиться отличать деепричастие от глагола.
3. Научиться строить предложения с деепричастиями.
Прочитайте предложения и сравните их.
1. Лебеди опусти-лись на воду и поплыли.
2. Распрямив крылья , почти не шевеля ими , лебеди опустились на воду и поплыли , гордо поглядывая вокруг .
Какие слова помогают увидеть картину движения? Распрямив крылья, почти не шевеля ими, лебеди опустились на воду и поплыли , гордо поглядывая вокруг.
Все совершают действия!
глаголы
едет
пишет
деепричастие
глагол
Действия бывают равноценными и неравноценными
Что важнее?
,
смотрит
жуя
жует
и
основное действие
основное действие
добавочное действие
Деепричастие – это
особая неизменяемая форма глагола,
которая обозначает добавочное действие.
Деепричастие
отвечает на вопросы
как?
что сделав?
что делая?
что делая? как?
Девочка , хихикая , рассказывала смешную историю.
что сделав? как?
Поздоровавшись , гость сразу уселся в кресло .
Деепричастие похоже
на глагол
на наречие
Глагольные признаки
Деепричастия образуются от глаголов
1.
глагол
деепричастие
играть
играя
читая
читать
присесть
присев
пробежав
пробежать
Глагольные признаки
2.
Бывают совершенного и несовершенного вида
глагол
деепричастие
играть
играя
несовершенный вид
читать
читая
совершенный вид
присев
присесть
пробежать
пробежав
Наречные признаки деепричастия
Деепричастия не изменяются
1.
деепричастие
Склонение
Спряжение
Наречные признаки деепричастия
2.
В предложениях являются обстоятельством
что делая? как?
Мальчик смотрел кино, жуя попкорн.
Деепричастие –
особая неизменяемая форма глагола.
Обозначает добавочное действие
что делая?
что сделав?
как?
Деепричастие похоже на
Глагол
Наречие
возвратность
не изменяется
сов. и несов. вид
обстоятельство
переходность
Я иду и подбрасываю листья ногами.
Я иду и подбрасываю листья ногами.
Я иду , подбрасывая листья ногами.
Что обозначает
глагол и деепричастие?
Я иду , подбрасывая листья ногами.
Что обозначает глагол и деепричастие?
- глагол – основное действие
- деепричастие – добавочное действие
Я иду , подбрасывая листья ногами.
Мальчик выпил чаю, побежал на стадион.
Я иду , подбрасывая листья ногами.
Мальчик выпил чаю, побежал на стадион.
Я иду , подбрасывая листья ногами.
Мальчик, выпив чаю, побежал на стадион.
глагол
прилагательное
наречие
деепричастие
причастие
что делая? что сделав?
как? когда? почему?
Какой?
У деепричастия:
признаки глагола
признаки наречия
1. вид
1. неизменяемость
2. возвратность
2. синтакс. роль
3. переходность
Выпишите в тетрадь только деепричастия:
особенный, приказал,
разъезд, нарисованы,
жажда, припеваючи,
узнав, дополненный,
исчезая, отмерь,
рассмеявшись, трепещущий
Проверка
припеваючи
узнав
исчезая
рассмеявшись
Конструирование предложений
Из двух предложений составить одно, заменив один из глаголов деепричастием.
- Мы работаем дружно. Мы составляем тексты.
- Ребята решали задачу. Они громко разговаривали.
- Выпал снег. Он ярко блестел под лучами солнца.
- Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.
- Экспресс идёт с большой скоростью. Он преодолевает 300 км за час.
Помни!!!
,
«Юный корректор»
Исправьте ошибки в предложениях:
1. Съев за ужином лишнего, мне нездоровилось.
2. Открыв форточку, в комнату вле-тел воробей.
3. Распахнув сквозняком окно, моя шляпа улетела.
4. Выйдя на улицу, нас окружила группа одноклассников.
Выберите грамматически правильное про-должение предложения.
Составляя предложение,
- мне было сделано замечание.
- обдумывается его структура.
- учитывайте значение слов.
- должен учитываться стиль речи.
АЛГОРИТМ :
- Ищу глагол повелит. наклонения (правильн. ответ)
- Если нет, ищу подлежащее и сказуемое.
ПОМНИ :
Основное действие, обозначенное глаголом- сказуемым, и добавочное действие, обозна-ченное деепричастием, относятся к ОДНОМУ действующему лицу.
«Подскажи словечко» Восстановите пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.
I вариант
II вариант
- Дружба как стек-ло,… не сложишь.
- Не … броду, не суйся в воду.
- Не … несчастья, счастья не увидишь.
- Не … семени, хлеба не добудешь.
- Нет друга – ищи,
а … береги.
3. Дело … , не робей.
Деепричастие
Цели:
1. Познакомиться с деепричастием как особой формой глагола.
2. Научиться отличать деепричастие от глагола.
3. Научиться строить предложения с деепричастиями.
Сформулируйте определение деепричастия
Деепричастие – ____ ______ глагола, которая обозначает ______________, объединяет признаки ___________ и ______________. Деепричастие отвечает на вопросы __________ и __________________ .
Подведение итогов урока
1. Что называется деепричастием?
2. Какие признаки глагола имеет деепричастие?
3. На какие вопросы отвечают деепричастия?
4. Какова синтаксическая роль деепричастия?
5. Как изменяется деепричастие?
Домашнее задание
§ 32, упр. 275.
ТЕСТ
- Признаки каких частей речи совмещает деепричастие?
а) глагола и прилагательного;
б) глагола и причастия;
в) глагола и местоимения;
г) глагола и наречия.
2. Найдите неверное утверждение.
а) Деепричастия не спрягаются.
б) Деепричастия изменяются по временам.
в) Деепричастия всегда относятся к глаголам.
г) Деепричастия обозначают добавочное действие.
3. Каким членом предложения ча-ще всего бывают деепричастия?
а) сказуемым;
б) определением;
в) дополнением;
г) обстоятельством.
В создании презентации использованы материалы сайта «Мультиурок».
Всем рекомендую заказать себе диски по русскому языку (5-11 класс).