Всемогущий и занимательный синтаксис. Дидактические игры по теме «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе.
Кижинга
2008
Пояснительная записка
- Данный дидактический материал рекомендуется для использования на уроках повторения и закрепления по теме « Синтаксис и пунктуация » в V классе. Все материалы составлены с учетом действующих программ и ориентированы на учебник «Русский язык» для V класса под редакцией М.М.Разумовской. В силу своих возрастных особенностей ученики V класса легче и прочнее усваивают теоретический материал, облеченный в занимательную форму.
- Цель данной работы состоит в том, чтобы помочь учителям в выборе дидактического материала по вышеуказанной теме; способствовать углубленному изучению синтаксиса и пунктуации; закрепить знания учащихся V класса о синтаксических единицах языка, о структурных особенностях простого и сложного предложений, предложений с прямой речью; умения применять на практике изученные пунктуационные правила; иллюстрировать теоретические положения своими примерами.
- Практическая работа по данной теме представлена заданиями в игровой форме. Материал можно использовать на разных этапах урока частично, или повариантно, или организовать как общеклассную, или как групповую, или как парную, или как индивидуальную работы.
« Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания »,- говорил Буслаев. Использование на уроках русского языка принципа занимательности через разнообразные игровые моменты вызывает у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, кроссворды, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение ребят к русскому языку как учебному предмету, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, зрительной памяти.
Синтаксис – важнейший раздел грамматики. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания, строить из них предложения и тексты. От знания, умения и навыков, полученных в результате изучения синтаксиса и пунктуации (путеводителей для постижения содержания текста), зависят коммуникативные навыки учащихся. И поэтому очень важны для учащихся следующие умения : самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал; обогащать свою речь; находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений; самостоятельно конструировать ту или иную синтаксическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи. В предлагаемом материале намечены решения следующих задач :
- обобщение, систематизация знаний о синтаксисе и пунктуации;
- проведение синтаксических игр (конструирование предложений);
- развитие логического мышления.
ОПРЕДЕЛИТЬ
ВИД ПРЕДЛО-
ЖЕНИЯ ПО
ЦЕЛИ ВЫСКА
ЗЫВАНИЯ
ОРПЕДЕЛИТЬ
ВИД ПРЕДЛО
ЖЕНИЯ ПО
ИНТОНАЦИИ
УМЕТЬ НАХО-
ДИТЬ Г.О.
ПРЕДЛОЖЕ-
НИЯ
ХАРАКТЕРИ-
ЗОВАТЬ ПРЕ-
ДЛОЖЕНИЕ
ПО НАЛИЧИЮ
ВТОРОСТЕПЕН-
НЫХ ЧЛЕНОВ
УКАЗАТЬ (ЕС-
ЛИ ЕСТЬ) ОД-
НОРОДНЫЕ
ЧЛЕНЫ, ОБ-
РАЩЕНИЕ
ВЕРНО РАС-
СТАВЛЯТЬ
ЗНАКИ ПРЕ-
ПИНАНИЯ
РАЗБИРАТЬ
ПРЕДЛОЖЕ-
НИЕ ПО ЧЛЕ-
НАМ, УКА-
ЗАТЬ ЧАСТИ
РЕЧИ
ТАСОСВИТЬ
СХЕМУ ПРЕ-
ДЛОЖЕНИЯ
ЧИТАТЬ ПРЕ-
ДЛОЖЕНИЕ
С ПРАВИЛЬ-
НОЙ ИНТО-
НАЦИЕЙ
Цели
для
учащихся
Всемогущий и занимательный синтаксис .
Страна синтаксис . Знакомы ли вы с жителями и законами этой необычной страны, которой нет на глобусе, но по которой вы давно уже начали путешествовать. Вы сможете проверить, умеете ли вы применять знания на практике, выходить из трудных положений, проявлять находчивость, сообразительность, умение помогать друг другу.
Примеры работ для уроков повторения и закрепления изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Терминологическая разминка. Кроссворд (А).
Вопросы:
- Назовите главный член предложения, выражаемый глаголом.
- Назовите член предложения, выражающий основной предмет речи.
- Запишите вид предложения, имеющий в своем составе две или более грамматических основ.
- Как называются главные члены предложения?
- Запишите вид предложения, имеющий одну основу.
- Какой член предложения отвечает на падежные вопросы?
- Какой знак препинания ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным?
- Какой член предложения обозначает место, время, образ действия и т.д.?
9. Как называется предложение, если имеет в своем наличии второстепенные члены предложения?
10. Назовите термин, обозначающий слово, указывающий на того, к кому обращаются с речью?
11. Что помогает нам в устной речи выделить, например, обращение, однородные члены, вопрос?
12. Назовите второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопросы какой? чей?
13. Какой знак препинания вы поставите между словами автора и прямой речью?
14. Как называются члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одним и тем же членом предложения?
15. Какое предложение выражает экспрессию чувств человека?
Проверьте по ключу №1.
Ключ №1
16
О
С
Н
О
В
А
1
С
Л
О
Ж
Н
О
Е
2
П
Р
О
С Т
О
Е
3
С
К
А
З
У
Е
М
О
Е
4
Д
О
П
О
Л
Н
Е
Н
И
Е
5
6
Т
И
Р
Е
И
Н
Т
О
Н
А
Ц
И
Я
7
О
Б
Р
А
Щ
Е
Н
И
Е
8
О
Б
С
Т
О
Я
Т
Е
Л
Ь
С
Т
В
О
9
О
П
Р
Е
Д
Е
Л
Е
Н
И
Е
10
П
О
Д
Л
Е
Ж
А
Щ
Е
Е
12
11
П
О
Б
У
Д
И
Т
Е
Л
Ь
Н
О
Е
О
Д
Н
О
Р
О
Д
Н
Ы
Е
13
Р
А
С
П
Р
О
С
Т
Р
А
Н
Е
Н
Н
О
Е
14
Д
В
О
Е
Т
О
Ч
И
Е
15
(А). Синтаксическое лото
- изучает правила употребления знаков препинания на письме.
- изучает связи слов в составе словосочетаний и предложений, а также сами словосочетания и предложения
- восклицательные и невосклицательные
- повествовательные, вопросительные, побудительные
- По цели высказывания предложения делятся на
- По интонации предложения делятся на
- Задание : установить соответствие между частями предложений . Проверьте по ключу №2.
Ключ №2
- изучает связи слов в составе словосочетаний и предложений, а также сами словосочетания и предложения
- изучает правила употребления знаков препинания на письме
- повествовательные, вопросительные, побудительные
- восклицательные и невосклицательные
- По цели высказывания предложения делятся на
- По интонации предложения делятся на
1. Пробивается первая зеленая травка на деревьях набухают почки.
2. Вот и лето закончилось сказал мой попутчик.
3. Мы уже подходили к дому когда начался ливень.
4. Если будет солнечная погода цветы распустятся.
Задание (А): Установите соответствия между схемами и предложениями. Расставьте знаки препинания. Проверьте по ключу № 3.
Ключ №3
1. Пробивается первая зеленая травка , на деревьях набухают почки.
2. « Вот и лето закончилось »,- сказал мой попутчик.
3. Мы уже подходили к дому , когда начался ливень.
4. Если будет солнечная погода , цветы распустятся.
Конструирование предложений . (А). Составьте предложения, выполнив ряд действий:
- Из предложения Парашютисты опустились в центре стадиона возьмите сказуемое;
- Из предложения Вдруг послышались легкие шаги возьмите определение;
- Добавьте подлежащее из предложения На щеках тают снежинки;
- Возьмите существительное, выступающее в роли дополнения: Тропинки в саду засыпали листья . Употребите данное существительное в В.п. с предлогом на ;
Ключ № 4
(Б).«Ходом шахматного коня»
Если
больше
знаю
что
того,
мало,
я
я
знать
чтобы
знаю
добьюсь
Перед вами слова, которые в таком порядке не выражают никакой мысли. Их можно прочесть ходом шахматного коня, начиная со слова «Если». Проверьте по ключу №5.
ключ № 5
Определение вида подчинения
Задание (Б): Подчиненные слова, заключенные в скобки, поставьте в нужном падеже с необходимым предлогом, впишите предлоги в клетки, и вы прочтете в выделенной вертикальной строке название вида связи между словами .
лечиться
тетрадь
сказать
смеяться
играть
вредный
сдаться
выступить
отрывок
автобус
(врач)
(химия)
(свидетели)
(лодырь)
(хоккей)
(здоровье)
(бой)
(собрание)
(рассказ)
(кондуктор)
Проверьте по ключу № 6.
Ключ №6
лечиться
тетрадь
сказать
смеяться
играть
вредный
сдаться
выступить
отрывок
автобус
врача
у
химии
по
свидетелей
про
лодырем
над
хоккей
в
здоровья
для
боя
без
на
собрании
из
рассказа
кондуктора
без
Виды словосочетаний Распределите словосочетания на именные и глагольные (Б).
Ключ №7
именные
глагольные
Безбрежное море
Пение птиц
Внезапный порыв
Порыв ветра
Перемена погоды
Продавец книг
Разгаданная тайна
Объяснение правила
Направляться к лесу
Идти вперед
Спуститься на палубу
Качаться на волнах
Плыл быстро
говорить громко
Решил задачу
Объединить ряды
Составление текста (Б). Распространите предложения второстепенными членами.
Раскатами прогремели летние грозы. Ливни пошли на убыль, но солнце отдает тепло.
В августе улавливаешь переходы лета в осень. В этих приметах нежность и грусть.
Разнотравье превратилось в скирды. Небо расчистилось от облаков и стало звонким. Листва отслужила свое и начинает блекнуть. Потемнели краски летней поры. Солнце выплывает теперь в тишине и тумане.
Возможный вариант текста
Шумными раскатами весело прогремели летние грозы. Обильные ливни пошли на убыль, но солнце еще щедро отдает тепло.
В августе неожиданно улавливаешь переходы жаркого лета в золотистую осень. В этих едва заметных приметах мягкая нежность и тихая грусть.
Летнее разнотравье превратилось в душистые сухие скирды. Небо после дождей расчистилось от облаков и стало звонким. Изумрудная листва отслужила свое и потихоньку начинает блекнуть. Незаметно потемнели яркие краски короткой летней поры. Предосеннее солнце выплывает теперь в тишине и сыром тумане.