Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50»
Презентация
дидактических игр и пособий
по пожарной безопасности
«Огонёк всегда такой - и хороший, и плохой!»
Выполнили воспитатели группы №3:
Балакина Я.Ю.
Сапунова Ю.С.
г.Курск
г.Москва ноябрь 2015г.
Знание и соблюдение противопожарных требований становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства .
В условиях реализации нового Федерального образовательного стандарта дошкольного образования в котором выделены основные направления развития ребенка: инициативность, самостоятельность и творчество. Перед нами встала необходимость поиска форм взаимодействия с детьми, с целью их всестороннего развития, а так же поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества.
Применение передовых инновационных технологий дает возможность нам как педагогам добиться намеченных целей, сделать процесс ознакомления ребенка с окружающим миром наиболее интересным и запоминающимся. Так в своей педагогической практике наряду с применением иных различных передовых технологий, мы используем инновационные игровые развивающие технологии:
Рюкзак знаний "Пожарная безопасность», Дидактическая игра " Огонь друг или враг», Кубик Блума «Правила пожарной безопасности», Книжка- малышка "Не шути с огнем».
Данные дидактические пособия посвящены теме пожарной безопасности детей. Обучение правилам пожарной безопасности является одним из важнейших моментов безопасности жизнедеятельности для детей, а в связи с тем, что информации, которую необходимо донести детям по этой теме много , но вся она расположена отдельно друг от друга. Разработанное дидактическое пособие предназначено для педагогов дошкольного учреждения в работе с детьми старшего дошкольного возраста, а также для детей в их самостоятельной и игровой деятельности.
В процессе взаимодействия с данным пособием дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами применяя познавательно-исследовательские способности. Все материалы соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции.
Рюкзак знаний "Пожарная безопасность"
Дидактическое пособие рюкзак знаний «Пожарная безопасность», предназначено для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.
Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.
Содержание рюкзака:
- Раскраски
- Пожарный Щит
- Игра «Четвертый лишний»
- Дорисуй по образцу
- Игра «Пожарная Станция»
- Игра - ходилка «Потушим пожар»
- Игра «Телефон» ( с фонариком )
- Игра «Знаки пожарной безопасности»
- При пожаре звонить 101
- Загадки
- Стихи
- Игра «Найди тень»»
- Круг «Что поможет пожарнику потушить пожар»
- Игра «Собери картинку»
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Уберечь, прежде всего, мы должны наше подрастающее поколение и поможет нам в этом дидактическое пособие, через которое идет вовлечение родителей в образовательный процесс «Рюкзачки безопасности».
«Рюкзачки безопасности» - это мобильное дидактическое пособие, сделанное своими руками, наполненное содержанием дидактических материалов, помогающие ребенку закрепить, узнать, разучить основы безопасности в игровой форме совместно со взрослыми (родителями).
Данное пособие помогает в решении многих обучающих и развивающих задач.
Кубик Блума
«Правила пожарной безопасности»
Работа с «Кубиком Блума» позволяет разнообразить работу и повышает познавательный интерес у детей, а главное - способствовать развитию критического мышления у дошкольников.
Цель дидактического пособия :
закреплять знания правила пожарной безопасности.
Задачи:
- научить детей размышлять, классифицировать, оценивать;
- критически анализировать информацию, делать выводы.
- устанавливать логические связи, самостоятельно искать ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения, формировать критичность мышления, повышать уровень готовности к обучению в школе.
Методика использования «Кубика Блума»:
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
• Назови.
• Почему.
• Объясни.
• Предложи.
• Придумай.
• Поделись.
2. Формулируется тема НОД.
То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Назови.
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д.
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Например, «Назови номер, по которому следует звонить в случае пожара».
Почему.
Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: «Почему детям нельзя играть со спичками?»
Объясни.
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Например: «Объясни, чем опасен пожар?»
Предложи.
Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: «Что делать в случае пожара?»
Придумай
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например: «Что было бы, если быт не было пожарных?»
Поделись.
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например: «Чем можно затушить пожар?»
Книжка- малышка
"Не шути с огнем"
по пожарной безопасности
Книжка- малышка в увлекательной стихотворной форме с красочными иллюстрациями познакомит детей с основными правилами по пожарной безопасности.
Книжка – малышка оформлена в виде пожарной машины, потому что так она больше может заинтересовать детей к чтению и просмотру картинок. Занимаясь с этой книжкой, ребята могут не только закрепить правила пожарной безопасности, но и поиграть с ней.
Выполнена работа в технике - «3D аппликации» с использованием хорошо всем знакомых загадок.
Детали на липах, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Данная книжка выполнена в стиле книжки - раскладушки и представляет собой сборник загадок и отгадок в виде картинок, которые надо наклеивать.
Эта книга поможет детям больше узнать про пожар, отчего он происходит, а также кто и что нам может помочь с ним справится!
Дидактическая игра
"Огонь друг или враг"
Еще в древних временах огонь интересовал человека.
С одной стороны, огонь – друг человека, а с другой может быть врагом. Без огня очень плохо – не приготовить пищу, не осветить дом. Сейчас, в наше время, когда все электрифицировано, огонь, по-прежнему, играет немаловажную роль.
К сожалению, ежегодная статистика показывает рост числа происшествий, в которых от огня страдают дети. Все мы знаем, что детей привлекает огонь. И этот познавательный интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что дети должны знать правила обращения с огнем.
Цель: посредством дидактической игры показать значимость огня в жизни человека в той или иной ситуации.
Задачи:
- учить детей различать «добрый» и «злой» огонь.
- способствовать пониманию детьми главной причины превращения «доброго» огня в «злой».
- воспитывать привычку правильного поведения с огнем.
-формировать умение моделировать ситуации, когда огонь является жизненно необходимым и несет хорошее и когда огонь выступает «врагом», может стать причиной пожара и гибели животных и человека;
-закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами;
-развивать умение выполнять установленные нормы поведения;
-активизировать словарь;
-продолжать учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры;
-развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры;
-развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;
-содействовать проявлению и развитию в игре логического мышления, познавательной активности;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.
Варианты игровых заданий.
1 вариант (от 4 до 5 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: ведущий показывает карточку - иллюстрацию «огонь добро» («огонь зло», а ребенок объясняет, какова значимость огня в каждой из предложенных ситуаций. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
2 вариант (от 5 до 6 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: карточки - иллюстрации «огонь добро», «огонь зло» делятся между игроками.
Задача игроков разделить карточки иллюстрации, положив их возле «доброго» или «злого» огня, на две группы: «огонь добро» и «огонь зло», объясняя свой выбор. Если в игре участвуют несколько игроков, им за правильный ответ выдается жетон. Выигрывает тот игрок, у кого в конце игры окажется большее количество жетонов.
3 вариант (от 6 до 7 лет)
Количество участников: от одного и более
Ход игры: игроки делятся на две команды, команду «доброго» огня и команду «злого» огня.
Задача игроков разделить карточки иллюстрации, положив их возле «доброго» или «злого» огня, на две группы: «огонь добро» и «огонь зло».
Команда, которая быстрее и правильно справиться с заданием объяснив свой выбор, становится победителем.
Спасибо за внимание!