Урок русского языка в 6-м классе
Словообразование глаголов
Словообразовательная разминка
Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга.
- Размораживать, морозить, разморозить.
- Преподнести, нести, поднести.
Проверьте себя!
Морозить разморозить размораживать
Нести поднести преподнести
Вспомните!
Какой частью речи являются все эти слова?
Какими способами образованы данные слова?
Что такое словообразование?
Тема урока
Словообразование глаголов
Цели урока :
- повторить понятие «словообразование»;
- показать основные морфологические способы образования глаголов
Работа с лингвистическим текстом с. 137, упр. 312
- перескажите данный текст;
- назовите основные способы образования глаголов
+
дорисовать
Приставочный способ
« Запоминалочка»
У корня в недругах, представь- ка ,
Подруга гордая – Приставка,
А злит она его одним:
Стоит лишь только перед ним .
Словообразовательная модель
рисовать
до-
+
и
(
звонить
Суффиксальный способ
« Запоминалочка »
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком…
Река здесь превратится в речку,
Лес – в лесника,
А печь – всего лишь в печку .
Словообразовательная модель
)
-ть
звон
)
о
и
Приставочно-суффиксальный способ
« Запоминалочка »
Новое слово всегда «рождается»,
Если одновременно приставка и суффикс прибавляется.
Словообразовательная модель
(
зелён
-ть
ый
.
.
озеленить
Работа учащихся со словарями- справочниками
Составьте кластер , используя полученные на уроке новые знания
Способы
образования глаголов
суффиксальный
приставочный
приставочно-суффиксальный
Чтобы знания были впрок, Следует закрепить урок
Образуйте глаголы по данной схеме :
приставка + корень + суффикс + окончание
( суффиксы и приставки указаны) :
Думать ( в-, -ся) –...
Болеть ( по-, -ива- ) –...
Звонить ( на-, -ива- ) –...
Прямой ( вы-, -и- ) -...
Сила ( обес -, -е- ) -...
Проверьте друг друга!
- вдуматься
- побаливать
- названивать
- выпрямить
- обессилит ь
Каким способом образованы данные глаголы ?
столярничать
Игра « Что может делать?»
Образуйте глаголы от имён существительных, которые обозначали бы , что может делает данное лицо, названное существительным.
Столяр-…
Что может делать?
лодырничать
Что может делать?
дирижировать
отделаться
Найдите « третий лишний» по способу образования
1)сделать, переделать, отделаться;
2)побаливать, приделать, выплясывать;
3)якать, проделать, холодить.
приделать
проделать
Обоснуйте свой выбор
Исследовательский графический диктант
- налужил
- распакетить
- выпузырила
- отпомнила
Домашнее задание
- С. 137, выучить способы образования глаголов;
- Упражнения на выбор № 315 или № 318.
В случае затруднения обращайтесь
Сегодня с урока я возьму…