Урок-презентация по математике 5 класс
«Обыкновенные дроби»
Учитель: Абдикаримова Г.О.
Темы уроков:
- Урок 1 «Введение в дробные числа»,
«Дроби и единицы измерения»
- Урок 2 «Смысл смешанной дроби»
- Урок 3 «Умножение целого числа и
обыкновенной дроби»
- Урок 4 «Деление обыкновенной дроби на
целого числа»
- Урок 5 «Равенство обыкновенных дробей», «Сравнение обыкновенных дробей»
Урок 1
«Введение в дробные числа»,
«Дроби и единицы измерения»
Цель урока / Ожидаемый результат:
- Знают, что такое доли и дроби, единицу измерения;
- Умеют читать и записывать обыкновенные дроби по числителю и знаменателю;
- Умеют определять долю от целого, определять половину, треть, четверть, определять виды .
- Умеют самостоятельно решать.
Введение в дробные числа
Семь подруг купили торт и разделили на семь равных частей.
Но Асель отказалась от своего кусочка – у неё очередная диета. Поэтому Бермет досталось два кусочка торта
Как уже говорили равные части называют долями ,
так как торт разделили на 7 равных частей, Бермет получила два седьмых торта , записывается это так . Остальные
съели (пять седьмых) торта.
Задача
Что такое дробь?
- Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей ( долей ) единицы . (Из Википедии)
- Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей ( долей ) единицы . (Из Википедии)
- Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей ( долей ) единицы . (Из Википедии)
- Дробь - число, состоящее из одной или нескольких частей ( долей ) единицы . (Из Википедии)
Для обозначения такой записи используют специальную «двухэтажную» запись. Такую запись называют дробью .
1 –числитель (сколько долей взято)
6 – знаменатель (сколько всего долей)
Для записи обыкновенной дроби используют горизонтальную чёрточку. Её называют дробной чертой
- Число внизу, под чертой, показывает на сколько равных частей делили. Его называют знаменателем .
- Число вверху, над чертой, показывает сколько таких частей взяли. Его называют числителем дроби.
- Дробь, числитель которой меньше знаменателя, называют правильной.
- Дробь, числитель которой больше знаменателя или равен ему, называют неправильной.
Из истории дробей
В Древнем Египте дроби изображались так:
Максим Плануд греческий монах, ученый, математик. В 13 веке ввел название числителя и знаменателя
Дроби в Вавилоне
В Древнем Вавилоне считали не десятками, а шестидесятками. Число шестьдесят играло у них такую же роль, как у нас десять.
В Древнем Китае вместо черты использовали точку:
В Древнем Риме дроби имели свое название:
У римлян, в основном, употреблялись дроби со знаменателем 12, их называли двенадцатеричные дроби.
На Руси дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие
названия дробей на Руси:
№ 394 стр. 157
№ 396 стр. 157
Решение:
1) 25 : 5 · 3 = 15 (девочек)
2) 25 – 15 = 10 (мальчиков)
Ответ: 10 мальчиков
ФИЗМИНУТКА
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни Вершиной вниз.
И вновь глазами ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы наконец.
Зарядка окончилась. Ты молодец!
(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)
«Дроби и единицы измерения»
№ 398 стр. 157
Половина
Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой «пол» можно услышать часто: полчаса, полкилометра… Разделили целое на две части – «половина».
Долю называют половина .
Треть
Четверть
Если целое разделили на 4 части, то
получается или по другому говорят «четверть»
Как называются другие доли?
А если разделить на пять частей, то что ли «пятерть», на шесть – «шестерть»?
Таких смешных слов в русском языке нет. Чтобы назвать доли пользуются словами «пятая», «шестая» и так далее.
Обыкновенные дроби
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель , знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной .
Прочитайте, определите вид и назовите числитель, знаменатель каждой дроби:
Помните
1 мин
1 см
1 кг
1 см 3
1 час
1 день
1 м 2
50тыйын
№ 395, №397, №399
стр 157-158
Домашнее задание
Желаю удачи!