СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 04.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для 5 класса "Метафора"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для 5 класса "Метафора".

Просмотр содержимого презентации
«metafora»

МО «Выборгский район» Ленинградской области Тайны метафоры  урок литературы, 5 класс Авторы: Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

МО «Выборгский район»

Ленинградской области

Тайны метафоры урок литературы, 5 класс

Авторы:

Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы

Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы

МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»

Тропы:   Какие тропы вы знаете?

Тропы:

Какие тропы вы знаете?

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»? -изображают ; -рисуют словами картины жизни; -отличают один предмет от другого; -передают отношение, чувства автора.

Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?

-изображают ;

-рисуют словами картины жизни;

-отличают один предмет от другого;

-передают отношение, чувства автора.

Мы называем средствами художественной выразительности  Так что же они выражают?

Мы называем средствами

художественной

выразительности

Так что же они выражают?

Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить Читай… с чувством, с толком, с расстановкой

Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить

Читай… с чувством, с толком, с расстановкой

  • Знание текста.
  • Понимание смысла.
  • Темп, интонация, паузы.
  • Выделение тропов при чтении.
  • Работа воображения (мы представляем картину…).
  • Передача настроения.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижно, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он околдован, - Не мертвец и не живой- Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой… Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижно, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он околдован, -

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса? Используйте подсказки: Эпитет с определяемым словом. Порядок слов – обратный. Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК. Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.  «Ц е п ь ю п у х о в о й…»

Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса?

Используйте подсказки:

  • Эпитет с определяемым словом.
  • Порядок слов – обратный.
  • Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК.
  • Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.

«Ц е п ь ю п у х о в о й…»

МЕТАФОРА

МЕТАФОРА

  • Скрытое сравнение
  • Основа – переносное значение слова
  • Уподобление по сходству
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи: Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. М.Цветаева

Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

М.Цветаева

Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?

Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?

Варианты толкований:

Варианты толкований:

  • Символ любви к жизни
  • Символ испытаний, тревог, преодолений
  • Символ пути
Примеры метафор: существительное: утро года в багрец и золото одетые леса прилагательное золотые руки золотое сердце глагол блистать эрудицией рябина зажглась

Примеры метафор:

существительное:

утро года

в багрец и золото одетые леса

прилагательное

золотые руки

золотое сердце

глагол

блистать эрудицией

рябина зажглась

Выразительная сила метафоры:

Выразительная сила метафоры:

  • Подчеркивает самый существенный признак
  • Создает индивидуальный образ
  • Производит эмоциональный эффект
  • Требует духовного усилия, воображения, работы ума
Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину Зимний день Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Укр асил … веточку … снегирь. В воздух е мелькают … снежинки. … иней оп ушил … березку, словно … . Вперед и Новый год – праздник … .

Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину

Зимний день

Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Укр асил … веточку … снегирь. В воздух е мелькают … снежинки. … иней оп ушил … березку, словно … . Вперед и Новый год – праздник … .

Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет , снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невес ту . Впереди Новый год – праздник детств а и зимних забав .

Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет , снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невес ту . Впереди Новый год – праздник детств а и зимних забав .

КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ?  - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ  -ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ  -ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ  -ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ  -ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ  ПО-НОВОМУ
  • КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ -ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ -ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ -ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ -ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО-НОВОМУ

Подведем итоги

Домашнее  задание Выучить стихотворение М.  Цветаевой наизусть Составить монологический ответ  о метафоре

Домашнее задание

  • Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть
  • Составить монологический ответ

о метафоре

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
  • Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
  • Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
  • Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
  • Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008 Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008 Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005. Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
  • Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
  • Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
  • Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
  • Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

  • www. Ru.wikipedia.org
  • http:// russlovesnost.
  • http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
  • http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
  • Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
  • http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
  • http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
  • http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
  • Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!