МО «Выборгский район»
Ленинградской области
Тайны метафоры урок литературы, 5 класс
Авторы:
Ртищева В.Г., учитель русского языка и литературы
Голубева Н.Л., учитель русского языка и литературы
МОУ «Лесогорская средняя общеобразовательная школа»
Тропы:
Какие тропы вы знаете?
Что означает термин «изобразительно-выразительные средства языка»?
-изображают ;
-рисуют словами картины жизни;
-отличают один предмет от другого;
-передают отношение, чувства автора.
Мы называем средствами
художественной
выразительности
Так что же они выражают?
Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева так, чтобы мы могли эту зиму увидеть, представить
Читай… с чувством, с толком, с расстановкой
- Знание текста.
- Понимание смысла.
- Темп, интонация, паузы.
- Выделение тропов при чтении.
- Работа воображения (мы представляем картину…).
- Передача настроения.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижно, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он околдован, -
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Какой образ помогает нам увидеть картину безмолвия, тишины, зимнего величия уснувшего леса?
Используйте подсказки:
- Эпитет с определяемым словом.
- Порядок слов – обратный.
- Подразумевается сравнение, но отсутствует союз КАК.
- Можно нарисовать картину: снежные узоры, как цепь.
«Ц е п ь ю п у х о в о й…»
МЕТАФОРА
- Скрытое сравнение
- Основа – переносное значение слова
- Уподобление по сходству
Попытаемся расшифровать секреты волшебства поэтической речи:
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
М.Цветаева
Как передать смену чувств при чтении этого стихотворения?
Варианты толкований:
- Символ испытаний, тревог, преодолений
- Символ пути
Примеры метафор:
существительное:
утро года
в багрец и золото одетые леса
прилагательное
золотые руки
золотое сердце
глагол
блистать эрудицией
рябина зажглась
Выразительная сила метафоры:
- Подчеркивает самый существенный признак
- Создает индивидуальный образ
- Производит эмоциональный эффект
- Требует духовного усилия, воображения, работы ума
Введите в текст тропы, конкретизирующие , создающие картину
Зимний день
Мороз и солнце! Под ногами скрипит … снег. Укр асил … веточку … снегирь. В воздух е мелькают … снежинки. … иней оп ушил … березку, словно … . Вперед и Новый год – праздник … .
Мороз и солнце! Под ногами скрипит, как песенку поет , снег. Украсил изящную веточку новогодней игрушкой красногрудый снегирь. В воздухе мелькают пушистые снежинки. Серебристый иней опушил есенинскую березку, словно невес ту . Впереди Новый год – праздник детств а и зимних забав .
- КАКУЮ МЕТАФОРУ МОЖНО СЧИТАТЬ УДАЧНОЙ? - ЕСЛИ ПОМОГАЕТ УВИДЕТЬ ПРЕДМЕТ -ЕСЛИ СОЗДАЕТ НАСТРОЕНИЕ -ЕСЛИ ПЕРЕДАЕТ ПЕРЕЖИВАНИЕ, ЗАРАЖАЕТ ИМ -ЕСЛИ ЗАПОМИНАЕТСЯ И УДИВЛЯЕТ -ЕСЛИ ОНА ПОМОГАЕТ ВЗГЛЯНУТЬ НА ПРЕДМЕТ ПО-НОВОМУ
Подведем итоги
Домашнее задание
- Выучить стихотворение М. Цветаевой наизусть
- Составить монологический ответ
о метафоре
Список использованной литературы
- Школьный словарь литературоведческих терминов: Иносказательность в худож. речи. Тропы. Стиховедение/ Л.В.Чернец, В.Б.Семенов, В.А.Скиба.-М. :Просвещение, 2002
- Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №8(239)февраль 1998г.
- Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя/Н.Е.Богуславская, В.И.Капинос и др.; под редакцией Т.А.Ладыженской.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.
- Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост.М.В.Панов.-М: Педагогика, 1984
- Формирование литературоведческих понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Куйбышев, 1981
- Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи»/Е.С.Симакова.М:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2008
- Черных О.Г. Игровые уроки по литературе:5 класс.-М:ВАКО,2008
- Литература: анализ эпизода: анализ стихотворения: учебно-методическое пособие /Н.В.Францова, Т.В.Доронина, Н.С. Генералова.-М.:Издательство «Экзамен», 2005.
- Формирование теоретико-литературных понятий в школе. А.Г.Балыбердина. Киров, 1974
Список использованных материалов, Интернет-ресурсов
- www. Ru.wikipedia.org
- http:// russlovesnost.
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
- http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- Дистанционная поддержка учителей-словесников http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm