МКОУ Землянская СОШ с УИОП
Родительское собрание
Основы религиозных культур и светской этики
ОРКСЭ
Кулешова Лидия Михайловна.
- Каковы правовые основы преподавания сведений о религиозных культурах в государственной и муниципальной общеобразовательной школе?
- Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632)
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики
- Основы православной культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы светской этики.
Культурная традиция
Отечество
Семья
Существуют моральные и социальные вызовы школьному образованию:
- морально-нравственная дезинтеграция общества
- низкий уровень доверия и социальной солидарности
- нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта
- недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения
- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций
- снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования
- усиление миграционных процессов
- недостаточный уровень воспроизводства населения
- снижение физического, социального и психического здоровья населения
Учитывая недостатки воспитания школьников, президентская инициатива «Наша новая школа» определила требования к современному выпускнику общеобразовательной школы. Человек, вступающий во взрослую жизнь должен быть:
- мотивированным к познанию
- владеющим достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
- критически мыслящий
- Общая педагогическая цель – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).
формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению , основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
- Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
- Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- школы;
- Развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
17
- Миф 1 – в школу придут священнослужители .
В статье 14 Конституции РФ говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом .
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключен положениями Конституции РФ, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
17
18
- Содержание модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» не ориентировано на решение каких-либо миссионерских задач.
- Оно не вероучительно , а представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии.
18
19
- Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения.
- Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию.
19
20
- Образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи.
- Назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.
20
21
Все модули нового предмета соединяются общими тематическими блоками:
1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 ч.);
2.Основы традиционных религий и светской этики (16 ч.).
3.Традиционные религии и этика в России (13 ч.);
4.Духовные традиции многонационального народа России (4 ч.).
21
21
22
22
22
22
22
Муртазин М.Ф., Латышина Д.И.
Учебное пособие знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
25
Урок 1
Россия — наша Родина
Урок 2
Колыбель ислама
Урок 3
Пророк Мухаммад — основатель ислама
Урок 4
Начало пророчества
Урок 5
Чудесное путешествие пророка
Урок 6
Хиджра
Урок 7
Коран и Сунна
Урок 8
Вера в Аллаха
Урок 9
Божественные Писания. Посланники Бога
Урок 10
Вера в Судный день и судьбу
Урок 11
Обязанности мусульман
Урок 12
Поклонение Аллаху
Урок 13
Пост в месяц рамадан
Урок 14
Пожертвование во имя Всевышнего
Урок 15
Паломничество в Мекку
Уроки 16-17
Творческие работы учащихся
Урок 18
История ислама в России
Урок 19
Нравственные ценности ислама
Урок 20
Сотворение добра
Урок 21
Дружба и взаимопомощь
Урок 22
Семья в исламе
Урок 23
Родители и дети
Урок 24
Отношение к старшим
Урок 25
Традиции гостеприимства
Урок 26
Ценность и польза образования
Урок 27
Ислам и наука
Урок 28
Искусство ислама
Урок 29
Праздники мусульман
Урок 30
Любовь и уважение к Отечеству
25
Урок 1 Россия - наша Родина
Урок 2Культура и религия
Урок 3 Культура и религия
Урок 4 Возникновение религий
Урок 5 Возникновение религий. Религии мира и их основатели
Уроки 6-7 Священные книги религий мира
Урок 8 Хранители предания в религиях мира
Уроки 9-10 Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния
Урок 11 Человек в религиозных традициях мира
Уроки 12-13 Священные сооружения
Уроки 14-15 Искусство в религиозной культуре
Уроки 16-17 Творческие работы учащихся Уроки 18-19 История религий в России Уроки 20-21 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
Урок 22 Паломничества и святыни
Уроки 23-24 Праздники и календари
Уроки 25-26 Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира Урок 27 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Урок 28 Семья
Урок 29 Долг, свобода, ответственность, труд
Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству
27
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур
В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
28
28
28
28
28
Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
33
Россия - наша Родина
Что такое светская этика
Культура и мораль
Особенности морали
Добро и зло
Добро и зло
Добродетель и порок
Добродетель и порок
Свобода и моральный выбор человека
Свобода и ответственность
Моральный долг
Справедливость
Альтруизм и эгоизм
Дружба
Что значит быть моральным
Подведение итогов
Род и семья — исток нравственных отношений
Нравственный поступок
Золотое правило нравственности
Стыд, вина и извинение
Честь и достоинство
Совесть
Нравственные идеалы
Нравственные идеалы
Образцы нравственности в культуре Отечества
Этикет
Уважаемые родители выбор за вами.
- Уважаемые родители выбор за вами.
- Уважаемые родители выбор за вами.
- Уважаемые родители выбор за вами.