ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Кудымкарский муниципальный район
МАОУ «Гуринская СОШ»
Гусельникова А.Н., учитель
начальных классов
« Дискуссии вокруг вопроса о
преподавании в школах
дисциплин, которые
направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения идут в нашем обществе давно и, безусловно, не только требуют самого пристального внимания, но и уже окончательного реагирования на эти дискуссии со стороны государства».
«Я принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики».
Д.А.Медведев
В августе 2009г. по итогам
встречи с лидерами религиозных организаций Президент РФ дал поручение о введении в 2010 году апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ:
- духовно-нравственное воспитание учащихся;
- формирование поликультурной компетентности:
-знание и принятие человеком
культурного и религиозного разнообразия мира;
-доброжелательное отношение
к носителям той или иной культуры .
Основы и задачи курса:
- формирование ценностно-смысловых и мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры;
- развитие способностей общения в поликультурной среде.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-х классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
В настоящее время курс ОРКСЭ рассчитан только в 4 классах. Почему именно в этом возрасте? 1) Предстоит смена 1 и 2 ступеней образования. Это определенный стресс для детей. 2) 11-12 лет –возраст, когда происходит отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни. 3) Ещё существует возможность доверительного общения между родителями и детьми, между учителями и детьми.
Курс состоит из 6 модулей:
- Основы православной культуры.
- Основы исламской культуры.
- Основы буддийской культуры.
- Основы иудейской культуры.
- Основы мировых религиозных культур.
- Основы светской этики.
Методические основы:
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина.
Блок 2. – содержание выбранного модуля.
Блок 3 . Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального народа России.
В каждый модуль включен материал по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.
Модуль 1. Основы православной культуры:
Курс знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение в формировании российского государства и общества, а также ее роль в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Модуль 2. Основы исламской культуры:
Курс знакомит школьников с основами духовно-нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы учебника подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.
Модуль 3. Основы буддийской культуры:
Курс в доступной для учащихся 4-х классов форме знакомит с основами буддийской культуры: её основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
Модуль 4. Основы иудейской культуры:
Курс знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.
Модуль 5. Основы мировых религиозных культур:
Курс знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Модуль 6. Основы светской этики:
Этика – греч. - обычай, нрав, характер)- философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность.
Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.
Этикет - термин «этикет» (от французско )
означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Этикет — это сочетание формальных правил
поведения в заранее определенных ситуациях .
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Мифы: 1) В школу придут священнослужители. 2) Новый предмет будет иметь вероучительный характер. Модуль представляет собой знание об исторических и культурологических основах определенной религии.