Общешкольное родительское собрание
Учитель обществознания
Кокотчикова Т.Д.
Профилактика школьной тревожности
Задачи
1. Информировать родителей о современных оценочных процедурах.
2. Познакомить родителей с признаками повышенной школьной тревожности и рекомендациями по её снижению.
3. Укрепить сотрудничество родителей и педагогов.
Эпиграф
Встревоженный и затравленный ребенок, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в свой собственный вымышленный мир.
Дейл Карнеги , американский педагог, писатель
Оценочные процедуры в образовании.
Статья 95. «Независимая оценка качества образования»:
«Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ».
Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Внешние процедуры оценки качества образования
- Независимая (внешняя) оценка качества подготовки обучающихся включает несколько процедур:
- на федеральном уровне это НИКО, ГИА, ВПР;
- на региональном и муниципальном уровнях: РИКО, ОКР, МДР, олимпиады по предметам.
Внутренние процедуры оценки качества образования
- контрольные работы (текущие и итоговые),
- зачеты,
- творческие и практические работы,
- защита проекта,
- пробные ОГЭ и ЕГЭ и др.
НИКО – национальные исследования качества образования.
ВПР
- ВПР – всероссийские проверочные работы.
- Проводятся в течение нескольких лет в классах, перешедших на ФГОС.
Государственная итоговая аттестация
11 класс
ЕГЭ - единый государственный экзамен.
ГВЭ - государственный выпускной экзамен.
В первую среду декабря – итоговое
сочинение как допуск к экзаменам.
Основной период начинается в мае.
9 класс
- В 9 классе учащиеся проходят итоговое собеседование по русскому языку
как условие допуска к ГИА.
2 дополнительных срока: в марте и мае.
Формы ГИА:
ОГЭ - основной государственный экзамен.
ГВЭ - государственный выпускной экзамен.
- Экзамены сдают в мае-июне.
- Пересдача – в сентябрьские сроки
На каких сайтах можно найти материалы ГИА, ВПР?
РИКО – региональные исследования качества образования
- В 1 полугодии учебного года в 10 классе была проводится областная контрольная работа;
- В 4 классе - РИКО НОО. Цель проведения: диагностика уровня достижения обучающимися 4-х классов, планируемых метапредметных результатов;
- В январе –марте происходит процедура РИКО в 7 классе – индивидуальный проект
- На муниципальном уровне проводятся муниципальные диагностические работы – МДР.
- Осенью работы выполняют все учащиеся.
- В марте-апреле по обязательным предметам и по выбору учащихся на ЕГЭ и ОГЭ.
Желаем успехов вашим детям при участии во всех оценочных процедурах!
Решения
- Информацию о современных оценочных процедурах принять к сведению.
- Осуществлять сотрудничество при подготовке учащихся к процедурам оценки качества образования.
2. Школьная тревожность как барьер повышения эффективности обучения
Опрос учащихся 4-11 классов
- Когда я иду в школу…
- На контрольной…
- Наверно, на экзамене…
- Если я получу двойку…
- Когда учитель задает вопрос, я…
Признаки тревожности
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-либо.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него нередко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидания.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Высокая тревожность – 15-20 баллов
Средняя тревожность – 7-14 баллов
Низкая тревожность – 1-6 Баллов
Школьная тревожность
Школьная тревожность –
разновидность ситуативной тревожности. Ребёнка волнует и беспокоит всё, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками.
ПРИЗНАКИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
- Ухудшение здоровья учащегося;
- Нежелание ходить в школу;
- Излишняя старательность при выполнении заданий ;
- Отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий;
- Раздражительность и агрессивные проявления
- Рассеянность, или снижение концентрации внимания на уроках;
- Наличие эмоционально- физиологических реакций
Причины возникновения школьной тревожности
- Учебные перегрузки;
- Неспособность учащегося справиться со школьной программой;
- Неадекватные ожидания со стороны родителей;
- Неблагоприятные отношения с педагогами;
- Смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом;
- Регулярно повторяющиеся оценочно - экзаменационные ситуации.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
1. Будьте более внимательны к своему ребёнку, проявляйте интерес к его делам, проблемам.
2. Относитесь к ребенку с уважением. Ошибки ребенка должны доносится понятным для ребёнка языком.
3. Регулярно акцентируйте внимание на успехах ребёнка в школе.
4. Подчеркивайте индивидуальные достижения ребёнка. Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями/ неудачами.
5. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью тактильного контакта.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
6. Если ребёнок не говорит открыто о трудностях, обыграйте возможные трудные ситуации, может он сам предложит возможные решения проблемы. С подростком лучше поговорить .
7. Перед незнакомыми ситуациями, расскажите ребёнку, что его ожидает и на что нужно обратить внимание.
8. Не перегружайте школьной нагрузкой. Нагрузку необходимо подбирать из индивидуальных особенностей и возможностей ребёнка, а не из его желания.
9. Активно включайтесь в процесс помощи выполнения домашних заданий, если видите, что ребёнок самостоятельно не справляется.
Как помочь ребенку преодолеть тревожность
10. В сложных ситуациях не стремитесь всё сделать за ребёнка.
11. Учите ребёнка (и учитесь сами) расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции.
12. Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он уже встречается или может встретиться в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
13. Важно, чтобы ребёнок понимал, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать и в случае неудачи.
14. Будьте примером для своего ребёнка. У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.
Желаем удачи в воспитании!
Решения
- Информацию о влиянии тревожности на успешность обучения принять к сведению.
- При необходимости использовать рекомендации для снижения уровня школьной тревожности.