Родительское собрание по выбору учебного предмета (модуля) предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Учебный предмет (модуль) ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
2023 год
Важнейшая задача учебного модуля «Основы православной культуры» — ввести обучающихся в мир нравственных ценностей , которые уже более десяти веков формируют духовную культуру народов России.
Духовно-нравственные ценности существуют и сохраняются в народной религиозно-культурной традиции.
Они формируются исторически и передаются от поколения к поколению в семье, в школе, в обществе, в государстве.
Есть, как говоря ученые, конвенциональные ценности — важный и необходимый компонент государственно-общественного воспитания.
Справка:
Конвенция (от лат. conventio — договор, соглашение) — договор, регулирующий какие-либо отношения, условия, соглашения между познающими субъектами или участниками процесса.
Но конвенциональные ценности имеют существенные ограничения. Люди могут договориться между собой о том, что необходимо уважать свободу и права каждого человека, защищать природу, культурно-историческое наследие в обществе, заботиться о нетрудоспособных членах общества. Важно понимать что есть и духовные ценности.
Какую же цель и какие задачи призван обеспечить учебный предмет-модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» ?
По учебному модулю «Основы православной культуры»:
1) понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;
2) формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении ;
3) осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры ;
4) формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;
5) знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;
6) формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;
43.6.1. По учебному модулю «Основы православной культуры»:
7) построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
8) понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;
9) овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;
10) понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
11) формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»;
12) умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;
13) открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства.
Академик Д. С. Лихачев .
«Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы»
(Первое Послание к Коринфянам, 15 глава, 33 стих)
Концепцию духовно-нравственного воспитания школьника на основе традиционной российской педагогической традиции можно выразить заповедью академика Дмитрия Сергеевича Лихачева:
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»
Образование — это воспитание для доброделания.
В.А. Жуковский
Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к новым профессиям и быть прежде всего нравственным . Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества : экономическую, государственную, творческую.
Воспитывают же людей: впрямую — религия , а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, хоровое пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни).
Д.С.Лихачев. «Русская культура». М.: «Искусство», 2000.
«Не будем бояться этих слов – святое и незыблемое ».
«Когда речь идет о моральном облике нового человека, то в слова святое и незыблемое вкладывается конкретный смысл: это то, чем человек дорожит, как собственной честью и достоинством, то, чем он не может поступиться ни при каких обстоятельствах.
У человека, которого мы воспитываем, должны быть святые истины и святые имена, святые принципы и святые непререкаемые правила поведения».
Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970)
Из книги «Разговор с молодым директором школы», раздел «Как добиться, чтобы в душе каждого человека утвердилось святое и незыблемое?»
(В.А.Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. В трех томах. Том третий. Изд. «Педагогика»: Москва, 1981. С.119).
Академик Д. С. Лихачев .
Академик Д. С. Лихачев .
Разработанные в Новосибирской Митрополии учебно-методические комплекты по основам православной культуры для 1-11 классов в формате pdf выложены на официальных сайтах Отдела образования и просвещения Новосибирской епархии
http://o opne .ru
и Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского
http://orthgymn.ru
в разделе «Учебно-методические комплекты по ОПК»
для ознакомления и использования