Иоганн Себастьян Бах
жизненный и творческий путь
Иоганн Себастьян Бах
1685–1750
Иоганн Себастьян Бах – величайшая фигура мировой культуры эпохи барокко.
Бах был известен при жизни как непревзойденный виртуоз-исполнитель и только потом — как композитор.
Его творчество универсально и всеохватно, он работал во всех жанрах, кроме оперы.
Творчество Баха обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма.
I Детство, юность. 1685–1703
Иоганн Себастьян Бах родился 31 марта 1685 года в городе Эйзенахе (Тюрингия) в семье потомственного музыканта Иоганна Амброзиуса Баха.
Музыкальная одаренность проявилась рано: мальчик пел в школьном хоре, играл под руководством отца на скрипке и клавесине.
В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом, который обучал будущего композитора игре на клавире и органе.
В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила в городе Люнебург. В это время он создает свои первые органные произведения.
II . Арнштадт, Мюльхаузен. 1703–1708
С 1703 года Иоганн Себастьян Бах служит органистом в церкви св.Бонифация в Арнштадте.
В Арнштадте Бах написал три десятка органных произведений, каприччио, кантат и сюит. Но напряженные отношения с властями подтолкнули Иоганна Баха покинуть город через три года.
В 1705 году Бах самовольно отлучился в Любек, где он познакомился с игрой известного органиста Дитриха Букстехуде. Игра мэтра потрясла музыканта: вместо отпущенного месяца он пробыл в городе четыре.
После возвращения в Арнштадт и разбирательства с начальством Иоганн Бах оставил «насиженное место» и отправился в тюрингский город Мюльхаузен, где нашел работу органиста в церкви Святого Власия.
Через год ветер странствий перенес Иоганна Себастьяна в Веймар.
III. Веймар. 1708–1717
С 1708 года Иоганн Себастьян Бах служит придворным органистом, камер-музыкантом, а с 1714 года – придворным концертмейстером наследного герцога Иоганна Эрнста.
С 1708 года Иоганн Себастьян Бах служит придворным органистом, камер-музыкантом, а с 1714 года – придворным концертмейстером наследного герцога Иоганна Эрнста.
«Веймарский период» биографии Иоганна Баха оказался плодотворным: композитор сочинил десятки клавирных, органных и оркестровых произведений, в том числе: прелюдии и фуги для органа, Токкату и фугу d-moll, пассакалию и фугу c-moll, органную книжечку с обработками мелодий протестантских хоралов.
В «Веймарский период» Бах особенно прославился как исполнитель-виртуоз на органе и клавесине.
В 1717 году в Дрезден приехал известный французский музыкант Луи Маршан с которым Баху предложили устроить музыкальное состязание. Однако в день соревнования выяснилось, что Маршан спешно и тайно покинул город; состязание не состоялось, и Баху пришлось играть одному.
Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил, впоследствии известные как Галльский Бах и Гамбургский Бах .
Третьего знаменитогой сына Баха, Иоганна Кристиана, родившегося в Лейпциге в 1735 году, звали Лондонским или Английским Бахом.
Сыновья Баха при жизни были более известны, чем их гениальный отец.
Вильгельм Фридеман
Карл Филипп Эммануил
Иоганн Кристиан
IV. Кетен. 1717–1723
В конце 1717 года Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера.
Дом Баха в Кётене
В Кетене не было качественного органа, отсутствовала также и хоровая капелла. Поэтому Бах сосредотачивается на создании музыки светского характера. В Кетене были написаны
- 1 том "ХТК ".
- Английские сюиты.
- Сонаты для скрипки соло.
- Французские сюиты.
- Шесть Бранденбургских концертов
- "Хроматическая фантазия и фуга".
V. Лейпциг. 1723–1750
С 1723 года композитор живет в Лейпциге, где руководит хором (занимает должность кантора) в школе при церкви святого Фомы в Томасшуле.
«Лейпцигский период» явился итогом творческого пути Баха.
В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею.
У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, «Страсти» и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.
Большая часть этих произведений не была исполнена при жизни автора. Свое второе рождение они получили благодаря деятельности Феликса Мендельсона-Бартольди, который отыскал рукопись «Страстей по Матфею» и исполнил их в 1829 году к 100-летию создания.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью.
Умер Бах 28 июля 1750 года и похоронен в церкви святого Фомы в Лейпциге.