СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для урока русского языка в 10 классе "Языковая норма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использовать и при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока русского языка в 10 классе "Языковая норма"»

Языковая норма Подготовила учитель МОУ «СОШ №16» г.Ухты Республики Коми Кокшарова Людмила Борисовна

Языковая норма

Подготовила учитель МОУ «СОШ №16» г.Ухты Республики Коми

Кокшарова Людмила Борисовна

Социальный долг человека – быть интеллигентным.  Д.С. Лихачёв

Социальный долг человека – быть интеллигентным. Д.С. Лихачёв

Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
  • Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.
  • Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.
Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
  • Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы.
  • Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы.
Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Норма – это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими.

Выберите правильный вариант Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
  • Выберите правильный вариант
  • Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.
Контейнеры на погрузке, пять килограммов , много народу , множество грузин , все шоферы , несколько мандаринов , 5 килобайт , партия кадетов , красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.
  • Контейнеры на погрузке, пять килограммов , много народу , множество грузин , все шоферы , несколько мандаринов , 5 килобайт , партия кадетов , красивее всех, заведую складом, в шестистах метрах, в полутора часах езды.
 паронимы представить— предоставить.    1. Мне ... квартиру (дали, выделили).  2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить).  3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...).  4. ... вам моего друга (знакомлю).  5. Отца ... к ордену (наградили).  6. Все меня ... чудаком (считают, называют).  7. Фильм был ... на фестивале (показан).  8. Актер умел ... пение соловья (копировать).  9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).

паронимы представить— предоставить.

1. Мне ... квартиру (дали, выделили). 2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возможность решить). 3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...). 4. ... вам моего друга (знакомлю). 5. Отца ... к ордену (наградили). 6. Все меня ... чудаком (считают, называют). 7. Фильм был ... на фестивале (показан). 8. Актер умел ... пение соловья (копировать). 9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).

Правильный ответ.    1. Мне предоставили квартиру.  2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы.  3. Нужно срочно представить отчет о работе.  4. Представляю вам моего друга.  5. Отца представили к ордену.  6. Все меня представляют чудаком.  7. Фильм был представлен на фестивале.  8. Актер умел представлять пение соловья.  9. Этот дом представляет собой небольшой замок.
  • Правильный ответ.

1. Мне предоставили квартиру. 2. Предоставляю вам самим решать такие вопросы. 3. Нужно срочно представить отчет о работе. 4. Представляю вам моего друга. 5. Отца представили к ордену. 6. Все меня представляют чудаком. 7. Фильм был представлен на фестивале. 8. Актер умел представлять пение соловья. 9. Этот дом представляет собой небольшой замок.

Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения .    1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.  2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.  3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.  4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.  5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду
  • Укажите ошибки, связанные с предложным

управлением и выбором предлога, исправьте предложения .

1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города. 2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества. 3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду

Правильный ответ.    1. Приехав из Москвы…  2. …от самых истоков….  3. … из всех районов города.  4. Согласно полицейскому протоколу…  5. …в первый год по приезде
  • Правильный ответ.

1. Приехав из Москвы… 2. …от самых истоков…. 3. … из всех районов города. 4. Согласно полицейскому протоколу… 5. …в первый год по приезде

 Исправьте ошибки, связанные с управлением.   1.Уделите внимание на здоровье.   2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.   3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику

Исправьте ошибки, связанные с управлением.

  • 1.Уделите внимание на здоровье.
  • 2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
  • 3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
  • 4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.
Правильный ответ.    1.Уделить внимание здоровью .  2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы.  3. …внимание рубрике …  4. Абитуриенту, желающему…
  • Правильный ответ.

1.Уделить внимание здоровью . 2. Все мероприятия рассчитаны во благо природы. 3. …внимание рубрике 4. Абитуриенту, желающему…

Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.  1. Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.  2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.  3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.  4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.  5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.  6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.  7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
  • Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения. 1. Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина. 3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю. 5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался. 6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают. 7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.
Правильный ответ.    1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем.  2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину.  3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.  4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю.  5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке.  6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей.  7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.
  • Правильный ответ.

1. Придя домой после школы, приятно осознавать, что котенок встретит меня радостным мяуканьем. 2. Прочитав о боях, я сразу представил всю эту картину. 3. После прочтения этого рассказа, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 4. Через год, когда он стал слепым и глухим, его привели к царю. 5. Дождь не прекращался, и я шел по мокрой тропинке. 6. Рождаясь, животные уже знают запахи многих опасностей. 7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, проблемы настоящего периода, идущие реформы, нам надо вводить президентство.

 Лексическое лото.    1. Жаргон а) вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;    2. Сленг б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;    3. Историзмы в) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.д.;    4. Архаизмы г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.    5. Лакуна д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.

Лексическое лото. 1. Жаргон а) вариант разговорной речи (в т.ч. экспрессивно-окрашенные элементы этой речи), не совпадающий с нормой литературного языка;

2. Сленг б) пропуск, пробел, недостающее место в тексте; вообще пропуск, пробел в чем-нибудь;

3. Историзмы в) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.д.;

4. Архаизмы г) слова, вышедшие из употребления связи с исчезновением реалий, которые они обозначали.

5. Лакуна д) слова, вышедшие из употребления, но имеющие синонимы в современном русском языке.

1в 2а 3г 4д 5б
  • 1в 2а 3г 4д 5б
 Домашнее задание. Рассуждение на темы:    «Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»  «Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»  «Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

Домашнее задание.

Рассуждение на темы:

«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?» «Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?» «Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»