АНДРЕЙ РУБЛЕВ 1360 - 1430
Презентацию выполнил учитель высшей категории Крупина М.В.
- Андрею Рублеву приписывают следующие произведения :
- 1) миниатюры с изображениями евангелистов
- 2) иконы Благовещенского собора Московского Кремля
- 3) три иконы Христос, архангел Михаил и апостол Павел
- 4) икона Богоматери «Умиление» из Успенского собора во Владимире,
- 5) фрагменты фресок на алтарных столбах Успенского собора
- 6) фрагменты фресок на алтарной преграде Рождественского собора;
- 7) несколько икон из Троицкого монастыря
- 8) маленькая иконка «Спас в силах» (Государственная Третьяковская галерея).
- 9)Троица
- Из произведений Андрея Рублева, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица»
- Благовещенский собор Московского Кремля
- Успенский собор во Владимире
- Успенский собор во Владимире
- Успенский собор во Владимире
- Успенский собор во Владимире
- Успенский собор во Владимире
Ангел ведет младенца Иоанна в пустыню 1408 г.
Ангел Господень трубит в море 1408 г.
Антоний Великий 1408 г.
Ангел Господень трубит на землю 1408 г.
Апостолы и ангелы 1408 г.
Богоматерь в раю 1408 г.
Ангел и пророк Даниил 1408 г.
Апостолы и ангелы 1408 г.
Введение во храм 1408 г.
Благовестие Захарии 1408 г.
Души праведных в руце Божией 1408 г.
Жертвоприношение Иоакима и Анны 1408 г.
Земля отдает своих мертвецов 1408 г.
Крещение 1408 г.
Лик святителей и преподобных 1408 г.
Лик мучениц и преподобных жен 1408 г.
Лоно Авраамово 1408 г.
Мученик Зосима 1408 г.
Лик пророков и мучеников 1408 г.
Макарий Египетский 1408 г.
Орнамент 1408 г.
Море отдает своих мертвецов 1408 г.
Орнамент 1408 г.
Отшельник Онуфрий
Богоматерь, 1408, Успенского собора во Владимире
Иоанн Златоуст, 1408. иконостаса Успенского собора во Владимире
Григорий Богослов, 1408. Успенского собора во Владимире
Архангел Михаил, 1408
Архангел
Гавриил,
1408.
- АНДРЕЙ РУБЛЕВ, русский художник конца 14 —15 века, создатель фресок, икон, миниатюр; преподобный (канонизирован в 1988, память 17 июля). Был известен при жизни, знаменит после смерти , особо прославляем с конца 15 века.В 16 веке его работы становятся обязательными образцами для подражания .
Иоанн Предтеча, 1408
Андрей Первозванный, 1408.
Иоанн Богослов, 1408
- Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Новгороде ) вероятно в конце 1370-х г . Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» — инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи.
- Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Вознесение Господне, 1408
- Первое упоминание о нем — в 1405: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца . Андрей Рублев назван «чернецом», т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т. е. был младшим.
- Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.
Спас, 1410-е
- Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком , Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле .
Архангел Михаил 1414
- Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком
«Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами — ангелами; большой красный квадрат — землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг. На углах нанесены рисунком символы евангелистов: ангел соответствует Матфею, орел — Иоанну, лев — Марку, телец — Луке.
- Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире .
Апостол Павел из деисусного чина, 1410
- Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.
- В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425-27 годах он создал свой шедевр — «Троицу».
Вознесение Господне, 1408
- Рублёв скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора . Точное место захоронения неизвестно.
Сошествие во ад, 1408-1410
- На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил»
- В 1412 ) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела (красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса — клав) явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство.
- Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства),
- Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий),
- Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух).
- Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду
- Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека.
- Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
- Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.
- В 1947 в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублеву работы скульптора Олега Комова.
- С 1989 года Сектором церковной археологии ЦМиАР под научным руководством О. Г. Ульянова ведутся археологические исследования, в результате которых в 1993 году обнаружен древний престол Спасского собора и мощи (идёт освидетельствование
- Память
- «Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») — фильм Андрея Тарковского.
- Андрей Рублёв — серия памятных монет Банка России.
- Рублёв (кратер) .
- Скульптура Андрея Рублёва
- Научно-популярный фильм "Андрей Рублев
- Хронология жизни и творчества Андрея Рублева
- Около 1360 - Андрей Рублев родился, вероятно, в средней полосе России. По другим данным - родился в 1365 году. Конец 1390-х годов - Создание миниатюр для книги "Евангелие Хитрово". До 1405 - Принял монашество с именем Андрей в Троице-Сергиевом монастыре. По другим данным - в Андрониковом монастыре. 1405 - Работал совместно с Феофаном Греком и Прохором, «старцем с Городца», над украшением иконами и фресками Благовещенского собора Московского Кремля, домового храма московских князей. "Преображение". 1408 - Вместе с Даниилом Черным работал над росписью и иконостасом Успенского собора во Владимире. "Богоматерь", "Иоанн Богослов", "Апостол Андрей", "Спас в силах". Между 1408-1422 - Создание Поясного Звенигородского чина. "Спас", "Архангел Михаил", "Апостол Павел". Около 1411 (по другим данным 1427) - Икона "Троица". Между 1422-1427 - Совместно с Даниилом Черным руководил работами по росписи и созданию иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Написан храмовый образ Троицы. 1427-1430 - Создание росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Росписи не сохранились. Сейчас здесь находится музей древне-русского искусства, носящий имя Рублева. 29 января 1430 - Скончался и погребен в Спасо-Андрониковом монастыре. Вся последующая за этим древнерусская живопись испытала и продолжает испытывать огромное воздействие творчества Рублева. В 1551 году на Стоглавом соборе иконопись Рублева была провозглашена совершенным образцом для подражания. Второе рождение Рублева произошло уже в XX веке, когда были проведены многочисленные реставрации его произведений, исследования жизни мастера и уточнение его биографии. Постепенно имя Рублева становится легендой, своего рода символом потерянной Святой Руси и всего древнерусского искусства. Ярчайшим выражением этой легенды стал фильм Андрея Тарковского "Андрей Рублев", снятый в 1971 году, и выразительно подчеркнувший удивительный контраст крайне жестокой исторической эпохи и умиротворенно-гармоничных образов преподобного живописца. Андрей Рублев почитается как один из великих русских святых.