№ 74 8 В параллелограмме АВС D диагонали пересекаются в точке О. Равны ли векторы.
Обоснуйте ответ.
С
В
О
А
D
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др.
A С = В D .
A О = О C ;
ВС = D А;
A В = DC ;
2
Сложение векторов. Правило треугольника.
С
a +
b
b
А
a
!
b
АВ + ВС =
АС
В
a
Сумма векторов - ВЕКТОР
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др.
Для любого нулевого вектора справедливо равенство
!
a + 0 = a
3
b
a +
b
a +
Докажем, что если при сложении векторов точку А заменить другой точкой А 1 , то полученный вектор А 1 С 1
будет равен АС. Рассмотрим случай.
АВВ 1 А 1 – параллелограмм
b
a
В
b
a
ВСС 1 В 1 – параллелограмм
С
А
АСС 1 А 1 – параллелограмм
В 1
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др.
b
a
С 1
А 1
4
Сложение коллинеарных сонаправленных векторов.
v по теч .
v соб
v теч
v теч
5
Сложение коллинеарных противоположно направленных векторов.
v пр. теч .
v соб
v теч
v теч
6
a 1
Вектор называется противоположным
вектору , если векторы и имеют равные
длины и противоположно направлены.
a 1
a
a
v пр. теч . = 0
Сумма
противоположных
векторов равна нулевому вектору .
v соб
v теч
v теч
7
b
a +
Коллинеарные векторы складываются по правилу треугольника, хотя при их сложении треугольника и не получается
b
a +
b
a
b
a
8
b
a +
b
a
f
c +
f
c
9
Закон сложения векторов
Теорема
a , b, c
Для любых векторов справедливы равенства:
!
a + b = b + a
переместительный закон
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др.
10
1
Докажем свойство
Рассмотрим случай, когда векторы и не коллинеарны.
b
a
В
b
b
a +
b
А
C
a
a
«Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др.
D
= b +
a
АВ + ВС
АС =
= a +
b
АС =
А D + D С
11
Сложение векторов. Правило параллелограмма.
12
11
1
b
a+b
10
2
b
a
9
3
При доказательстве свойства 1 мы обосновали правило параллелограмма сложения неколлинеарных векторов. Чтобы применить правило параллелограмма, надо отложить векторы от одной точки, как стрелки часов.
8
4
a
5
7
6
12
Правило треугольника.
АС
АВ + ВС =
А S + S С =
АС
АО + ОР =
АР
NM + ML =
NL
MR
MN + NR =
RP + PR =
RR = 0
MM = 0
MK + KM =
ZZ = 0
ZK + KZ =
MK + OM =
OM + MK
KD + DE =
DE + KD =
= OK
= KE
13
Правило треугольника.
АВ + ВС
АС =
ON + N В
OB =
OB + В N
ON =
RS + SA
AR + RS
RA =
AS =
KX =
KH + HX
XH =
XK + KH
AM + MD
MD =
MA + AD
AD =
OF + FP
FO =
FP + PO
OP =
14
F п
v
На рисунке показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в некоторый момент времени.
F – сила тяги,
F c – сила лобового сопротивления,
F т – сила тяжести,
F п – подъемная сила.
F C
F
F T
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
Как движется самолет, если
F = F C
F T = F п
1
F C F T = F п 2 " width="640"
F п
v
На рисунке показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в некоторый момент времени.
F – сила тяги,
F c – сила лобового сопротивления,
F т – сила тяжести,
F п – подъемная сила.
F
F C
F T
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
Как движется самолет, если
F F C
F T = F п
2
F п 3 " width="640"
v
На рисунке показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в некоторый момент времени.
F – сила тяги,
F c – сила лобового сопротивления,
F т – сила тяжести,
F п – подъемная сила.
F п
F C
F
F T
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
Как движется самолет, если
F = F C
F T F п
3
F п
v
На рисунке показаны силы, действующие на самолет, и направление вектора скорости в некоторый момент времени.
F – сила тяги,
F c – сила лобового сопротивления,
F т – сила тяжести,
F п – подъемная сила.
F C
F
F T
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
Как движется самолет, если
F = F C
F T F п
4
F п
На самолет действует в вертикальном направлении сила тяжести 550 кН и подъемная сила 555 кН, а в горизонтальном направлении – сила тяги 162 кН и сила сопротивления воздуха 150 кН. Найти модуль и направление равнодействующей.
555 кН
5 кН
162 кН
150 кН
12 кН
F C
F
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
5
550 кН
F T
19
Вертолет летел на север со скоростью 20 м/с. С какой скоростью и под каким углом к меридиану будет лететь вертолет, если подует западный ветер со скоростью 10 м/с?
Север
Запад
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».)
6
19
Катер, переправляясь через реку, движется перпендикулярно течению реки со скоростью 4 м/с в системе отсчета, связанной с водой. На сколько метров будет снесен катер течением, если ширина реки 800 м, а скорость течения 1 м/с?
1 м/с
1 м/с
800 м
А
D
В
4 м/с
?
Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 5-е изд. Перераб. – М.: дроф, 2001. – 192с.: ил. – (задачники «Дрофы».) Повторение темы «Подобие треугольников». Ответ: 200 м.
С
7
E
21
Груз опускается на парашюте с высоты 120 м с постоянной вертикальной скоростью 3 м/с. Ветер, дующий горизонтально, относит его в сторону со скоростью 2 м/с. Какой путь пролетает груз? Вычислите ответ с точностью до 1 м.
120 м
Бродский И.Л. и др. «Сборник текстовых задач п о математике для профильных классов. 7-11 классы/ Под редакцией Бродского. – М. : АРКТИ, 2004. – 140 с. ( Метод. биб-ка)
8
22