СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация для выступления на РМО учителей истории и обществознания "Трудные вопросы ЕГЭ по обществознанию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%!  (в 2014г- 420 тысяч человек) И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для выступления на РМО учителей истории и обществознания "Трудные вопросы ЕГЭ по обществознанию"»

Трудные вопросы ЕГЭ  по обществознанию Ф.И.О

Трудные вопросы ЕГЭ

по обществознанию

Ф.И.О

ЕГЭ – 2015 г. ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! (в 2014г- 420 тысяч человек) И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. Текст слайда

ЕГЭ – 2015 г.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! (в 2014г- 420 тысяч человек) И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов.

Текст слайда

Пять ловушек обществознания Обществознание — один из самых легких предметов . знание терминологии и умение ею оперировать . настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам многочисленных учебников и пособий . недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе.

Пять ловушек обществознания

  • Обществознание — один из самых легких предметов .
  • знание терминологии и умение ею оперировать .
  • настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам
  • многочисленных учебников и пособий .
  • недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе.
Задание №36 В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание №36 – написание эссе по высказыванию , выбранному из шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок.

Задание №36

  • В едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является задание №36 – написание эссе по высказыванию , выбранному из шести предложенных. Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием, получая за его выполнение от 3 до 5 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить аргументы, избегать типичных ошибок.
В материалах, относящихся к выполнению задания 36, задание традиционно называется эссе, хотя в экзамене это звучит как мини-сочинение! Эссе и мини-сочинение по заданным критериям - разные вещи! Таким образом, низкое качество выполнение этого задания выпускниками связано в том числе и с этой путаницей! Эссе требует, в первую очередь, личностного отношения к проблеме. Мини-сочинение по заданным критериям - соответствия выполнения задания этим критериям! В критериях оценивания выполнения этого задания нет личностного отношения! Нужно уметь видеть и формулировать проблему, обосновывать ее теоретически и приводить адекватные теоретическим утверждениям примеры!
  • В материалах, относящихся к выполнению задания 36, задание традиционно называется эссе, хотя в экзамене это звучит как мини-сочинение! Эссе и мини-сочинение по заданным критериям - разные вещи! Таким образом, низкое качество выполнение этого задания выпускниками связано в том числе и с этой путаницей! Эссе требует, в первую очередь, личностного отношения к проблеме. Мини-сочинение по заданным критериям - соответствия выполнения задания этим критериям! В критериях оценивания выполнения этого задания нет личностного отношения! Нужно уметь видеть и формулировать проблему, обосновывать ее теоретически и приводить адекватные теоретическим утверждениям примеры!
Критерии оценивания Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт не так. Речь идёт о критерии K1 –  раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Критерии оценивания

Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт не так. Речь идёт о критерии K1 – раскрытие смысла высказывания . Если выпускник неверно раскрыл смысл высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.

Именно в соответствии с указанными  критериями будет проверяться и  оцениваться ваше эссе. Структура эссе 1. Цитата.  2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.  3. Смысл высказывания.  4. Собственная точка зрения.  5. Аргументация на теоретическом уровне.  6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.  7. Вывод. 

Именно в соответствии с указанными

критериями будет проверяться и

оцениваться ваше эссе.

Структура эссе

1. Цитата. 

2. Проблема, поднятая автором; её актуальность. 

3. Смысл высказывания. 

4. Собственная точка зрения. 

5. Аргументация на теоретическом уровне. 

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие

верность высказанных суждений. 

7. Вывод. 

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников Анализ работ выпускников позволяет выделить  некоторые типичные ошибки, которые допускаются на различных этапах написания эссе.   При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:  1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.   2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.  

Основные ошибки и недостатки в работах выпускников

Анализ работ выпускников позволяет выделить

некоторые типичные ошибки, которые допускаются

на различных этапах написания эссе. При формулировании проблемы и смысла высказывания автора:

1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.  

2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.  

3 ) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.   4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.  

3 ) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.  

4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли.  

При высказывании и аргументации собственной позиции:  1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.   2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.   3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.   4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).   5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.   6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.  

При высказывании и аргументации собственной позиции:

1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре.  

2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание.  

3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий.  

4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов).  

5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе.  

6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи.  

Знание критериев оценки ответа, соблюдение правил оформления могут существенно повлиять на количество баллов, полученных выпускником. Обратите внимание на следующие моменты, касающиеся выполнения задания 35 (составление сложного плана на заданную тему):  - при анализе ответа учитывается наличие не менее двух пунктов плана, обязательных для раскрытия темы. При отсутствии этих пунктов ответ оценивается в 0 баллов;  - формулировки плана должны быть корректны с точки зрения их соответствия теме плана;  - план должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых развернуты в подпунктах;  - формулировки плана, имеющие абстрактно-формальный характер, не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании;  - наличие наряду с обязательными пунктами ошибочной позиции в одном из положений плана приводит к снижению оценки до 1 балла.

Знание критериев оценки ответа, соблюдение правил оформления могут существенно повлиять на количество баллов, полученных выпускником. Обратите внимание на следующие моменты, касающиеся выполнения задания 35 (составление сложного плана на заданную тему): - при анализе ответа учитывается наличие не менее двух пунктов плана, обязательных для раскрытия темы. При отсутствии этих пунктов ответ оценивается в 0 баллов; - формулировки плана должны быть корректны с точки зрения их соответствия теме плана; - план должен содержать не менее 3-х пунктов, два из которых развернуты в подпунктах; - формулировки плана, имеющие абстрактно-формальный характер, не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании; - наличие наряду с обязательными пунктами ошибочной позиции в одном из положений плана приводит к снижению оценки до 1 балла.

При выполнении этого задания можно руководствоваться определенной моделью (алгоритмом) ответа, наполняя ее (его) необходимым содержанием:  1) Понятие... Сущность...  2) Характерные черты... Признаки... Особенности... (детализация в подпунктах);  3) Принципы... (детализация в подпунктах);  4) Функции... (детализация в подпунктах);  5) Типы (виды)... Формы... (детализация в подпунктах);  6) Классификации (детализация в подпунктах, важно: если классификаций несколько, каждый пункт должен содержать классификацию на основе одного признака!);  7) Этапы... Ступени развития... (детализация в подпунктах);  8) Причины... Последствия... (детализация в подпунктах);  9)Значение ... (детализация в подпунктах)...

При выполнении этого задания можно руководствоваться определенной моделью (алгоритмом) ответа, наполняя ее (его) необходимым содержанием:

  • 1) Понятие... Сущность... 2) Характерные черты... Признаки... Особенности... (детализация в подпунктах); 3) Принципы... (детализация в подпунктах); 4) Функции... (детализация в подпунктах); 5) Типы (виды)... Формы... (детализация в подпунктах); 6) Классификации (детализация в подпунктах, важно: если классификаций несколько, каждый пункт должен содержать классификацию на основе одного признака!); 7) Этапы... Ступени развития... (детализация в подпунктах); 8) Причины... Последствия... (детализация в подпунктах); 9)Значение ... (детализация в подпунктах)...
При выполнении части 2 могут возникнуть затруднения с заданием 35 (план), темы достаточно узкие. Примеры С 8 из досрочного ЕГЭ 2014 г :  1) «Организация власти в демократическом государстве»  2) «Роль потребностей в деятельности человека»  3) «Влияние международной торговли на национальную экономику»  4) «Система права»
  • При выполнении части 2 могут возникнуть затруднения с заданием 35 (план), темы достаточно узкие. Примеры С 8 из досрочного ЕГЭ 2014 г : 1) «Организация власти в демократическом государстве» 2) «Роль потребностей в деятельности человека» 3) «Влияние международной торговли на национальную экономику» 4) «Система права»
Темы, вызвавшие наибольшие затруднения:   В разделе Право (по кодификатору ЕГЭ):  •Система российского права. Законотворческий процесс  •Понятие и виды юридической ответственности  •Субъекты гражданского права  •Имущественные и неимущественные права  •Споры, порядок их рассмотрения  •Основные правила и принципы гражданского процесса

Темы, вызвавшие наибольшие затруднения: В разделе Право (по кодификатору ЕГЭ): •Система российского права. Законотворческий процесс •Понятие и виды юридической ответственности •Субъекты гражданского права •Имущественные и неимущественные права •Споры, порядок их рассмотрения •Основные правила и принципы гражданского процесса

 В разделе Политика (по кодификатору ЕГЭ):  •Понятие власти  •Политическая система  •Политический процесс  •Политическая участие  •Органы государственной власти в РФ  •Основы конституционного строя (объявленное усложнение)   В разделе Экономика (по кодификатору ЕГЭ):  •Рынок и рыночный механизм, спрос и предложение  •Постоянные и переменные затраты  •Рынок труда, безработица  •Роль государства в экономике  •Налоги

В разделе Политика (по кодификатору ЕГЭ): •Понятие власти •Политическая система •Политический процесс •Политическая участие •Органы государственной власти в РФ •Основы конституционного строя (объявленное

усложнение) В разделе Экономика (по кодификатору ЕГЭ): •Рынок и рыночный механизм, спрос и предложение •Постоянные и переменные затраты •Рынок труда, безработица •Роль государства в экономике •Налоги

В России с 1 сентября 2014 г в силу вступили поправки в Гражданский кодекс, по которым закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) прекращают свою деятельность, сообщает ИТАР-ТАСС. Вместо них появятся публичные и непубличные компании.  Отличием публичных юридических лиц станет свободная торговля ценными бумагами компании. Акционерное общество, у которого устав и фирменное наименование указывают на то, что оно является публичным, подпадет под правила о публичных обществах. Все остальные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь будут непубличными обществами.

В России с 1 сентября 2014 г в силу вступили поправки в Гражданский кодекс, по которым закрытые и открытые акционерные общества (ЗАО и ОАО), а также общества с дополнительной ответственностью (ОДО) прекращают свою деятельность, сообщает ИТАР-ТАСС. Вместо них появятся публичные и непубличные компании. Отличием публичных юридических лиц станет свободная торговля ценными бумагами компании. Акционерное общество, у которого устав и фирменное наименование указывают на то, что оно является публичным, подпадет под правила о публичных обществах. Все остальные акционерные общества, а также общества с ограниченной ответственностью (ООО) теперь будут непубличными обществами.

Общества при первом изменении документов смогут перейти в новый статус, причем массовая перерегистрация ОАО в сжатые сроки не потребуется. Госпошлина за приведение документов в соответствие с новыми нормами, согласно закону, не взимается.   Эти поправки в законодательство были инициированы в 2012 году. Глава Минюста Александр Коновалов заявил тогда, что 80 процентов юридических лиц зарегистрированы как ООО. Такие формы, как ОДО и полное товарищество, оказались официально невостребованными.

Общества при первом изменении документов смогут перейти в новый статус, причем массовая перерегистрация ОАО в сжатые сроки не потребуется. Госпошлина за приведение документов в соответствие с новыми нормами, согласно закону, не взимается. Эти поправки в законодательство были инициированы в 2012 году. Глава Минюста Александр Коновалов заявил тогда, что 80 процентов юридических лиц зарегистрированы как ООО. Такие формы, как ОДО и полное товарищество, оказались официально невостребованными.

Поправки, внесенные в Главу 4 ГК РФ «Юридические лица», начинают действовать с 1 сентября 2014 года. Интересно, как скоро эти новшества отразятся в заданиях в ЕГЭ?   Обратите внимание на коррективы, которые нужно ввести при изучении темы

Поправки, внесенные в Главу 4 ГК РФ «Юридические лица», начинают действовать с 1 сентября 2014 года. Интересно, как скоро эти новшества отразятся в заданиях в ЕГЭ? Обратите внимание на коррективы, которые нужно ввести при изучении темы "Организационно-правовые формы предприятия". Тексты законов с последними изменениями см. на Консультант плюс www.consultant.ru /

Доступны записи уже прошедших вебинаров: youtube.com / channel /UCJK9pCyG92ql8vM07Nfxy8g/ playlists :  - Обществознание. Формы и методы организации активной познавательной деятельности обучающихся.  - Обществознание. Отслеживание степени готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА.  - Обществознание. ЕГЭ. Формирование и отработка навыков выполнения заданий С8 и С9.  - Вебинар по обществознанию Анализ наиболее распространенных ошибок при сдаче ЕГЭ по обществознанию.  - Вебинар по обществознанию Формы и методы организации практической деятельности обучающихся  - Вебинар по обществознанию Актуальные вопросы подготовки к ГИА 9.  - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе Экономика.  - Особенности ЕГЭ-2015 по обществознанию.  - Организация инновационных площадок по проблеме мониторинга УД обучающихся в условиях ФГОС.  - Подводные камни заданий повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию с учетом новых КИМ.  - Осваиваем ФГОС. Новинки и планы издательства.  - Обществознание - Ю.А.Клочкова.  - Вебинар по обществознанию Формирование навыков выполнения заданий с графиками, таблицами.

Доступны записи уже прошедших вебинаров: youtube.com / channel /UCJK9pCyG92ql8vM07Nfxy8g/ playlists : - Обществознание. Формы и методы организации активной познавательной деятельности обучающихся. - Обществознание. Отслеживание степени готовности выпускников к сдаче ЕГЭ и ГИА. - Обществознание. ЕГЭ. Формирование и отработка навыков выполнения заданий С8 и С9. - Вебинар по обществознанию Анализ наиболее распространенных ошибок при сдаче ЕГЭ по обществознанию. - Вебинар по обществознанию Формы и методы организации практической деятельности обучающихся - Вебинар по обществознанию Актуальные вопросы подготовки к ГИА 9. - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе Экономика. - Особенности ЕГЭ-2015 по обществознанию. - Организация инновационных площадок по проблеме мониторинга УД обучающихся в условиях ФГОС. - Подводные камни заданий повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию с учетом новых КИМ. - Осваиваем ФГОС. Новинки и планы издательства. - Обществознание - Ю.А.Клочкова. - Вебинар по обществознанию Формирование навыков выполнения заданий с графиками, таблицами.

Архив вебинаров www.legionr.ru / projects / webinars /?SECTION_ID=98 :  - Подводные камни заданий повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию с учетом новых КИМ (для учителей), Юлия Александровна Клочкова.  - Особенности ЕГЭ-2015 по обществознанию (для учителей), Ольга Александровна Чернышева.  - Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ-2015 по обществознанию. Способы учебных действий (для учителей), Ольга Александровна Чернышева.  - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Экономика» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна.  - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Право» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна.  - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Политика» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна.  - Как правильно написать эссе по обществознанию (для учащихся и учителей), Юлия Александровна Клочкова.  - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Социальная сфера» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна.
  • Архив вебинаров www.legionr.ru / projects / webinars /?SECTION_ID=98 : - Подводные камни заданий повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию с учетом новых КИМ (для учителей), Юлия Александровна Клочкова. - Особенности ЕГЭ-2015 по обществознанию (для учителей), Ольга Александровна Чернышева. - Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ-2015 по обществознанию. Способы учебных действий (для учителей), Ольга Александровна Чернышева. - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Экономика» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна. - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Право» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна. - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Политика» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна. - Как правильно написать эссе по обществознанию (для учащихся и учителей), Юлия Александровна Клочкова. - Наиболее сложные вопросы по обществознанию в разделе «Социальная сфера» (для учащихся и учителей), Чернышёва Ольга Александровна.
Ссылка на страницу с вебинаром www.legionr.ru / projects / webinars /? SECTION_ID=98 http://www.akipkro.ru/forum/forum-uchitelej-istorii-i-obshchestvoznaniya/3089-ege-po-obshchestvoznaniyu.html

Ссылка на страницу с вебинаром www.legionr.ru / projects / webinars /? SECTION_ID=98

http://www.akipkro.ru/forum/forum-uchitelej-istorii-i-obshchestvoznaniya/3089-ege-po-obshchestvoznaniyu.html


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!