Защита программы:
«Первые шаги в профессию»
Классный руководитель 10-го класса
МКОУ «Мужукайский Агротехнологический лицей»
Джанмурзаева Наида Шахсолтановна
Нам многое дано и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед самим собой. И ни одной из этих обязанностей мы не вправе пренебречь.
2015-2016
«Первые шаги в профессию»
Участники программы:
классный руководитель, ученики и родители, работники ОУ
Выводы по итогам анализа учебно-воспитательной работы за 9 класс
- В новом учебном году необходимо активизировать работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний и школьных мероприятий.
- Необходимо посещать уроки по тем дисциплинам, по которым предстоит сдача ЕГЭ после 11-го класса, разнообразить формы работы с учителями- предметниками.
-Вести строгий учёт пропусков учащимися учебных заданий. По каждому пропуску беседовать с родителями, искоренить пропуски уроков без уважительной причины.
-Развивать нравственную самооценку учащихся готовить их к самовоспитанию, самоанализу, профориентации.
Цели и задачи воспитания учащихся
- Цель : ознакомление с широким спектром профессий и формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии учащимися
Задачи:
- развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей;
- формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
- формировать основы нравственного самосознания личности – способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
- сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- подготовить к профессиональному самоопределению
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА НАПРАВЛЕНА НА:
РАЗВИТИЕ КОММУНИКА-ТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ПРОФОРИЕН-ТАЦИОННУЮ РАБОТУ
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В УЧЁБЕ
«КУЛЬТУРА И ДОСУГ»
«ИНТЕЛЛЕК-ТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ПРОФО-РИЕНТАЦИЯ»
Этапы и сроки реализации программы
I этап
Информационно-аналитический (диагностический)
II этап
Сентябрь – декабрь 2017 г.
Работа по реализации программы развития коллектива (развивающий этап)
III этап
Анализ полученных результатов, подведение итогов работы (обобщающий этап)
январь-декабрь 2018 г.
Январь – июнь 2019 г.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП (сентябрь-декабрь 2017 г.)
1.Изучение личности школьников
- Оценка психологического состояния по Айзенку;
- Методика КОС. «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
2.Изучение классного коллектива
- Анкетирование. МЕТОДИКА “ПРОФИЛЬ” (”КАРТА ИНТЕРЕСОВ” А.Е.ГОЛОМШТОКА В МОДИФИКАЦИИ Г.В.РЕЗАПКИНОЙ)
- Ранжирование учебных предметов
- Изучение документации (личное дело, журнал класса, медицинская карта)
- Наблюдение за детьми на уроках, во время перемен, прогулок и внеклассных мероприятий
РАЗВИВАЮЩИЙ ЭТАП (ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2018 г.)
Работа по реализации программы развития коллектива
Оценка результатов по итогам реализации
программы
Уровень воспитанности учащихся
Цель: Определить уровень воспитанности учащихся
Тест «Уровень воспитанности» (рекомендации НИРО) . Уровень воспитанности обучающихся по методике Н.П.Капустиной и М.И.Шиловой
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Анализ полученных результатов, подведение итогов работы
Цель: обобщить результаты, продемонстрированные учащимися в рамках реализации программы работы классного руководителя с классным коллективом
Мониторинг предметов для сдачи по выбору свидетельствует о том, что профессиональные интересы сформированы.
1."Самооценка психических состояний" Айзенка. О готовности учащихся к предстоящим испытанием в виде ЕГЭ свидетельствует успешное прохождение теста
2.Мониторинг предметов для сдачи ЕГЭ по выбору
ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП (январь-июнь 2019 г.)
Ожидаемые результаты (10 класс)
- познание самого себя, сформирование у учащихся активной позиции по отношению к будущей профессии
- повысился уровень интереса учащихся к учёбе
- умение соотносить требования, предъявляемые профессией с индивидуальными качествами
- формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности
Ожидаемые результаты (11 класс)
- сформированы потребности в самообучении
- профессиональное самоопределение
- сформированы творческая активность и самостоятельность, умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- сформированы знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
- активная жизненная позиция;
- приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира;
- патриотическое и гражданское самосознание;
- уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим;
- соблюдение народных традиций, любовь к народному фольклору и песням;
- эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
- представление о семье как о высшей ценности гражданского общества.
Работа с родителями
Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи.
Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации ;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания.
Классному руководителю нужна информация о семье:
• Для «отслеживания» и «сопровождения» семьи, это позволит выяснить её особенности и использовать способность воздействовать на ребёнка
• Для привлечения родителей к работе класса
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Темы классных родительских собраний в 10 классе
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 10 КЛАССЕ
Четверть
Тема
I четверть
Об этом с тревогой говорят родители (наркомания, курение, СПИД) … Что об этом нужно знать ?
II четверть
- Характер моего ребенка
- Об итогах успеваемости и посещаемости обучающихся за I полугодие 2017-2018 учебного года.
III четверть
Профессии которые выбирают наши дети. Знакомство родителей обучающихся с результатами изучения склонностей и способностей их детей
IV четверть
- Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения
- Об итогах успеваемости и посещаемости обучающихся за II полугодие и за 2017-2018 учебный год.
ТЕМЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ В 11 КЛАССЕ
Четверть
Тема
I четверть
Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. Склонности и интересы подростков в выборе профессии
II четверть
- Жизненные цели подростков. Как подготовить себя и ребёнка к будущим экзаменам
- Об итогах успеваемости и посещаемости обучающихся за I полугодие 2018-2019 учебного года.
III четверть
О подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации в 11 классе в 2018-2019 учебном году
IV четверть
- Профилактика экзаменационного стресса.
Советы психолога «Как помочь ребёнку в период
подготовки к экзаменам».
- Об итогах успеваемости и посещаемости обучающихся за II полугодие и за 2018-2019 учебный год
Работа с одаренными детьми
- Выполнение творческих работ.
- Подготовка сообщений к открытым урокам.
- Подготовка и участие в олимпиадах.
- Участие в конкурсах чтецов.
- Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
- Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
10 класс
«Узнай самого себя»
Диагностический этап
Цели этапа "Узнай самого себя":
- определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
- удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации: – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе; – требованиях и педагогической позиции учителя;
- изучение личностных особенностей обучающихся.
11 класс
Этап "Один за всех, все за одного!"
Цель этапа "Один за всех, все за одного!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
- сформировать творческую активность и самостоятельность, умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- сформировать знания о мире труда и профессий, требованиях профессии к личности;
- поддержка всевозможных инициатив учащихся.
Направление I «Интеллектуальное»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в преодолении трудностей в учёбе и поведении в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Вызвать желание, стремление детей к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных способностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.
- Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную не насыщаемость.
Направление II «Культура и досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности, организация досуга и отдыха, развитие коммуникативных способностей
Задачи работы:
1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности и проведении досуга.
2.Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
4. Использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Направление III «Профориентационная работа»
Цель: Формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как способа самореализации человека, оказание помощи в выборе профессии. Развитие у учащихся профессиональных интересов, склонностей и качеств важных для профессионального саомопределения
Задачи работы:
- сформировать у учащихся активную позицию по отношению к выбору будущей профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
- подготовить к профессиональному самоопределению
О результатах проделанной работы можно узнать при помощи:
- организации тренингов общения для развития коммуникативных способностей ученика;
- самопрезентация ученика (проект)
Рекомендуемая литература
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007 Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007. Дереклеева Н.И.Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2006. -208 с. – (Педагогика. Психология. Управление) Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007. Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007 г. Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008 Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г. Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-Человек. Человек-знаковая система. Составитель Р.Д.Каверина – М.Молодая гвардия, 1998 г. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). –М.:ВАКО, 2006.-208 с. – (Педагогика. Психология. Управление). Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.:ВАКО, 2006, 240с.- (Педагогика. Психология. Управление). Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007
- Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007.
- Дереклеева Н.И.Новые родительские собрания: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2006. -208 с. – (Педагогика. Психология. Управление)
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007.
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007 г.
- Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008
- Климов Е.А. Как выбрать профессию. Книга для учащихся старших классов М.: Просвещение, 1990 г.
- Мир профессий: Человек-техника. Человек-природа. Человек-Человек. Человек-знаковая система. Составитель Р.Д.Каверина – М.Молодая гвардия, 1998 г.
- Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). –М.:ВАКО, 2006.-208 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.:ВАКО, 2006, 240с.- (Педагогика. Психология. Управление).
- Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения.- М.: Просвещение, 1990.
Классный руководитель
Добрый, справедливый
Руководит, направляет, воспитывает
Сердце отдает детям Классный
Почему работаю?
Я не работаю классным руководителем!
Классный руководитель - это не работа, а образ жизни.
Почему классным?
Классный – самый лучший.
И я стараюсь
прилагать максимум усилий, чтобы
заслужить признания своей
«классности» .
Почему руководителем?
А по-моему, я не руковожу, скорее всего я просто с ними живу на одной волне, хотя их старше, мудрее, опытнее. И свои знания, опыт , житейскую мудрость я передаю им.