Традиционная педагогическая технология
Выполнила
Селина Н. С.
Сущность традиционного обучения
- Термин "традиционное обучение" подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским , и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.
Я.А. Коменский
«Великая дидактика»
Что такое классно-урочная система?
- Классно-урочная система – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок.
- Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены , или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы .
Современное традиционное обучение
Целевые установки
1. Формирование системы знаний, овладение основами наук
2. Формирование основ научного мировоззрения
3. Всестороннее и гармоничное развитие каждого ученика
4. Воспитание сознательных и высокообразованных людей
Концептуальные положения (принципы обучения)
Позиция ученика
Позиция учителя
Методы усвоения знаний
Современное традиционное обучение
особенности методики
Ученик – подчиненный объект
обучающих воздействий,
ученик «должен»
позиция ученика
Учитель – командир, единственное
инициативное лицо, судья «всегда прав»
позиция учителя
методы
усвоения знаний
Основываются на:
-сообщении готовых знаний
-обучении по образцу
-индуктивной логике
-механической памяти
-вербальном, репродуктивном
изложении
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии
- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;
- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;
- основной единицей занятий является урок;
- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;
- работой учащихся на уроке
руководит учитель
применяются, в основном,
для домашней работы
Образец традиционной системы образования
Ученик – объект воздействия, а учитель – исполнитель
Директивных указаний управленческих органов
1
В педагогическом процессе осуществляется ролевое
взаимодействие, когда каждому его участнику приписываются
определенные функциональные обязанности, отход
от которых рассматривается как нарушение
нормативных основ поведения и деятельности
2
Преобладает императивный и оперативный стиль
управления деятельностью учащихся, для которого
характерны монологизированное воздействие,
пресечение инициативы и творчества воспитанников
3
Образец традиционной системы образования
Главный ориентир – возможности среднего ученика,
отбрасывание одаренных и трудноуспеваемых
4
Только внешняя обусловленность поведения и
деятельности учащегося становится основным
показателем его дисциплинированности,
исполнительности;
внутренний мир личности при осуществлении
педагогического воздействия игнорируется.
5
Взаимодействия учителя и учащегося при традиционном обучении
Действия учителя
этап
Действия учащегося
Информирует о новых
знаниях, объясняет
Воспринимает информацию,
обнаруживает первичное
понимание
1
Организует первичное
осмысление учебной
информации
2
осмысливает
Обобщает усвоенный
материал
3
Организует обобщение знаний
Организует закрепление
уч.материала
Закрепляет
путем повторения
4
Организует закрепление знаний,
оценивает степень усвоения
Применяет полученное
в упражнениях
5
Основные противоречия традиционного обучения
- Противоречие между обращенностью содержания учебной деятельности (следовательно, и самого обучающегося) в прошлое, опредмеченное в знаковых системах "основ наук", и ориентацией субъекта учения на будущее содержание профессионально-практической деятельности и всей культуры.
Вербицкий А.А.
Основные противоречия традиционного обучения
- Двойственность учебной информации - она выступает как часть культуры и в то же время лишь как средство ее освоения, развития личности.
Основные противоречия традиционного обучения
- Противоречие между целостностью культуры и ее овладением субъектом через множество предметных областей - учебных дисциплин как представительниц наук.
Основные противоречия традиционного обучения
- Противоречие между способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических знаковых систем.
Основные противоречия традиционного обучения
- Противоречие между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой ее присвоения обучающимися.
Достоинства и недостатки традиционного обучения
- ориентированность в большей степени на память, а не на мышление (Аткинсон Р., 1980)
- обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности.
- отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся
- «школа памяти»
- возможность за короткое время передать большой объем информации
- систематичность
Резюме
- Сегодня наиболее распространенным является традиционный тип обучения. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским ("Великая дидактика").
- Термин "традиционное обучение" подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в.
Спасибо за внимание!