Модель низководного моста в музее «Дорога Жизни»
Низководный мост через Неву
в районе Шлиссельбурга, 1943 год
Высоководный мост через Неву в районе Шлиссельбурга, 1943 год
Прибытие первого поезда в осажденный Ленинград, 7 февраля 1943 года, Финляндский вокзал
Э у -708-64 — паровоз серии Э, который первым после прорыва блокады Ленинграда привёз состав с продовольствием на Финляндский вокзал. Памятник на станции Волховстрой
Бригада, завоевавшая право провести первый поезд из Ленинграда на «Большую землю». Слева направо: А.А. Петров, П.А. Фёдоров, И.Д. Волков.
Паровоз Э м 721–83, который прошел по Дороге Победы из Ленинграда на Большую землю. Памятник на станции Петрокрепость.
Из воспоминаний машиниста В. М. Елисеева:
«Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30‑го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30‑м километре спасительный лес кончался, и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь.
Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью».
Живая блокировка
Железнодорожники, в основном женщины, расставленные в ночное время по линии Шлиссельбург-Поляны через каждые 3 километра, ручными фонарями регулировали движение поездов. У каждой из них были полевой телефон и прикрепленный к шесту керосиновый фонарь с зеленым и красным светом. Эти люди сутками находились на постах под обстрелами и бомбежками. Система блокпостов дала возможность пропускать до 20–25 поездов за ночь.
Километры подвига
Валентина Трофимова , боец 136 мотострелковой бригады: «Мы заполняли камнем деревянные опоры - ряжи. Каждый такой ряж - махина величиной с дом. Нелегко собрать его из тяжелых бревен и установить в намеченном месте. Ряжи не тонули без груза. Лишь когда камни заполняли их доверху, они медленно уходили на дно Невы. Пять таких опор уже шагнуло к середине реки. Пролеты между ними составляли из бревен. А потом их покрывали досками. По высокому настилу мы закатывали на ряжи тачки, наполненные камнем. Трудно удержаться с грузом на обледенелом срубе. За день не раз увидишь, как вытаскивали упавших в ледяную воду. Час, другой на обсушку - и снова за работу! В тот день я сорвалась с ряжа вместе с Шурой Кондауровой. После купания в Неве нас отстранили от доставки камней. Когда мы немного обсохли, работу нам дали полегче - подносить доски для строителей моста».
«Особенно опасны были обстрелы из "Берты". Эти дальнобойные орудия выпускали самые тяжелые снаряды. От их разрывов гулко ухала земля. Один из таких снарядов упал на левом берегу Невы, недалеко от Шлиссельбургской пристани. Взрывной волной раскидало из штабелей доски даже на другом берегу реки. Однажды один из снарядов разорвался за моей спиной. Сразу же обожгло правую лопатку и ногу. Падая, я выронила доску и потеряла сознание. Когда пришла в себя, попробовала подняться. Но боль в лопатке заставила снова упасть на снег».
Военфельдшер Вера Чистякова. Когда в воздухе завыла мина, она бросилась к увлеченному работой командиру роты капитану Б. И. Сучкову и успела прикрыть его своим телом. Крупный осколок глубоко врезался в спину отважной девушки. Она потеряла сознание. Капитан Сучков на руках унес Веру с трассы, сопровождал в госпиталь. Все знали, что сама она всегда «по-матерински заботится о раненых», именно так записано в документе о награждении (а она уже была к тому времени награждена медалью «За отвагу»). Перед эвакуацией Вера обязательно кормила раненых горячей пищей и хорошенько укутывала, обкладывая химическими грелками. Так, благодаря ее заботе, ни у кого не случалось обычного, в таких случаях, обморожения. Тяжелораненым она первая предлагала перелить свою кровь, ее примеру следовали другие бойцы. И вот - она сама на грани жизни и смерти... И все же, Вера Чистякова выжила, вернулась в роту и все оставшиеся до Победы долгие месяцы войны, прошла в ее строю...
Машинист Александр Иванов всегда находил выход из сложнейших ситуаций в пути. Каждый день был днем новой победы. Легкая контузия и несколько царапин - значит, рейс прошел удачно, считал он. На двадцать шестом рейсе по "коридору смерти", паровоз, который вез Александр, был взорван вражеским снарядом. Тело героя было найдено погребенным под слоем угля.
Кондуктор Петр Иванов после попадания снаряда в цистерну с авиационным бензином сам закрыл своим телом пробоину и доставил ценнейшее топливо в Ленинград. В дороге, он, насквозь промокший, едва не потерял сознание, отравившись парами бензина. Кочегар Валентина Семёнова , пала под пулями фашистского лётчика, перебегая с крыши на крышу мчавшегося поезда и сбрасывая с них горящие бомбы.
Зимой 1942 года под руководством И. Г. Зубкова возведена железнодорожная ледовая переправа через Ладожское озеро («Дорога жизни»). Общая длина узкоколейной железной дороги составила более 35 километров.
В январе 1943 года И. Г. Зубков за 17 дней строит участок железнодорожного пути (33 км) Шлиссельбург – Поляны.
Герой Социалистического Труда Иван Георгиевич Зубков. 1944 г.
Источники:
- С. Бабушкин. Через смерть к Победе - http://aquaviva.ru/journal/?jid=26361&sphrase_id=23450
- Живая блокировка - http://rzd-expo.ru/history/Zhivaya_blokirovka/
- Об операции «Искра» - http://valeryanna.dreamwidth.org/206980.html
- Атланты мостов для Победы - http://www.bcex.ru/info/pamyat-velikoj-otechestvennoj-vojnyi/novyij-resurs18
- 70 лет прорыву блокады Ленинграда - http://nnm.me/blogs/patrickk/70-let-proryvu-blokady-leningrada/page 2
- Первый поезд в блокадный Ленинград - https://ru.wikipedia.org/wiki/Pervyi_poezd_leningrad_07_02_1943.jpg
- Бригада, завоевавшая право провести первый поезд из Ленинграда на «Большую землю» - http://rozetkarok.ru/index.php?newsid=1417
- Памятник паровозу в Волховстрое - http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11232
- Памятник паровозу в Петрокрепости - http://www.yaplakal.com/forum1/st/25/topic686855.html
- И.Г. Зубков - http://300lavra.ru/archives/3530
Авторы:
Презентация подготовлена учеником 8б класса средней общеобразовательной школы № 37 ОАО «РЖД» Кропотовым Сергеем в рамках проекта «Дорога Победы», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войны.
Руководитель проекта: Марфичева Инна Витальевна, учитель информатики средней школы № 37 ОАО «РЖД»