«Духовно-нравственное воспитание детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Составила учитель Т.М. Лобанова
« Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом
раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо
сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному, прекрасному и благородному.
Они как бы инстинктивно должны в это время привыкать к нравственной жизни.
Тогда в людях, привыкших таким образом
делать хорошее, раскроется впоследствии
самосознание, и они будут исполнять свой
долг по собственному убеждению, по любви,
по свободному расположению.
Их ранние привычки будут
служить основанием на долгую жизнь »
Н. Добролюбов (критик, поэт, журналист)
- 1) Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм, нравственные нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и.т.д.;
- 2) Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.
- Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания.
- Э то способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне
своего внутреннего духовного мира.
1) Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности;
2) Духовность - ориентированность
личности на действия во благо окружающих,
поиск ею нравственных абсолютов.
- Духовно - нравственное воспитание - это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
- Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности, способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения.
- Познание себя, своих способностей,
- возможностей для духовно-
- нравственного саморазвития,
- самореализации и самосовершенствования.
- Формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности. Осознание ценности человеческой жизни и
уникальности каждого человека, воспитание
бережного отношения к собственной жизни.
- Формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели. Утверждение и развитие системы высших,
построенных на любви, эталонов чувств и
отношений к миру, к другому человеку и к
- Органично вписаться в общество;
- раскрыть творческий потенциал, расширить возможности дальнейшего профессионального выбора;
- формируют прилежание в труде, воспитывают трудолюбие, формируют в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности;
- позволяет сократить количество
- неблагополучных семей;
- позволяет решить проблему
- социального инфантилизма.
В целом дает путевку в жизнь.
- Наладить контакт с детьми и организовать их поведение;
- знакомить с нравственными и безнравственными поступками, объяснять их смысл, давать им оценку;
- научить сопереживать друг другу, жалеть,
показывать, что помощь обязательно надо
оказать, что это и есть хороший,
нравственный поступок.
- Демонстрировать все возможные ситуации, привлекая к ним внимание детей, организуя их помощь и потом обсуждать эти ситуации, чтобы дети делились своими мыслями и ощущениями;
- анализировать с детьми реальные
ситуации, обращать внимание на их
смысл, организовать правильную
реакцию и поступки детей;
- учить коллективным взаимоотношениям в деятельности.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; закон и правопорядок;
поликультурный мир;
свобода личная и национальная;
доверие к людям, институтам
государства и гражданского общества.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность
и чувство долга; забота и помощь, мораль,
честность, щедрость, забота о старших и
младших; свобода совести и вероисповедания;
толерантность, представление о вере,
духовной культуре и светской этике.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и
созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремлённость и
настойчивость; бережливость; трудолюбие.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота тела, произведения искусства, чистота и опрятность обстановки, одежды и многие другие.
«Душа каждого человека– зародыш прекрасного цветка. Но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Заложенные в детстве духовные и нравственные ценности будут согревать душу и сердце ребенка. Он понесет их людям».