ОБОУ «Школа интернат №2» г. Курска
Духовный –
- относящийся к умственной деятельности;
к области духа;
- церковный, относящийся к духовенству.
Нравственность –
- правила, определяющие поведение;
- духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
(Словарь русского языка С.И.Ожегов )
формирование у обучающихся:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Вопросы и задания:
1. Как вы понимаете смысл пословицы?
2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)
3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)
4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:
честность нечестность
правдивость лживость
искренность неискренность
5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.
6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.
7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?
Использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:
1.Никогда Россия ярма не носила.
2.Велика Россия, а отступать некуда.
3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.
4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде
голову преклонить.
5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно.
6.Смелый человек нигде не пропадет.
Есть много родов образования и развития,
и каждое из них важно само по себе,
но всех выше должно стоять образование нравственное.
В. Г. Белинский
Урок литературы в 5 классе
по произведению В. М. Гаршина « Attalea Princeps »
Цель урока: продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина « Attalea princeps »; знать содержание сказки и ее основную мысль ;
развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову
Разработал:
учитель русского языка и литературы Дермелева С. А.
Обучающие: познакомить с идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки В.М.Гаршина; продолжить обучение в работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.
Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей обучающихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.
Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).
- выразительное чтение эпизодов;
- устные ответы на вопросы учителя;
- работа с текстом;
- словарная работа;
- инсценировка эпизода сказки;
- групповая деятельность;
- игровые приемы;
- индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.
Ход урока I. Ассоциативная разминка. II. Вход в учебную ситуацию. Историческая справка. III. Слово о писателе IV . Анализ идейно-художественного содержания произведения. 1) Вопросы на выявление восприятия произведения. 2) Научное сообщение о пальме. 3) Работа по содержанию произведения. 4) Моделирование прочитанного текста (актеры). 5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица). 6) Работа по группам. V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся. VI. Рефлексия (прием «Эмоционально-музыкальная концовка» ) VII. Домашнее задание VIII. Оценка ответов обучающихся
- Умей слушать и понимать других.
- Будь внимателен к другому человеку.
- Каждый имеет право на ошибку.
- Считайся с мнением и принципами другого человека.
- Не делай зла другому человеку.
- Цени то, что имеешь.
- Сострадай, помогай ближнему своему.
- Принимай другого человека таким, каков он есть.