СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе,

но всех выше должно стоять образование нравственное.

 В. Г. Белинский

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы"»

ОБОУ «Школа интернат №2» г. Курска

ОБОУ «Школа интернат №2» г. Курска

Духовный –   относящийся к умственной деятельности;  к области духа; церковный, относящийся к духовенству. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.  (Словарь русского языка С.И.Ожегов )

Духовный –

  • относящийся к умственной деятельности;

к области духа;

  • церковный, относящийся к духовенству.

Нравственность

  • правила, определяющие поведение;
  • духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

(Словарь русского языка С.И.Ожегов )

формирование у обучающихся: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

формирование у обучающихся:

нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Вопросы и задания:  1. Как вы понимаете смысл пословицы?  2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)  3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)  4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:  честность нечестность  правдивость лживость  искренность неискренность  5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.  6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.  7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете смысл пословицы?

2. Чему учит пословица? (честности, правдивость, искренности)

3. Что осуждает пословица? (нечестность, лживость, неискренность)

4. Запишите новые слова в два столбика и сравните их по смыслу:

честность нечестность

правдивость лживость

искренность неискренность

5. Сравните слова первого столбика между собой. Найдите в них сходство и различие.

6. Сравните слова во втором столбике. Найдите в них сходство и различие.

7. Сравните слова первого и второго столбика. Что можно сказать об их значениях?

Использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:  1.Никогда Россия ярма не носила.  2.Велика Россия, а отступать некуда.  3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.  4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить.  5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно.  6.Смелый человек нигде не пропадет.

Использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения:

1.Никогда Россия ярма не носила.

2.Велика Россия, а отступать некуда.

3.Нигде не дышится так легко, как на Родине.

4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде

голову преклонить.

5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно.

6.Смелый человек нигде не пропадет.

Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех выше должно стоять образование нравственное.  В. Г. Белинский

Есть много родов образования и развития,

и каждое из них важно само по себе,

но всех выше должно стоять образование нравственное.

В. Г. Белинский

Урок литературы в 5 классе  по произведению В. М. Гаршина « Attalea Princeps »   Цель урока: продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина   « Attalea princeps »; знать содержание сказки и ее основную мысль ; развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову Разработал: учитель русского языка и литературы Дермелева С. А.

Урок литературы в 5 классе

по произведению В. М. Гаршина « Attalea Princeps »  

Цель урока: продолжить знакомство с литературной сказкой на примере произведения В. М. Гаршина   « Attalea princeps »; знать содержание сказки и ее основную мысль ;

развивать навыки анализа художественного текста, внимательного отношения к слову

Разработал:

учитель русского языка и литературы Дермелева С. А.

Обучающие:  познакомить с идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки В.М.Гаршина; продолжить обучение в работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока. Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей обучающихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям. Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).

Обучающие: познакомить с идейно-смысловым и художественным анализом аллегорической сказки В.М.Гаршина; продолжить обучение в работе с источником знаний - книгой, справочной литературой; систематизировать и обобщить знания по теме урока.

Развивающие: создать условия для формирования умений сравнивать, обобщать, переносить знания в новые ситуации; развития устной речи, мышления, воображения, творческих способностей обучающихся; развития определенных чувств и отношения к окружающей действительности, людям.

Воспитательные: создать условия для воспитания норм морали и нравственности через понимание смысла художественного произведения; воспитания личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в коллективе (толерантности, принципиальности, чуткости, гуманности, тактичности, самообладания, требовательности, вежливости).

выразительное чтение эпизодов; устные ответы на вопросы учителя; работа с текстом; словарная работа;  инсценировка эпизода сказки;  групповая деятельность;  игровые приемы; индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.
  • выразительное чтение эпизодов;
  • устные ответы на вопросы учителя;
  • работа с текстом;
  • словарная работа;
  • инсценировка эпизода сказки;
  • групповая деятельность;
  • игровые приемы;
  • индивидуальные задания в ходе подготовки к уроку.
Ход урока  I. Ассоциативная разминка.  II. Вход в учебную ситуацию.  Историческая справка.  III. Слово о писателе  IV . Анализ идейно-художественного содержания произведения.  1) Вопросы на выявление восприятия произведения.  2) Научное сообщение о пальме.  3) Работа по содержанию произведения.  4) Моделирование прочитанного текста (актеры).  5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица).  6) Работа по группам.  V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся.  VI. Рефлексия (прием «Эмоционально-музыкальная концовка» )  VII. Домашнее задание  VIII. Оценка ответов обучающихся

Ход урока I. Ассоциативная разминка. II. Вход в учебную ситуацию. Историческая справка. III. Слово о писателе IV . Анализ идейно-художественного содержания произведения. 1) Вопросы на выявление восприятия произведения. 2) Научное сообщение о пальме. 3) Работа по содержанию произведения. 4) Моделирование прочитанного текста (актеры). 5) Инсценировка (мини-представление обитателей оранжереи - монологи от 1- лица). 6) Работа по группам. V. Проведение аналогий между содержание сказки и субъективным опытом учащихся. VI. Рефлексия (прием «Эмоционально-музыкальная концовка» ) VII. Домашнее задание VIII. Оценка ответов обучающихся

Умей слушать и понимать других. Будь внимателен к другому человеку. Каждый имеет право на ошибку. Считайся с мнением и принципами другого человека. Не делай зла другому человеку. Цени то, что имеешь. Сострадай, помогай ближнему своему. Принимай другого человека таким, каков он есть.
  • Умей слушать и понимать других.
  • Будь внимателен к другому человеку.
  • Каждый имеет право на ошибку.
  • Считайся с мнением и принципами другого человека.
  • Не делай зла другому человеку.
  • Цени то, что имеешь.
  • Сострадай, помогай ближнему своему.
  • Принимай другого человека таким, каков он есть.