« Пожалуй, ни одно заболевание в ортопедо-травматологической клинике не доставляет столько забот врачу, не приносит столь разочарований и больному и врачу, как сколиотическая болезнь»
Я.Л.Цивьян
Данные углубленных медицинских осмотров в г. Магнитогорске.
Годы
Осмотрено детей
2007
82576
2008
Нарушение осанки
%
2009
81922
26754
32,4
83680
Сколиоз
28548
2977
34,8
%
28193
3,6
33,6
3036
Плоскостопие
3234
6271
3,7
%
7,5
3,8
5796
6654
7,0
7,9
Сколиотическая болезнь
это деформация,
при которой происходит боковое искривление оси позвоночника
и скручивание ( торсия ) тел позвонков вокруг своей оси .
Сколиоз –симптом заболевания
Позвоночник – главная опорная структура нашего тела.
Нарушение осанки
Сформированный сколиоз
Появление боковой дуги приводит к дестабилизации (неустойчивости к вертикальной нагрузке) колонны из тел позвонков.
Происходит перераспределение механической нагрузки на ростковые зоны тел позвонков.
В итоге развивается клиновидность тел позвонков, она становится причиной возникновения структурной сколиотической дуги.
Конфликт между длиной позвоночного канала и длиной спинного мозга
ВЫЯВЛЕНИЕ СКОЛИОЗА
- Одно плечо выше другого,
- одна лопатка выше другой (или какая-то из них имеет большую выпуклость).
- Зазоры между руками и бедрами разные или одна из рук лежит на бедре.
- Изменение физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости
- Тест Адамса (определение торсии позвонков при наклоне туловища вперед):
наличие реберного возвышения (горба)
справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева
- наличие реберного возвышения (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева
- наличие реберного возвышения (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева
Развитие сколиоза
Сколиоз – трехплоскостная деформация позвоночного столба.
Возраст – 10-15 лет
Мальчики : девочки – 1:4;
Неуклонное прогрессирование;
Моноформность при разных причинах.
ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА
Консервативное лечение:
- амбулаторно курсами в условиях санаторной школы-интерната длительно
- амбулаторно курсами
- в условиях санаторной школы-интерната длительно
- применяется для лечения быстро прогрессирующего или запущенного сколиоза
Лечение сколиоза в древности
ЛФК в 19 веке
Программа комплексного консервативного лечения в условиях санаторной школы-интерната
Ортопедический режим
- На протяжении всего периода пребывания в школе-интернате дети получают комплексное консервативное лечение, основой которого является режим разгрузки позвоночника.
- Во время школьных занятий, приготовления домашних уроков учащиеся лежат на медицинских кушетках; прогулки, прием пищи, переходы из одного помещения в другое, школьные перемены, во время которых дети не находятся в положении лежа, занимают в сутки всего 4-5 часов. Это создает условия для равномерного роста тел позвонков
- На фоне разгрузки позвоночника осуществляются мероприятия по созданию мышечного корсета. Ведущее место среди них занимает активная тренировка мышц с помощью физкультуры, лечебной гимнастики и лечебного плавания
Ортопедический режим
- Вертикальная разгрузка позвоночника - занятия лежа на медицинских кушетках
Ортопедический режим
- При развитии деформации позвоночника с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность, вплоть до развития легочного сердца.
- Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА КАЖДОМ УРОКЕ
жизненно важный элемент комплексного лечения сколиоза!!!
Ортопедический режим
(нарушение осанки, сколиоз I степени)
(сколиоз II степени )
(сколиоз III, IV степени и прогрессирующие
формы II степени , корсетированные )
Режим дня
- Это, прежде всего, лечебный план, регламентирующий в соответствии с медицинскими требованиями весь распорядок дня обучающегося и всю его жизнь в общеобразовательном учреждении санаторного типа
- Режим предусматривает лечебные процедуры, учебные занятия, подготовку домашних заданий, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, время развлечений
- Организованный особым образом учебно-воспитательный процесс в санаторной школе-интернате является частью лечебного комплекса
Рациональное питание
- Питание является важным компонентом в комплексном лечении и строится на соблюдении соотношения основных веществ – белков, жиров и углеводов при повышенном содержании в еде минералов и витаминов
- Особое значение в связи с повышенными физическими нагрузками имеет обеспечение достаточного содержания в пище полноценных белков , являющихся важными стимуляторами энергетических процессов в организме
Общеукрепляющие и закаливающие процедуры
Социальная адаптация (психологический фактор лечения)
Программа «Обучение здоровью»
- Цель: Формирование навыков здорового образа жизни и воспитание ответственности за свое здоровье
- Задачи:
- 1. Обучение здоровью как неотъемлемой части лечебного процесса
- 2. Создание благоприятной лечебной и обучающей среды и позитивного климата в школе
- 3. Формирование у обучающихся и педагогов навыков здорового образа жизни
- Ожидаемый результат:
- Принятие на себя ответственности за свое здоровье как личности и как члена общества
Социальная адаптация (лечебно-педагогическая ценность программы)
- Формирование навыков здорового образа жизни происходит не только в лечебных кабинетах, но и определяется степенью , в которой школа-интернат демонстрирует, что укрепление здоровья является частью её повседневной жизни.
- Итоговым ожидаемым результатом обучения здоровью является:
умение жить с имеющимся заболеванием, оставаясь полноценным гражданином, способным найти свое достойное место в современном обществе
ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА
Консервативное лечение
Оперативное
лечение
Консервативное лечение
Основные задачи-требования
Специальная ЛФК
- Воспитание самоконтроля правильной осанки и движений (культура физического поведения)
- Укрепление мышц (формирование «мышечного» корсета)
- Развитие физических качеств
- Формирование навыков самокоррекции деформации позвоночника
Корсетная технология
Основные задачи-требования корсетного лечения
- Насильственное неинвазивное активное препятствование естественному прогрессированию деформации в период роста позвоночника
- Восстановление или улучшение баланса равновесия позвоночника
- Трехплоскостная коррекция дуг деформации позвоночника
- Удержание достигнутой коррекции деформации или торможение ее прогрессирования до завершения периода роста позвоночника
L.H.Sayre, 1886
Корсетирование по методу Шено
Вид в корсете
До лечения
Через 6 месяцев
Корсетное лечение направлено на создание трехплоскостной коррекции деформации позвоночника путем деротации с последующим ее удержанием в условиях ортеза до наступления полного завершения костного роста
1. Деформации величиной более 40º
2. Документированное прогрессирование
3. Дисбаланс туловища
4. Косметический дефект
5. Болевой синдром
6. Дисфункция сердечно-легочной системы
7. Желание больного
Высказывания о сколиозе
«Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то,
чтó Он сделал кривым?» - Библия, Екклесиаст – гл. 7 – 13.
«Кривое не может сделаться прямым» - Библия, Екклесиаст – гл. 1 – 15
«Горбатого могила исправит» - древняя поговорка
«Сколиоз – « partie honteuse » хирургии (постыдная или позорная часть хирургии)» – Eduard Albert , 1899
«Сколиоз – крест ортопеда» – Konrad Biesalski , Г.И.Турнер, 1905
«Сколиоз – это старая и вечно юная проблема»
В.Д.Чаклин и Е.А.Абальмасова, 1973
«Сколиотические и кифосколиотические деформации позвоночника отождествлены с «крестом» или раком ортопедии»
Михайловский М.В., Фомичев Н.Г, 2002
Благодарю за внимание
С уважением, врач травматолог-ортопед Гончар. Л.А., 2016г