СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация " эффективность лечения сколиоза на базе школы-интерната"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация " эффективность лечения сколиоза на базе школы-интерната"»

« Пожалуй, ни одно заболевание в ортопедо-травматологической клинике не доставляет столько забот врачу, не приносит столь разочарований и больному и врачу, как сколиотическая болезнь»  Я.Л.Цивьян

« Пожалуй, ни одно заболевание в ортопедо-травматологической клинике не доставляет столько забот врачу, не приносит столь разочарований и больному и врачу, как сколиотическая болезнь»

Я.Л.Цивьян

 Данные углубленных медицинских осмотров в г. Магнитогорске.   Годы Осмотрено детей 2007 82576 2008 Нарушение осанки   % 2009 81922 26754 32,4 83680 Сколиоз 28548 2977  34,8   % 28193 3,6  33,6 3036 Плоскостопие 3234 6271 3,7   % 7,5 3,8 5796 6654 7,0 7,9

Данные углубленных медицинских осмотров в г. Магнитогорске.

Годы

Осмотрено детей

2007

82576

2008

Нарушение осанки

%

2009

81922

26754

32,4

83680

Сколиоз

28548

2977

34,8

%

28193

3,6

33,6

3036

Плоскостопие

3234

6271

3,7

%

7,5

3,8

5796

6654

7,0

7,9

Сколиотическая болезнь это деформация, при которой происходит боковое искривление оси позвоночника и скручивание ( торсия ) тел позвонков вокруг своей оси . Сколиоз –симптом заболевания

Сколиотическая болезнь

это деформация,

при которой происходит боковое искривление оси позвоночника

и скручивание ( торсия ) тел позвонков вокруг своей оси .

Сколиоз –симптом заболевания

Позвоночник – главная опорная структура нашего тела.

Позвоночник – главная опорная структура нашего тела.

Нарушение осанки

Нарушение осанки

 Сформированный сколиоз  Появление боковой дуги приводит к дестабилизации (неустойчивости к вертикальной нагрузке) колонны из тел позвонков.  Происходит перераспределение механической нагрузки на ростковые зоны тел позвонков.  В итоге развивается клиновидность тел позвонков, она становится причиной возникновения структурной сколиотической дуги.  Конфликт между длиной позвоночного канала и длиной спинного мозга

Сформированный сколиоз

Появление боковой дуги приводит к дестабилизации (неустойчивости к вертикальной нагрузке) колонны из тел позвонков.

Происходит перераспределение механической нагрузки на ростковые зоны тел позвонков.

В итоге развивается клиновидность тел позвонков, она становится причиной возникновения структурной сколиотической дуги.

Конфликт между длиной позвоночного канала и длиной спинного мозга

ВЫЯВЛЕНИЕ СКОЛИОЗА                Одно плечо выше другого, одна лопатка выше другой (или какая-то из них имеет большую выпуклость). Зазоры между руками и бедрами разные или одна из рук лежит на бедре. Изменение физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости              Тест Адамса (определение торсии позвонков при наклоне туловища вперед): наличие реберного возвышения    (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева наличие реберного возвышения    (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева наличие реберного возвышения    (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева

ВЫЯВЛЕНИЕ СКОЛИОЗА

  • Одно плечо выше другого,
  • одна лопатка выше другой (или какая-то из них имеет большую выпуклость).
  • Зазоры между руками и бедрами разные или одна из рук лежит на бедре.
  • Изменение физиологических изгибов позвоночника в сагиттальной плоскости

  • Тест Адамса (определение торсии позвонков при наклоне туловища вперед):

наличие реберного возвышения (горба)

справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева

  • наличие реберного возвышения (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева
  • наличие реберного возвышения (горба) справа или слева и мышечного валика вдоль позвоночника в поясничном отделе справа или слева

Развитие сколиоза Сколиоз – трехплоскостная деформация позвоночного столба. Возраст – 10-15 лет Мальчики : девочки – 1:4; Неуклонное прогрессирование; Моноформность при разных причинах.

Развитие сколиоза

Сколиоз – трехплоскостная деформация позвоночного столба.

Возраст – 10-15 лет

Мальчики : девочки – 1:4;

Неуклонное прогрессирование;

Моноформность при разных причинах.

ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА Консервативное лечение:  Консервативное лечение:  Оперативное лечение:  амбулаторно курсами в условиях санаторной школы-интерната длительно амбулаторно курсами в условиях санаторной школы-интерната длительно применяется для лечения быстро прогрессирующего или запущенного сколиоза

ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА

Консервативное лечение:

  • Консервативное лечение:
  • Оперативное лечение:
  • амбулаторно курсами в условиях санаторной школы-интерната длительно
  • амбулаторно курсами
  • в условиях санаторной школы-интерната длительно
  • применяется для лечения быстро прогрессирующего или запущенного сколиоза
Лечение сколиоза в древности ЛФК в 19 веке

Лечение сколиоза в древности

ЛФК в 19 веке

Программа комплексного консервативного лечения  в условиях санаторной школы-интерната

Программа комплексного консервативного лечения в условиях санаторной школы-интерната

Ортопедический режим На протяжении всего периода пребывания в школе-интернате дети получают комплексное консервативное лечение, основой которого является режим разгрузки позвоночника.  Во время школьных занятий, приготовления домашних уроков учащиеся лежат на медицинских кушетках; прогулки, прием пищи, переходы из одного помещения в другое, школьные перемены, во время которых дети не находятся в положении лежа, занимают в сутки всего 4-5 часов. Это создает условия для равномерного роста тел позвонков На фоне разгрузки позвоночника осуществляются мероприятия по созданию мышечного корсета. Ведущее место среди них занимает активная тренировка мышц с помощью физкультуры, лечебной гимнастики и лечебного плавания

Ортопедический режим

  • На протяжении всего периода пребывания в школе-интернате дети получают комплексное консервативное лечение, основой которого является режим разгрузки позвоночника.
  • Во время школьных занятий, приготовления домашних уроков учащиеся лежат на медицинских кушетках; прогулки, прием пищи, переходы из одного помещения в другое, школьные перемены, во время которых дети не находятся в положении лежа, занимают в сутки всего 4-5 часов. Это создает условия для равномерного роста тел позвонков
  • На фоне разгрузки позвоночника осуществляются мероприятия по созданию мышечного корсета. Ведущее место среди них занимает активная тренировка мышц с помощью физкультуры, лечебной гимнастики и лечебного плавания
Ортопедический режим Вертикальная разгрузка позвоночника - занятия лежа на медицинских кушетках

Ортопедический режим

  • Вертикальная разгрузка позвоночника - занятия лежа на медицинских кушетках
Ортопедический режим При развитии деформации позвоночника с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность, вплоть до развития легочного сердца.  Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.   ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА КАЖДОМ УРОКЕ жизненно важный элемент комплексного лечения сколиоза!!!

Ортопедический режим

  • При развитии деформации позвоночника с последующей торсией существенно нарушаются дыхательная функция и сердечная деятельность, вплоть до развития легочного сердца.
  • Дыхательные упражнения при сколиозе повышают функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем, способствуют активной коррекции позвоночника и грудной клетки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА КАЖДОМ УРОКЕ

жизненно важный элемент комплексного лечения сколиоза!!!

Ортопедический режим Обычный режим №1  (нарушение осанки, сколиоз I степени)  Облегченный режим №2  (сколиоз II степени )  Строгий режим №3  (сколиоз III, IV степени и прогрессирующие  формы II степени , корсетированные )

Ортопедический режим

  • Обычный режим №1

(нарушение осанки, сколиоз I степени)

  • Облегченный режим №2

(сколиоз II степени )

  • Строгий режим №3

(сколиоз III, IV степени и прогрессирующие

формы II степени , корсетированные )

Режим дня Это, прежде всего, лечебный план, регламентирующий в соответствии с медицинскими требованиями весь распорядок дня обучающегося и всю его жизнь в общеобразовательном учреждении санаторного типа Режим предусматривает лечебные процедуры, учебные занятия, подготовку домашних заданий, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, время развлечений Организованный особым образом учебно-воспитательный процесс в санаторной школе-интернате является частью лечебного комплекса

Режим дня

  • Это, прежде всего, лечебный план, регламентирующий в соответствии с медицинскими требованиями весь распорядок дня обучающегося и всю его жизнь в общеобразовательном учреждении санаторного типа
  • Режим предусматривает лечебные процедуры, учебные занятия, подготовку домашних заданий, прием пищи, пребывание на свежем воздухе, физкультурные занятия, время развлечений
  • Организованный особым образом учебно-воспитательный процесс в санаторной школе-интернате является частью лечебного комплекса
Рациональное питание Питание является важным компонентом в комплексном лечении и строится на соблюдении соотношения основных веществ – белков, жиров и углеводов при повышенном содержании в еде минералов и витаминов Особое значение в связи с повышенными физическими нагрузками имеет обеспечение достаточного содержания в пище полноценных белков , являющихся важными стимуляторами энергетических процессов в организме

Рациональное питание

  • Питание является важным компонентом в комплексном лечении и строится на соблюдении соотношения основных веществ – белков, жиров и углеводов при повышенном содержании в еде минералов и витаминов
  • Особое значение в связи с повышенными физическими нагрузками имеет обеспечение достаточного содержания в пище полноценных белков , являющихся важными стимуляторами энергетических процессов в организме
Общеукрепляющие и закаливающие процедуры

Общеукрепляющие и закаливающие процедуры

Социальная адаптация  (психологический фактор лечения) Программа «Обучение здоровью» Цель:  Формирование навыков здорового образа жизни и воспитание ответственности за свое здоровье Задачи: 1. Обучение здоровью как неотъемлемой части лечебного процесса 2. Создание благоприятной лечебной и обучающей среды и позитивного климата в школе 3. Формирование у обучающихся и педагогов навыков здорового образа жизни Ожидаемый результат: Принятие на себя ответственности за свое здоровье как личности и как члена общества

Социальная адаптация (психологический фактор лечения)

Программа «Обучение здоровью»

  • Цель: Формирование навыков здорового образа жизни и воспитание ответственности за свое здоровье
  • Задачи:
  • 1. Обучение здоровью как неотъемлемой части лечебного процесса
  • 2. Создание благоприятной лечебной и обучающей среды и позитивного климата в школе
  • 3. Формирование у обучающихся и педагогов навыков здорового образа жизни
  • Ожидаемый результат:
  • Принятие на себя ответственности за свое здоровье как личности и как члена общества
Социальная адаптация  (лечебно-педагогическая ценность программы) Формирование навыков здорового образа жизни происходит не только в лечебных кабинетах, но и определяется степенью , в которой школа-интернат демонстрирует, что укрепление здоровья является частью её повседневной жизни. Итоговым ожидаемым результатом обучения здоровью является:   умение жить с имеющимся заболеванием, оставаясь полноценным гражданином, способным найти свое достойное место в современном обществе

Социальная адаптация (лечебно-педагогическая ценность программы)

  • Формирование навыков здорового образа жизни происходит не только в лечебных кабинетах, но и определяется степенью , в которой школа-интернат демонстрирует, что укрепление здоровья является частью её повседневной жизни.
  • Итоговым ожидаемым результатом обучения здоровью является:

умение жить с имеющимся заболеванием, оставаясь полноценным гражданином, способным найти свое достойное место в современном обществе

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА  Консервативное лечение Оперативное  лечение

ОРТОПЕДИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА

Консервативное лечение

Оперативное

лечение

Консервативное лечение Основные задачи-требования Специальная ЛФК  Воспитание самоконтроля правильной осанки и движений (культура физического поведения)  Укрепление мышц (формирование «мышечного» корсета)  Развитие физических качеств  Формирование навыков самокоррекции деформации позвоночника

Консервативное лечение

Основные задачи-требования

Специальная ЛФК

  • Воспитание самоконтроля правильной осанки и движений (культура физического поведения)
  • Укрепление мышц (формирование «мышечного» корсета)
  • Развитие физических качеств
  • Формирование навыков самокоррекции деформации позвоночника
Корсетная технология Основные задачи-требования  корсетного лечения  Насильственное неинвазивное активное препятствование естественному прогрессированию деформации в период роста позвоночника   Восстановление или улучшение баланса равновесия позвоночника   Трехплоскостная коррекция дуг деформации позвоночника   Удержание достигнутой коррекции деформации или торможение ее прогрессирования до завершения периода роста позвоночника L.H.Sayre, 1886

Корсетная технология

Основные задачи-требования корсетного лечения

  • Насильственное неинвазивное активное препятствование естественному прогрессированию деформации в период роста позвоночника
  • Восстановление или улучшение баланса равновесия позвоночника

  • Трехплоскостная коррекция дуг деформации позвоночника

  • Удержание достигнутой коррекции деформации или торможение ее прогрессирования до завершения периода роста позвоночника

L.H.Sayre, 1886

Корсетирование по методу Шено Вид в корсете До лечения  Через 6 месяцев Корсетное лечение направлено на создание трехплоскостной коррекции деформации позвоночника путем деротации с последующим ее удержанием в условиях ортеза до наступления полного завершения костного роста

Корсетирование по методу Шено

Вид в корсете

До лечения

Через 6 месяцев

Корсетное лечение направлено на создание трехплоскостной коррекции деформации позвоночника путем деротации с последующим ее удержанием в условиях ортеза до наступления полного завершения костного роста

1. Деформации величиной более 40º 2. Документированное прогрессирование 3. Дисбаланс туловища 4. Косметический дефект 5. Болевой синдром 6. Дисфункция сердечно-легочной системы 7. Желание больного

1. Деформации величиной более 40º

2. Документированное прогрессирование

3. Дисбаланс туловища

4. Косметический дефект

5. Болевой синдром

6. Дисфункция сердечно-легочной системы

7. Желание больного

Высказывания о сколиозе «Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то,  чтó Он сделал кривым?» - Библия, Екклесиаст – гл. 7 – 13. «Кривое не может сделаться прямым» - Библия, Екклесиаст – гл. 1 – 15 «Горбатого могила исправит» - древняя поговорка «Сколиоз – « partie honteuse » хирургии (постыдная или позорная часть хирургии)» – Eduard Albert , 1899 «Сколиоз – крест ортопеда» – Konrad Biesalski , Г.И.Турнер, 1905 «Сколиоз – это старая и вечно юная проблема»  В.Д.Чаклин и Е.А.Абальмасова, 1973 «Сколиотические и кифосколиотические деформации позвоночника отождествлены с «крестом» или раком ортопедии» Михайловский М.В., Фомичев Н.Г, 2002

Высказывания о сколиозе

«Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то,

чтó Он сделал кривым?» - Библия, Екклесиаст – гл. 7 – 13.

«Кривое не может сделаться прямым» - Библия, Екклесиаст – гл. 1 – 15

«Горбатого могила исправит» - древняя поговорка

«Сколиоз – « partie honteuse » хирургии (постыдная или позорная часть хирургии)» – Eduard Albert , 1899

«Сколиоз – крест ортопеда» – Konrad Biesalski , Г.И.Турнер, 1905

«Сколиоз – это старая и вечно юная проблема»

В.Д.Чаклин и Е.А.Абальмасова, 1973

«Сколиотические и кифосколиотические деформации позвоночника отождествлены с «крестом» или раком ортопедии»

Михайловский М.В., Фомичев Н.Г, 2002

Благодарю за внимание С уважением, врач травматолог-ортопед Гончар. Л.А., 2016г

Благодарю за внимание

С уважением, врач травматолог-ортопед Гончар. Л.А., 2016г