СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эффективные методы работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Эффективные методы работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эффективные методы работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Западный административный округ  ГБОУ г. Москвы

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Западный административный округ

ГБОУ г. Москвы "Школа № 814"

Структурное подразделение № 1

Эффективные методы работы по развитию речи на уроках русского языка в начальной школе

Ю. А. Гоголадзе

1

Уровень произносительный Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Произносительная работа учащихся планируется по направлениям: техника; орфоэпия; интонация. Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Работа над устной речью учащихся, над ее произносительной стороной должна иметь место на каждом уроке грамматики и чтения. В последние годы все чаще в начальных классах используются основные знаки транскрипции; она помогает и в фонетическом анализе, и в выработке правильного произношения. Направления работы на произносительном уровне. Произносительная работа учащихся планируется по уровням, направлениями: техника, орфоэпия, интонация. 1 1

Уровень произносительный

Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями.

Произносительная работа учащихся планируется по направлениям:

  • техника;
  • орфоэпия;
  • интонация.

Произносительный уровень развития речи предполагает работу над голосовыми данными, над ударениями - фонетическими и фразовыми (логическими), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями. Работа над устной речью учащихся, над ее произносительной стороной должна иметь место на каждом уроке грамматики и чтения.

В последние годы все чаще в начальных классах используются основные знаки транскрипции; она помогает и в фонетическом анализе, и в выработке правильного произношения. Направления работы на произносительном уровне. Произносительная работа учащихся планируется по уровням, направлениями: техника, орфоэпия, интонация.

1

1

Уровень произносительный 1. Техника речи

Последовательность работы:

  • Медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем;
  • Осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;
  • Повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем;
  • Обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;
  • Индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами;
  • Анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач

Первым направлением является работа над техникой речи, которая понимается как результат правильного дыхания, четкой дикции: речь усваивается, когда приобретается способность управлять мускулами речедвигательного аппарата.

 

В период обучения грамоте дикционные упражнения следует проводить регулярно, соотнося их с изучаемыми звуком и буквой.

В школьной практике для совершенствования дикции учащихся традиционно используется с к о р о г о в о р к а, обладающая несомненными достоинствами: наличие звуковых повторов и ритма, занимательность содержания, краткость. Учителю следует избегать механической работы с чистоговоркой, когда основной задачей являются многократность и скорость произнесения. Напротив, совершенствование дикции требует несколько замедленного темпа. Целесообразная такая п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы:

1) Медленное, размеренное произнесение чистоговорки учителем;

2) Осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;

3) Повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение чистоговорки учителем;

4) Обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;

5) Индивидуальное произнесение в соответствии с действенной задачей, предложенными обстоятельствами;

6) Анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач;

1

1

Уровень произносительный 1. Техника речи. Примеры чистоговорок

  • Мама Милу в ванне мыла.
  • Любят бананы все обезьяны.
  • Собака Том сторожит дом.
  • Дарья дарит Дине дыни.
  • Хомячку на ухо села муха.
  • Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
  • У маленькой Зины зайка спит в корзине.
  • У четырех черепах по четыре черепашонка.
  • Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения.» (В. И. Даль)

Чистоговорка используется и как средство для исправления речевых дефектов. Для чистоговорки характерно предельное аллитерирование и звукопись.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении).

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы. В целях звукописи может использоваться:

а) повтор звука: «Ворон канул на сосну, Тронул сонную струну» (А. Блок);

б) повтор фонетически близких звуков: «Шуршит вода по ушам, и, чирикнув,/ На цыпочках скачет чиж» (Б. Пастернак);

в) противопоставление фонетически контрастных звуков: «Ветер веет и вьётся украдками/ Меж ветвей, над водой наклонённых, /Шевеля тяжёлыми складками/Шелков зелёных» (М. Волошин) ;

г) разная организация последовательностей звуков и интонационных единств: «В июле, в самый зной, в полуденную пору, / Сыпучими песками, в гору, / С поклажей и семьёй дворян, /Четвёркою рыдван, /Тащился» (И. Крылов)

1

1

Уровень произносительный 2. Орфоэпия

Задача: предупреждение и устранение отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм.

Метод: прием сопоставления чтения и произношения орфоэпического (по правилам орфоэпии) и орфографического (по правилам орфографии).

Правила произношения:

  • сочетания чт в местоимении что и его производных;
  • сочетание чн в отдельных словах ( конечно, нарочно и пр.);
  • сочетания щн в существительном помощник ;
  • окончания ого/его ( зимнего, сегодня );
  • слова иноязычного происхождения ( почтальон, район) ;
  • сочетаний гк , гч в словах легкий, мягкий ;
  • формирование умения произносить безударные гласные, используя литературное аканье (нет звука о без ударения) и иканье (на месте безударной гласной е прозносится и ), соблюдать фонетические законы оглушения и озвончения согласных.

Вторым направлением работы по развитию речи на произносительном уровне является организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка.

Задача учителя начальных классов состоит в предупреждении и устранении отрицательного воздействия написания как ведущей причины отклонений от орфоэпических норм. Следует учить детей орфоэпически правильно читать напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. Для этого необходимо использовать прием сопоставления чтения и произношения орфоэпического (по правилам орфоэпии) и орфографического (по правилам орфографии).

Основу орфоэпического минимума составляют правила произношения сочетания чт в местоимении что и его производных; сочетание чн в отдельных словах (конечно, нарочно и пр.); сочетания щн в существительном помощник; окончания ого/его (зимнего) и слова сегодня; слова иноязычного происхождения типа почтальон, район; сочетаний гк, гч в словах легкий, мягкий; формирование умения произносить безударные гласные, используя литературное аканье (нет звука о без ударения) и иканье (на месте безударной гласной е прозносится и ), соблюдать фонетические законы оглушения и озвончения согласных.

1

1

 Уровень произносительный  3. Интонация Задача: совершенствование интонационных умений учащихся. Метод : демонстрация особенностей разных видов грамматической интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной, звательной, перечислительной и т.д. Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне – совершенствование интонационных умений учащихся. С самого начала обучения необходимо на практической основе показывать особенности разных видов грамматической интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной, звательной, перечислительной и т.д. 1 1

Уровень произносительный 3. Интонация

Задача: совершенствование интонационных умений учащихся.

Метод : демонстрация особенностей разных видов грамматической интонации:

  • повествовательной,
  • вопросительной,
  • побудительной,
  • восклицательной,
  • звательной,
  • перечислительной и т.д.

Третье направление работы по развитию речи на произносительном уровне – совершенствование интонационных умений учащихся. С самого начала обучения необходимо на практической основе показывать особенности разных видов грамматической интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной, восклицательной, звательной, перечислительной и т.д.

1

1

Лексический уровень Задачи: задача количественного накопления слов в памяти каждого ученика с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а следовательно, и перед методикой ) стоят две задачи : 1) задача количественного накопления слов в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; 2) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. 1 1

Лексический уровень

Задачи:

  • задача количественного накопления слов в памяти каждого ученика с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;
  • задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками (а следовательно, и перед методикой ) стоят две задачи :

1) задача количественного накопления слов в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;

2) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

1

1

Лексический уровень  Приемы объяснения значения слов Приемы объяснения значения слов (их семантизация): Самостоятельные С помощью учителя Приемы объяснения значения слов (их семантизация) подразделяются на а) самостоятельные б) с помощью учителя а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике. б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов, объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. 1 1

Лексический уровень Приемы объяснения значения слов

Приемы объяснения значения слов (их семантизация):

  • Самостоятельные
  • С помощью учителя

Приемы объяснения значения слов (их семантизация) подразделяются на

а) самостоятельные

б) с помощью учителя

а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги, по словарику в конце учебника, словарям - толковому, синонимическому и другим, по контексту - по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке-источнике.

б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов, объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык.

1

1

Лексический уровень Основные способы установления лексического значения слова

  • Наглядный способ
  • Семантический способ Логическое определение
  • Семантический способ
  • Логическое определение
  • Структурно-семантический анализ слова
  • Контекстуальный способ

Основными способами установления лексического значения слова являются:

Наглядный способ применяется при разъяснении значения общеупотребительных слов, обозначающих конкретные предметы окружающей действительности. Чаще всего этот способ используется на уроках в начальной школе. Удобен он при объяснении слов, обозначающих разные виды животных, растений. Учитель демонстрирует макеты, гербарии, картины, различные иллюстрации.

Семантический способ реализуется с помощью различных приемов. Прием синонимизации состоит в том, что неизвестное слово заменяется другим словом, близким по значению и знакомым учащимся (лозунг - призыв), авиатор - летчик, недоумение - сомнение. Не менее распространенным приемом объяснения значения слова является его логическое определение.

Логическое определение сопровождается обычно вычленением родовых и видовых признаков предмета или явлений (вьюга - это поземка по земле. Вьюга - родовое понятие, поземка - видовое понятие - вьюга, которая дует по низу, низовой ветер.) Этот прием используется при толковании слов, обозначающих видовое понятие через родовое и наоборот. При использовании данного приема учителю помогут толковые словари, энциклопедии, различная научная литература.

Структурно-семантический анализ слова . Состоит в выделении частей слова и определения значения каждой из них: слово биография (био - жизнь, графо - писать - описание жизни), библиография (библио - книга, графо - пишу, т.е. научное описание книги и составления их перечня), подосиновик ( подо - нахождение под чем-то, осина - дерево), носорог - животное, у которого на носу растет рог).

Контекстуальный способ. Важным приемом толкования слов является контекстуальный способ. Сущность его состоит в том, что многозначное слово проявляет конкретное значение в тексте (ручка от двери; ручка ребенка; шариковая ручка).

1

1

Лексический уровень Лексико-семантические темы

  • работа с синонимами;
  • работа с омонимами (термин вводить необязательно);
  • работа с антонимами и паронимами;
  • работа со словами иноязычного происхождениями;
  • работа с устаревшими словами (архаизмами) и историзмами;
  • работа с многозначными словами;
  • работа со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;
  • работа с новообразованными словами;
  • работа с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами;
  • работа с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное, иносказательное значение;
  • составление тематических групп слов.

В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические

темы:

работа с синонимами;

с омонимами (термин вводить необязательно);

с антонимами и паронимами;

со словами иноязычного происхождениями;

с устаревшими словами (архаизмами) и историзмами;

с многозначными словами;

со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию;

с новообразованными словами;

с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами;

с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное,

иносказательное значение;

составление тематических групп слов.

1

1

Лексический уровень Последовательность работы учащихся

  • обнаружение слова в тексте
  • семантизация;
  • выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы (составление синонимических рядов, градация синонимов и др.);
  • введение новых слов в текст, в свою речь( составление словосочетаний, предложений, текстов), т.е. их активизация

Как правило, каждый из объектов изучения проходит четыре ступени работы учащихся:

1) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная

задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность;

2) семантизация - одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий « синонимы», «антонимы»,

«слова иноязычного происхождения» и т. п.;

3) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация

синонимов и мн.др.;

4) введение новых слов в текст, в свою речь( составление словосочетаний, предложений, текстов), т.е. их активизация, употребление

в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно

использованного слова в сочетании и пр.

1

1

Лексический уровень Методика «Активизация словаря»

  • составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;
  • составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;
  • составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картинке, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;
  • словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;
  • орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;
  • перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;
  • подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;
  • составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

Теперь можно перейти к системе активизации словаря . Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях, дневниках, своих первых литературных пробах.

С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения :

1) составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове;

2) составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами;

3) составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картинке, по сюжету прочитанного рассказа и т.п.;

4) словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом;

5) орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование;

6) перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов;

7) подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову;

8) составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов.

1

1

Лексический уровень  Методика работы с новым словарным словом знакомство с орфоэпическим обликом слова; знакомство с семантикой слова; работа над усвоением орфографии; этимологическая справка; подбор однокоренных слов и разбор слов по составу; составление словосочетаний и предложений.   В методике предлагается следующая система работы с новым словарным словом: 1) знакомство с орфоэпическим обликом слова; 2) знакомство с семантикой слова; 3) работа над усвоением орфографии; 4) этимологическая справка; 5) подбор однокоренных слов и разбор слов по составу; 6) составление словосочетаний и предложений. 1 1

Лексический уровень Методика работы с новым словарным словом

  • знакомство с орфоэпическим обликом слова;
  • знакомство с семантикой слова;
  • работа над усвоением орфографии;
  • этимологическая справка;
  • подбор однокоренных слов и разбор слов по составу;
  • составление словосочетаний и предложений.

 

В методике предлагается следующая система работы с новым словарным словом:

1) знакомство с орфоэпическим обликом слова;

2) знакомство с семантикой слова;

3) работа над усвоением орфографии;

4) этимологическая справка;

5) подбор однокоренных слов и разбор слов по составу;

6) составление словосочетаний и предложений.

1

1

Грамматический уровень Виды упражнений с словосочетаниями

Виды упражнений с словосочетаниями:

  • Установление связей внутри словосочетания, функция этих связей на письме;
  • Толкование значений словосочетаний вне предложения или в нём;
  • Схематическое изображение связи между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование;
  • Составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации;
  • Выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
  • Исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учениками, например, исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»

Грамматический уровень работы по развитию речи

На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения

Виды речевых упражнений со словосочетаниями: Установление связей внутри словосочетания, функция этих связей на письме; Толкование значений словосочетаний вне предложения или в нём;

Схематическое изображение связи между словами в словосочетании и в предложении, т.е. моделирование;

Составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации;

Выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи; Исправление речевых ошибок в словосочетаниях, допущенных учащими классов, например, исправление диалектизмов был «у сестре», поймал «мыша»;

1

1

Грамматический уровень  Виды упражнений с предложениями Виды упражнений с предложениями: Аналитические (разбор предложений) Синтетические (построение, конструирование предложений) По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу»; конструктивные; коммуникативно- творческие. Виды упражнений с предложениями . Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и синтетические – их построение, конструирование. По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные и коммуникативно- творческие. 1 1

Грамматический уровень Виды упражнений с предложениями

Виды упражнений с предложениями:

  • Аналитические (разбор предложений)
  • Синтетические (построение, конструирование предложений)

По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на:

  • «по образцу»;
  • конструктивные;
  • коммуникативно- творческие.

Виды упражнений с предложениями .

Виды упражнений с предложениями подразделяются на аналитические (разбор предложений) и синтетические – их построение, конструирование.

По степени активности учащихся и их познавательной самостоятельности упражнения разделяются на: «по образцу», конструктивные и коммуникативно- творческие.

1

1

Грамматический уровень Упражнения на основе образцов

  • чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтения: паузы, интонации и пр.;
  • заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ и пр.;
  • составление предложений по вопросам (вопрос подсказывает структуру ответа);
  • составление предложений, аналогичных данному.

Упражнения на основе образцов:

а) чтение и запись образцов, анализ их смысла и формы, оценка предложения, выбора слов, изобразительных средств; выразительное чтения: паузы, интонации и пр.;

б) заучивание стихов и прозы, выделение предложений, анализ и пр.;

в) составление предложений по вопросам как простейший прием, так как вопрос подсказывает структуру ответа (1 класс): Что дети собирали в лесу в осенний пасмурный денек? – Однажды в осенний пасмурный денек дети собирали в лесу грибы. Что добавлено в ответе? Во-первых, однажды , это придает речи характер повествования; во-первых, существенно изменен порядок слов; в-третьих, изменена интонация;

г) составление предложений, аналогичных данному.

1

1

Грамматический уровень Конструктивные упражнения

Основные виды упражнений:

  • восстановление деформированного текста;
  • деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;
  • ступенчатое восстановление текста;
  • то же упражнение с задачей редактирования;
  • соединение двух-трех простых предложений в одно;
  • построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.);
  • выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла

Конструктивные упражнения : в отличие от работ «по образцу», они опираются, полностью или частично, на правила или модели, придающие целенаправленность

работе школьников в составление или перестройке предложений. Вот основные виды таких упражнений:

а) восстановление деформированного текста: даны слова вразброс; по смысловым и грамматическим связям надо восстановить «рассыпанное» предложение. Варианты этого упражнения: все слова даны в нужной форме (синем, в, хлещут, море, волны); в нужной форме стоят лишь некоторые слова; все слова даны в начальной форме;

б) деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

в) ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения: Птицы возвращаются. – Какие? – Перелетные птицы возвращаются. – Откуда? – Из южных стран. – Может быть, ещё что-либо добавите? – И поправляют свои прошлогодние гнезда; возможно и «обратное» упражнение = сокращение предложения до возможного предела;

г) то же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста; для последних двух предложений не следует брать произведения писателей;

д) соединение двух-трех простых предложений в одно;

е) построение предложений заданного типа или по модели (с однородными членами и т.п.);

ж) выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах, с объяснением возникающих оттенков смысла, например: В марте с крыш капает, весна приближается, детские варианты: Уже закапало с крыш, значит, скоро весна – Март уже наступил, а с крыши не капает. В чем дело? Март пришел, вот и капель – течет с огромных сосулек…

1

1

Грамматический уровень Творческие упражнения

Основные варианты упражнений:

  • задается тема, предлагается картина;
  • даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы;
  • задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

Творческие упражнения имеют целью свободное составление предложений по предложенным ситуациям; при этом грамматические задания не возбраняются, но отходят на второй план. Варианты таких упражнений:

1) задается тема, предлагается картина: это облегчает работу школьников и исключает шаблон;

2) даются опорные слова или сочетания, фразеологизмы;

3) задается жанр или тип речи: загадка, пословица, художественное описание, определение грамматического понятия и т.п.

В упражнениях творческого типа возможны и даже желательны элементы соревнования. Кто лучше, полнее, ярче скажет? Учитель не должен удовлетворяться примитивом.

Работа над предложением, как и словарная, составляет непрерывный поток, проводится ежеурочно, вплетаясь в другие виды деятельности учащихся. Она не самоцель, а, скорее, фон для связной речи, для текстовых упражнений: от пересказов до сочинений и сообщений типа доклада, реферата.

1

1

Грамматический уровень Уровень текста в развитии речи

Виды школьных текстовых упражнений:

а) устный пересказ прочитанного в различных вариантах, пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый (несколько степеней сжатия), выборочный, творческий, драматизация, заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.

б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения (преимущественно устные),

в) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п,

г) сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета,

Уровень текста в развитии речи. Виды школьных текстовых упражнений

Текст обладает единством темы и замысла, относительной завершенностью,

определенной внутренней структурой, синтаксическими и логическими связями внутри его компонентов и между ними.

В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений, группирующихся по трём уже знакомым нам направлениям: «по образцу», конструктивные и коммуникативно-творческие, упражнения подразделяются также на устные и письменные:

а) устный пересказ прочитанного в различных вариантах, пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый (несколько степеней сжатия), выборочный, творческий, драматизация, заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.

б) различные текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения (преимущественно устные),

в) различные импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п,

г) сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета,, письма дружеские и деловые, документы и т.п.

1

1

Грамматический уровень Уровень текста в развитии речи

Виды школьных текстовых упражнений (продолжение):

д) записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников,

е) письменные изложения с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов,

ж) различные виды драматизации (перестройка текста с целью сценического воплощения): инсценирование рассказов, воображаемая экранизация сюжетов, сценическое исполнение и т.п

з) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией, отработка особенностей каждого вида, т.е реализация системы упражнений в связной речи,

и) отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские и деловые, документы и т.п.

д) записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников,

е) письменные изложения с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов,

ж) различные виды драматизации (перестройка текста с целью сценического воплощения): инсценирование рассказов, воображаемая экранизация сюжетов, сценическое исполнение и т.п

з) сочинения устные и письменные разных видов в соответствии с классификацией, отработка особенностей каждого вида, т.е реализация системы упражнений в связной речи,

и) отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские и деловые, документы и т.п.

1

1

Практический материал (фрагменты уроков)   ПРОВЕРИТЬ Работа по развитию речи на уровне текста. - О чём этот текст? – О животных в лесу. - Как его можно озаглавить? – «Животные в лесу», « Лесные звери и их детеныши», «Лесной мир», « В лесной чаще». - Какой заголовок более удачный, точнее сообщает о теме текста? - О каких животных здесь говорится? 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

ПРОВЕРИТЬ

Работа по развитию речи на уровне текста.

- О чём этот текст? – О животных в лесу.

- Как его можно озаглавить? – «Животные в лесу», « Лесные звери и их детеныши», «Лесной мир», « В лесной чаще».

- Какой заголовок более удачный, точнее сообщает о теме текста?

- О каких животных здесь говорится?

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Работа по развитию речи на произносительном и грамматическом уровнях. Давайте поучимся выразительно читать этот текст, в этом нам помогут знаки препинания. Какие знаки препинания вы видите в тексте? Какие это предложения по цели высказывания? ( Повествовательные.(Если не знают – объяснить, что в них о чем-то сообщается, рассказывается, т.е. повествуется.) Ребята, давайте с вами поучимся выразительно читать повествовательные предложения. Посмотрите на доску, на ней вы видите интонационный рисунок Объяснить: что значит интонация: паузы, повышение и понижение голоса; что характерно для повествовательной интонации). 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Работа по развитию речи на произносительном и грамматическом уровнях.

  • Давайте поучимся выразительно читать этот текст, в этом нам помогут знаки препинания.
  • Какие знаки препинания вы видите в тексте? Какие это предложения по цели высказывания? ( Повествовательные.(Если не знают – объяснить, что в них о чем-то сообщается, рассказывается, т.е. повествуется.)
  • Ребята, давайте с вами поучимся выразительно читать повествовательные предложения. Посмотрите на доску, на ней вы видите интонационный рисунок

Объяснить:

  • что значит интонация: паузы, повышение и понижение голоса;
  • что характерно для повествовательной интонации).

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Работа по развитию речи на лексическом уровне - Ребята, значение каких слов и выражений вам непонятно? - Что значит рысь «стрелой мчится»? – Это образное, яркое выражение помогает нам представить, как быстро бежит рысь, как будто стрела летит. (Дети на пропедевтическом уровне знакомятся с таким тропом, как метафора, т.е. скрытое сравнение) - Ребята, что значит добыча? Можно ли заменить это слово другим? – Да, можно заменить словом еда, пища. Слова, близкие по значению, называются синонимами. - Ребята, значение каких слов и выражений вам непонятно? - Что значит рысь «стрелой мчится»? – Это образное, яркое выражение помогает нам представить, как быстро бежит рысь, как будто стрела летит. (Дети на пропедевтическом уровне знакомятся с таким тропом, как метафора, т.е. скрытое сравнение) 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Работа по развитию речи на лексическом уровне

- Ребята, значение каких слов и выражений вам непонятно?

- Что значит рысь «стрелой мчится»? – Это образное, яркое выражение помогает нам представить, как быстро бежит рысь, как будто стрела летит. (Дети на пропедевтическом уровне знакомятся с таким тропом, как метафора, т.е. скрытое сравнение)

- Ребята, что значит добыча? Можно ли заменить это слово другим? – Да, можно заменить словом еда, пища. Слова, близкие по значению, называются синонимами.

- Ребята, значение каких слов и выражений вам непонятно?

- Что значит рысь «стрелой мчится»? – Это образное, яркое выражение помогает нам представить, как быстро бежит рысь, как будто стрела летит. (Дети на пропедевтическом уровне знакомятся с таким тропом, как метафора, т.е. скрытое сравнение)

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Работа по развитию речи на лексическом уровне (продолжение) - Ребята, что значит добыча? Можно ли заменить это слово другим? – Да, можно заменить словом еда, пища. Слова, близкие по значению, называются синонимами. ( Учитель показывает словарь синонимов, может зачитать синонимический ряд к слову «еда»). - А почему использовано слово «добыча», а не еда, не пища. – Т.к. животные добывают, ищут себе пропитание. - Речь в тексте идет только о взрослых животных? - Найдите в тексте названия детенышей животных ( лосёнок, лисята, бельчата, рысята). - Как вы догадались? Какая часть слова подсказала? ( Выделить суффиксы, обозначающие детенышей животных: -онок, -енок, -ят, -ат). 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Работа по развитию речи на лексическом уровне (продолжение)

- Ребята, что значит добыча? Можно ли заменить это слово другим? – Да, можно заменить словом еда, пища. Слова, близкие по значению, называются синонимами.

( Учитель показывает словарь синонимов, может зачитать синонимический ряд к слову «еда»).

- А почему использовано слово «добыча», а не еда, не пища. – Т.к. животные добывают, ищут себе пропитание.

- Речь в тексте идет только о взрослых животных?

- Найдите в тексте названия детенышей животных ( лосёнок, лисята, бельчата, рысята).

- Как вы догадались? Какая часть слова подсказала? ( Выделить суффиксы, обозначающие детенышей животных: -онок, -енок, -ят, -ат).

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Орфографический анализ текста. 1. Беседа. - На какие группы делятся согласные? - Назовите гласные, указывающие на твердость согласных. - Назовите гласные, указывающие на мягкость согласных. - Но так бывает не всегда! - Назовите согласные, всегда твердые. - Назовите согласные, всегда мягкие. Назовите шипящие согласные. 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Орфографический анализ текста.

1. Беседа.

- На какие группы делятся согласные?

- Назовите гласные, указывающие на твердость согласных.

- Назовите гласные, указывающие на мягкость согласных.

- Но так бывает не всегда!

- Назовите согласные, всегда твердые.

- Назовите согласные, всегда мягкие.

  • Назовите шипящие согласные.

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) 2. Орфографический и фонетический анализ слов из текста. - Приведите из текста примеры слов с шипящими согласными. Определите, твердые они или мягкие. - Анализ написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (Читают правила). - Приведите примеры слов на данное правило из текста (в том числе – из заголовка). - Записываются слова: дитеныши, животные, чаща, рыжий, бельчата, добыча, пища. Орфограммы обозначаются. Вывод : что нужно помнить о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

2. Орфографический и фонетический анализ слов из текста.

- Приведите из текста примеры слов с шипящими согласными. Определите, твердые они или мягкие.

- Анализ написаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ (Читают правила).

- Приведите примеры слов на данное правило из текста (в том числе – из заголовка).

- Записываются слова: дитеныши, животные, чаща, рыжий, бельчата, добыча, пища. Орфограммы обозначаются.

Вывод : что нужно помнить о правописании сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,

ЧУ-ЩУ.

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Творческая работа (устная). - Составьте свои предложения про детёнышей животных. Еще лучше, если вы составите свой текст (Дети вспоминают признаки текста, чем он отличается от отдельных предложений). - Выслушиваются и анализируются ответы детей. 4 класс. Тема «Правописание окончаний глаголов». 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Творческая работа (устная).

- Составьте свои предложения про детёнышей животных. Еще лучше, если вы составите свой текст (Дети вспоминают признаки текста, чем он отличается от отдельных предложений).

- Выслушиваются и анализируются ответы детей.

4 класс. Тема «Правописание окончаний глаголов».

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Подготовка к подробному изложению по опорным словам. Работа по развитию речи на произносительном и грамматическом уровнях.  - Подготовьтесь к выразительному чтению текста, опираясь на интонационный рисунок (или предварительно сделав интонационный рисунок). Какие здесь предложения по цели высказывания? С какой интонацией они читаются? 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Подготовка к подробному изложению по опорным словам. Работа по развитию речи на произносительном и грамматическом уровнях.

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста, опираясь на интонационный рисунок (или предварительно сделав интонационный рисунок). Какие здесь предложения по цели высказывания? С какой интонацией они читаются?

1

1

Практический материал (фрагменты уроков)

Работа по развитию речи на лексическом уровне и уровне текста.

- Прочитайте текст и скажите, о чем он? Какова его тема?

- Для чего автор написал этот текст? Какова его основная мысль?

- Подберите заголовок к тексту. Как правильно это сделать?

  • Давайте определим, какой из подобранных вами заголовков, наиболее точен. Почему?

- Прочитайте 2-ое предложение и подумайте, что значит «изящно изогнуты»? От какого слова произошло наречие «изящно»? Давайте прочитаем в толковом словаре, что значит слово «изящество».

- Прочитайте текст и скажите, о чем он? Какова его тема? (Автор рассказывает, как он гулял по лесной поляне летом)

- Для чего автор написал этот текст? Какова его основная мысль? ( А. Аксаков хотел, чтобы читатели вместе с ним восхитились красотой летней природы).

- Подберите заголовок к тексту. Как правильно это сделать? ( В заголовке должна отражаться тема или основная мысль текста).

- Давайте определим, какой из подобранных вами заголовков, наиболее точен. Почему? (Лесная поляна, Летний лес, Красота летней поляны и т.д)

- Прочитайте 2-ое предложение и подумайте, что значит «изящно изогнуты»? От какого слова произошло наречие «изящно»? Давайте прочитаем в толковом словаре, что значит слово

«изящество» (Тонкая и строгая художественная соразмерность и красота), изящный (обладающий изяществом).

1

1

Практический материал (фрагменты уроков)

Работа по развитию речи на лексическом уровне и уровне текста (продолжение)

- Прочитайте 3-е предложение и подумайте, что значит звездочка земляники?

  • Как вы думайте, сколько значений у слова «звёздочка», «звезда»?
  • Какое значение имеет слово в данном предложении?
  • Прочитайте 4-ое предложение и подумайте, что значит «досадно»?
  • От какого существительного произошло наречие «досадно»? Прочитайте в толковом словаре его значение

- Прочитайте 5-ое предложение и подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «Вызреет»?

- Прочитайте 6-ое предложение и подумайте почему «Рябина звенит», какое значение у этого глагола - прямое или переносное?

- Прочитайте 3-е предложение и подумайте, что значит звездочка земляники? (Значит маленький цветок, похожий на звёздочку)

- А как вы думайте, сколько значений у слова «звёздочка», «звезда»? (Оно многозначное, имеет несколько значений. Дети работают с толковым словарём: 1. Небесное тело. 2.О деятеле искусства, науки, спортсмене.

3.Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности).

- Какое значение имеет слово в данном предложении? (3) Оно употреблено в прямом или переносном значении? (В переносном)

- Прочитайте 4-ое предложение и подумайте, что значит «досадно»? (Это значит жалко, стыдно, печально и т.д)

- От какого существительного произошло наречие «досадно»? Прочитайте в толковом словаре его значение (Досада – чувство раздражения, неудовольствия вследствие неудачи, обиды) Досадно, обидно, стыдно губить прекрасное!

- Прочитайте 5-ое предложение и подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «Вызреет»? (Поспеет, вырастет, созреет и т.д.)

- Прочитайте 6-ое предложение и подумайте почему «Рябина звенит», какое значение у этого глагола - прямое или переносное?

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Грамматический и орфографический анализ текста. 1. Беседа по изученной теме «Глагол». - Как изменяются глаголы? - Как определить лицо глагола? - Как определить спряжение глагола? 2. Коллективная работа по тексту. - Давайте определим время, лицо и спряжение глаголов в тексте. 3. Самостоятельная работа №1. - Выпишите глаголы 2лица, ед.ч., выделите в них окончание, подчеркните орфограммы, выделите в них окончание, подчеркните орфограммы в окончаниях и приготовьтесь их объяснить). Какие это орфограммы? (Гласная в безударном личном окончании глагола, ь после шипящих во 2л., ед.ч.) 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Грамматический и орфографический анализ текста.

1. Беседа по изученной теме «Глагол».

- Как изменяются глаголы?

- Как определить лицо глагола?

- Как определить спряжение глагола?

2. Коллективная работа по тексту.

- Давайте определим время, лицо и спряжение глаголов в тексте.

3. Самостоятельная работа №1.

- Выпишите глаголы 2лица, ед.ч., выделите в них окончание, подчеркните орфограммы, выделите в них окончание, подчеркните орфограммы в окончаниях и приготовьтесь их объяснить). Какие это орфограммы? (Гласная в безударном личном окончании глагола, ь после шипящих во 2л., ед.ч.)

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Грамматический и орфографический анализ текста (продолжение)  4. Проверка (Идеш ь , замеча е ш ь – 1спр. , проход и ш ь – 2спр. , слыш и ш ь – 2спр. ) 5. Самостоятельная работа №2. - Выпишите глаголы 3лица ед. и мн. числа. Выделите окончания, обозначьте орфограмму «Гласная в безударном личном окончании глагола». 6. Проверка. (Выглядыва е т, не вызре е т, звенит, круж а т, перенос я т) 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Грамматический и орфографический анализ текста (продолжение)

4. Проверка (Идеш ь , замеча е ш ь – 1спр. , проход и ш ь – 2спр. , слыш и ш ь – 2спр. )

5. Самостоятельная работа №2.

- Выпишите глаголы 3лица ед. и мн. числа. Выделите окончания, обозначьте орфограмму «Гласная в безударном личном окончании глагола».

6. Проверка. (Выглядыва е т, не вызре е т, звенит, круж а т, перенос я т)

1

1

Практический материал (фрагменты уроков) Написание подробного изложения по опорным словам (глаголам). - Перечитайте текст и подготовьтесь к его подробному устному пересказу по опорным словам. ( Дети устно пересказывают текст) - Прочитайте еще раз текст орфографически, постарайтесь запомнить написание слов. - Назовите и объясните орфограммы в словах: лепестки, фиалки, земляника, рябина. - Написание изложения. 1 1

Практический материал (фрагменты уроков)

Написание подробного изложения по опорным словам (глаголам).

- Перечитайте текст и подготовьтесь к его подробному устному пересказу по опорным словам. ( Дети устно пересказывают текст)

- Прочитайте еще раз текст орфографически, постарайтесь запомнить написание слов.

- Назовите и объясните орфограммы в словах: лепестки, фиалки, земляника, рябина.

- Написание изложения.

1

1

СПАСИБО! 1

СПАСИБО!

1