ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Урок биологии в 5 классе
ЦЕЛЬ : ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ
Задачи:
- Что такое экологические факторы.
- Какие выделяют экологические факторы.
- Значение экологических факторов
I . ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Факторы среды обитания – это условия среды обитания организма, с которыми он находится в определённых взаимоотношениях
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
Абиотические
Биотические
Антропогенные
II .АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- Абиотические факторы – это факторы неживой природы
1.Свет
2.Температура
3.Влажность
4.Воздух
5.Вода
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: СВЕТ
РАСТЕНИЯ
Светолюбивые
Тенелюбивые
Теневыносливые
подсолнечник
мхи
Большинство растений леса
пшеница
кислица
живучка
сосна
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: СВЕТ
Животные
Дневные
Ночные
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: ВОДА
Растения
Влаголюбивые
Засухоустойчивые
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: ТЕМПЕРАТУРА
Растения
Теплолюбивые растения, на которые губительно действуют низкие положительные температуры (ниже 6 °С)
Холодоустойчивые растения, которые переносят действие положительных температур, близких к нулю градусов.
АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: ТЕМПЕРАТУРА
Животные
Теплокровные – животные с постоянной температурой тела (птицы, млекопитающие)
Хладнокровные – животные, с непостоянной температурой тела (все беспозвоночные, а также рыбы, земноводные, пресмыкающиеся)
III . БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ
- Биотические факторы – это факторы живой природы
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: ХИЩНИЧЕСТВО
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: ПАРАЗИТИЗМ
БИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ: СИМБИОЗ
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
IV . АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
- Антропогенные факторы – все формы влияния человека на живые организмы
- - вырубка лесов
- - загрязнение воздуха
- - устройство водохранилищ, каналов
Задание 2
Приведите по 3 примера положительного и отрицательного влияния человека на природу.
Задание № 1
К каким экологическим факторам относятся перечисленные ниже примеры? Распределите их по группам. А.абиотические факторы. Б.биотические факторы В.антропогенные 1. Лоси и зубры питаются ветвями деревьев и кустарников. 2. Загрязнение атмосферы выхлопными газами. 3. Окунь поедает мальков. 4. Лягушка питается насекомыми. 5. Снижение численности морских организмов из – за разлива нефти. 6.Листопад. 7. Сосуществование белки и лося на одной территории. 8. Осушение болот. 9. Газовый состав атмосферы. 10.Свет.
Задание 3. Прочтите текст. Ответьте на вопрос
Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь?
Домашнее задание
- Параграф 5
- Подготовить сообщение «Какое значение для жизни на нашей планете имеют зеленые растения»
- Составить план параграфа
- Составьте кроссворд по терминам, которые вы встречали на стр. 6 – 27.
Берегите Землю! Берегите...
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку над стеблем повилики,
На тропинке солнечные блики,
Берегите солнечные всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите...