Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании дошкольников на основе познавательно-исследовательской деятельности
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой
Парциальные программы экологического направления:
- «Семицветик» ,
- «Природа и художник» ,
- «Наш дом – природа» ,
- «Жизнь вокруг нас» ,
- «Паутинка» ,
- «Мы» ,
- «Юный эколог»
Работа основывается на нормативных документах
Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г., утверждены Президентом РФ от 30.04.2012 г.
ФГОС ДО:
«дошкольник обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания…»
•
•
Задачи экологического воспитания и образования детей
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
- Воспитание самостоятельности через общение с природой;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание любви к природе, родине;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится по нескольким блокам:
- специально организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- опытно – экспериментальная деятельность;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию :
- Занятия
- Наблюдения на прогулках
- Календари природы
- Игровая деятельность
- Музыкальная деятельность
- Труд в уголке природы
- Организация исследовательской деятельности
- Экскурсии в природу
- Проведение экологических праздников
- Работа с родителями
- Художественная деятельность
Методы работы по экологическому воспитанию и образованию
Словесные методы:
Рассказ воспитателя
Беседа
Художественная литература
Наглядные методы:
Наблюдение
Картины/иллюстрации
Показ моделей
Календарь природы
Практические методы:
Труд
Опыты Моделирование
Поисковая деятельность
Экскурсии
Разновидности занятий по экологии
- занятия- наблюдения за животными и растениями;
- занятия по классификации представлений о природе;
- занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
- занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
- занятия- исследования;
- занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
- комплексные занятия.
Игровая деятельность
- Настольно- печатные игры
- Словесные игры
- Подвижные игры
- Творческие игры
- Игры- задания
Модель экологического пространства в ДОУ
Эффективность экологического воспитания дошкольников
Современные образовательные технологии:
Метод проектов дает ребенку возможность
полученные
экспериментировать, синтезировать
знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Моделирование - использование графических моделей в процессе ознакомления с природой.
Календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные явления и события в природе.
Современные образовательные технологии:
- Компьютерные технологии и мультимедийные презентации
- Педагогическая технология развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (авторы О.В. Киреева, под рук. Т.И. Бабаевой)
ЭТАПЫ:
Мотивационно- ориентировочный Содержательно- деятельностный Инициативно- творческий
Современные образовательные технологии:
- Технология организации труда в природе
Современные образовательные технологии:
- Нетрадиционные формы организации образовательной деятельности (КВН, "Блиц- игра", занятия с использованием социально- игровых методов обучения)
- Экскурсии
- Экологическая тропа
- Экологический театр
- Живой уголок
Коллекции и демонстрационные материалы
Библиотека
Книжки- самоделки на тему:
Иллюстрированные книги, энциклопедии, атласы
«Природа глазами детей»
Творческие работы воспитанников
Репродукции картин великих художников- пейзажистов: И.Шишкина, И. Левитана
Природно- климатические зоны
МАКЕТЫ
Тропики
Тундра
Арктика
Лесо- степь
Пустыня
Лаборатория – развитие у детей познавательно – исследовательской деятельности, формирование основ научного мировоззрения.
Работа с родителями
- проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др.) ;
- выезды с детьми на природу;
- участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
- совместное озеленение территории детского сада;
- тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
Работа с родителями
организованная
Специально исследовательская
деятельность
позволяет добывать
нашим воспитанникам
самим
информацию об изучаемых
объектах или
явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение следует отметить, что современные технологии экологического образования — это целостная система экологического воспитания детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!