ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
достоверное
случайное
невозможное
После 5-го мая наступит 6-е мая.
Вечером пойдет дождь.
Ученику 7 класса 11 месяцев от роду.
невозможное
случайное
случайное
достоверное
Пример 1.
События:
Эксперимент Бросание монеты
4040 2048
12000 6019
При многократном повторении опытов возникают закономерности случайных событий.
Пример 3. Подбрасывают монету:
Число подбрасываний
4040
«герб»
2048 (50,69%)
12000
24000
6019 (50,16%)
12012 (50,05%)
Теория вероятностей – раздел математики, изучающий закономерности массовых случайных событий.
противоположными
События А и B называются несовместными , если появление события А исключает появление события B .
Например, при бросании игральной кости:
А – выпало более 4 очков,
В – выпало менее 3 очков.
Случайное событие может произойти в результате некоторых условий или действий (эксперимента, опыта).
В результате эксперимента возможно некоторое множество U исходов (элементарных событий) .
Пример 1. Бросают игральную кость.
U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.
Пример 2 . Бросают монету.
U={ герб , решка }, n=2.
Пример 3. Проводится экзамен.
U={“2”, “3”, “4”, “5”}, n=4.
Пример 1. Бросают игральную кость.
Исходы (элементарные события):
U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.
События:
А: “ выпало четное число очков ”.
Благоприятные исходы:
Х= {2, 4, 6} , m=3
B : “ выпало более двух очков ”.
Благоприятные исходы:
Х= { 3 , 4, 5, 6}, m=4.
Классическое определение вероятности
Вероятность P(A) события A :
Формула Лапласа
m – число благоприятных для А событий,
n – общее число исходов
Пример 1. Бросают игральную кость. Исходы: U={1, 2, 3, 4, 5, 6} , n=6.
B : “ выпало более двух очков ”.
Благоприятные исходы:
Х= { 3 , 4, 5, 6}, m=4.
А: “ выпало четное число очков ”.
Благоприятные исходы:
Х= {2, 4, 6} , m=3
Пример 2 . Бросают две монеты.
U={ ГГ , ГР, РГ, РР }, n= 4 .
Г - герб , Р – решка
События:
А: “ обе монеты выпали одной стороной ”.
Благоприятные исходы:
Х= { ГГ , РР } , m= 2.
B : “ первая монета выпала гербом, вторая - решкой ”.
Благоприятные исходы:
Х= { ГР }, m= 1 .
Пример 3. Проводится экзамен.
Исходы (элементарные события):
U={“2”, “3”, “4”, “5”}, n=4.
События:
А: “ экзамен сдан на положительную оценку ”.
Благоприятные исходы:
Х= { “3”, “4”, “5” } , m= 3.
B : “ сдал на “ хорошо ” или “ отлично ” .
Благоприятные исходы:
Х= { “4”, “5” }, m= 2 .
С: “ получил неудовлетворительную оценку .
Благоприятные исходы:
Х= { “ 2 ” }, m= 1 .
ВЕРОЯТНОСТЬ СОБЫТИЙ
Пусть U - исходы (элементарные события):
U={A 1 , A 2 , …, A n },
Каждому событию A i поставим в соответствие число P(A i ) – вероятность элементарного события A i .
P(A 1 ) + P(A 2 ) +…+ P(A n )=1.
Если
P(A 1 ) = P(A 2 ) =…= P(A n )=1 / n,
то A 1 , A 2 , …, A n – равновозможные события
Пример 1. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных исходов.
Значения суммы очков
1
Вероятности этих значений
2
1/6
3
1/6
4
1/6
5
1/6
6
1/6
1/6
А: “ выпало четное число очков ”.
Благоприятные исходы:
Х= {2, 4, 6} , m=3
P(A) = P(A 2 ) + P(A 4 ) + P(A 6 )= 1/6+ 1/6+ 1/6=3/6=1/2 .
Пример 2. Бросают игральную кость. Вычислить вероятности всех возможных значений суммы очков, выпадающих при подбрасывании двух игральных костей
Значения суммы очков
2
Вероятности этих значений
3
1/36
4
2/36
5
3/36
4/36
6
7
5/36
8
6/36
9
5/36
10
4/36
11
3/36
12
2/36
1/36
СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Суммой (объединением) событий А и В называют событие А+В (А U В), которому благоприятны все исходы, благоприятные хотя бы одному из событий А и В.
Например, при бросании кубика:
А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6}
В – «выпало менее 2 очков» Х= {1}
А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков» Х= {1,5,6}
СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий:
P(A+B)=P(A)+P(B)
Например,
А – «выпало более 4 очков» Х= {5,6}
P(A)=2/6=1/3
В – «выпало менее 2 очков» Х= {1}
P(B)=1/6
А+В – «выпало более 4 или менее 2 очков» Х= {1,5,6}
P(A+B) = P(A)+P(B) = 1/3+1/6 = 1/2
СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар:
1)белый (А): 2)черный (В): 3)синий (С): 4 )красный ( D ):
5) белый или черный (А+В):
6) красный, синий или черный:
СЛОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Пример . В урне 10 белых, 15 черных, 20 синих,12 красных шаров. Найти вероятность того, что вынутый шар:
1)белый (А): 2)черный (В): 3)синий (С): 4 )красный ( D ):
6) красный, синий или черный:
Заметим:
УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Произведением (пересечением) событий А и В называют событие А · В (А ∩ В), которому благоприятны исходы, одновременно благоприятные и событию А и событию В.
Например, при бросании кубика:
А – «выпало более 1 очка» Х= { 2,3,4, 5,6}
В – «выпало менее 5 очков» Х= {1 ,2,3,4 }
А · В – «выпало более 1 и менее 5 очков» Х= { 2,3 , 4 }
УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Вероятность произведения двух независимых событий равна произведению вероятностей этих событий:
P(A · B)=P(A) · P(B)
Например, бросаем кубик два раза:
А – «в первый раз выпало более 4 очков» Х= {5,6}
P(A)=2/6=1/3
В – «во второй раз выпало менее 2 очков» Х= {1}
P(B)=1/6
А · В – «в первый раз выпало более 4 , а во второй - менее 2 очков» Х= {5,6} × {1} = { (5, 1 ) , (6 , 1) }
P(A · B)=P(A) · P(B) = 1/3 × 1/6 = 1/ 18
УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают шар еще раз. Найти вероятность того, что:
1) первый шар – белый, второй – черный.
первый шар – белый, второй – черный:
Обозначим события:
А: первый шар – белый, В: первый шар – черный,
С: второй шар – белый, D : второй шар – черный,
УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Пример . В урне 10 белых и 15 черных шаров. Вынимают один шар, затем возвращают его в урну и вынимают еще раз шар. Найти вероятность того, что:
2) оба шара - белые:
А: первый шар – белый, В: первый шар – черный,
С: второй шар – белый, D : второй шар – черный.
3) шары разного цвета:
СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Задача 1. Три стрелка независимо друг от друга стреляют по цели. Вероятность попадания в цель для первого, второго и третьего стрелков равна 0.75, 0.8, 0.9. Определить вероятность того, что
1)одновременно три стрелка попадут в цель:
2)все стрелки промахнутся:
СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ
Задача 2 . В ящике лежат шары: 4 белых, 10 красных, 8 зеленых, 9 коричневых. Из ящика вынимают один шар. Определить, какова вероятность, что шар окажется цветным (не белым)?
Задача 3. В вопросах к зачету имеются 75% вопросов, на которые студенты знают ответы. Преподаватель выбирает из них два вопроса и задает их студенту. Определить вероятность того, что среди полученных студентом вопросов есть хотя бы один, на который он знает ответ.
Источники
- Виленкин Н.Я. и др. Алгебра и математический анализ для 11 кл.: Учеб.пособие для классов с углубл. изуч. курса математики. М.:Просвещение, 1990.
- Студенецкая В.Н. и др. Математика. 10-11 классы: элективный курс «В мире закономерных случайностей». Волгоград: Учитель, 2007.
- Бунимович Е. А., Булычев В. А. Вероятность и статистика в курсе математики общеобразовательной школы. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
- Бунимович Е. А., Булычев В. А. Учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2002.
- Лютикас В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей. - М.: Просвещение, 1990.
Подготовка к ЕГЭ по физике. Часть 1....
Русская литература 7 класс ФГОС
Немецкий язык 7 класс ФГОС
Электронная тетрадь по информатике 6...
ОБЖ 7 класс ФГОС
Подготовка к ЕГЭ по немецкому языку....
Электронная тетрадь по русской...
Английский язык 5 класс ФГОС
© 2022, Шаварикова Светлана Борисовна 739 26
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы