Жестокий перформанс, который показал, что будет с человеком, который не защищает свои психологические границы
Человек — существо социальное и нуждается в обществе других людей. Однако, помимо социальности, есть индивидуальность. У каждого из нас есть свои интересы, ценности, потребности, которые иногда идут вразрез с интересами, ценностями и потребностями других людей.
Что происходит, когда человек сам не защищает собственные границы, отлично показано в одной истории. Нет, это был не психологический эксперимент.
Это был перформанс. Постановка.
Художница югославка Марина Абрамович в 1974 году организовала мероприятие под названием «Ритм 0».
В зале выставочного центра в Неаполе был поставлен стол, где лежали 72 предмета, как бытовые, так и опасные: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, цветы, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и много чего ещё.
Художница разместила табличку: «Инструкции. На столе 72 объекта, которые вы можете использовать, как хотите. Перформанс Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность. Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».
И зрители сперва робко, а потом всё смелее начали входить во взаимодействие с художницей, применяя предложенные предметы.
Сперва люди целовали Марину, дарили ей цветы, но постепенно осмелели и стали заходить всё дальше.
Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Постепенно окружающие осмелели.
К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь.
Но она была ОБЪЕКТОМ, поэтому просто стояла.
Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту.
Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».
«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Абрамович . — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса.
Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом.
Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».
Когда Марина Абрамович уходила с перформанса, люди старались не смотреть ей в глаза — им было стыдно за всё то, что они творили с ней.
Они обходились с ней, как с предметом, а она была живым человеком. Это стыдно, неправильно, некрасиво. Это травмировало не только саму «жертву», но и «насильников» — тех, кто с ней такое творил. И Марина своей художественной работой показала, что защита границ человеческой личности — важный элемент в том, чтобы людьми могли оставаться все : и те, кого могут обидеть, и те, кто обижает.
Раз и навсегда установить границы — нереально.
Любой новый участник общения непременно будет искать, где границы проходят и проверять их на прочность. Поэтому-то границы не устанавливаются «снаружи», а могут быть удержаны только «изнутри», волей и решимостью человека:
- «Вот это и это для меня важно».
- «Так для меня безопасно».
ПРИТЧА О НАСИЛИИ
Я ПОЛУЧИЛА
СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.
Сегодня не день моего рождения. Да и не какой-то другой особенный день. Вчера мы впервые поссорились ночью.
Его слова были такими жесткими. Я на самом деле обиделась.
Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.
ПРИТЧА О НАСИЛИИ
Я ПОЛУЧИЛА
СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.
Сегодня не наша годовщина или какой-то другой особенный день. Вчера вечером он душил меня, прижав к стене.
Это было похоже на тот ночной кошмар, когда просыпаешься и понимаешь, что это был сон.
Утром болело все тело от его
вчерашних ударов.
Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.
ПРИТЧА О НАСИЛИИ
Я ПОЛУЧИЛА
СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.
Сегодня не Валентинов день или какой-то другой особенный день. Вечером он меня ударил и угрожал, что вообще убьет меня.
После вчерашней ссоры ни макияж, ни длинный рукав, ни косыночка на шее не скрывают ссадины и синяки, которые он мне нанес.
Я не могу сегодня пойти на работу,
Потому что там все поймут, что
произошло.
Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.
ПРИТЧА О НАСИЛИИ
Я ПОЛУЧИЛА
СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ .
Сегодня не день матери или какой-то другой особенный день. Вечером он опять меня бил, но на этот раз намного сильнее .
Если я все-таки его брошу – Что я буду делать? Как я одна выращу детей? А если нам будет не хватать денег?
Я его очень боюсь, но я настолько от
него завишу, что боюсь бросить его.
Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.
ПРИТЧА О НАСИЛИИ
Я ПОЛУЧИЛА
СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.
Сегодня особенный день.
Это день моих похорон.
Вечером он все-таки убил меня. Он меня бил, пока я не умерла.
Если бы я раньше что-то изменила, сегодня бы мне не прислали цветов...
Если конфликта не избежать:
- выбирайте для конфликта пространство, из которого можно
легко выйти избегайте ванной комнаты, кухни;
- избегайте ванной комнаты, кухни, где есть тяжелые, колющие, режущие предметы;
- заранее договоритесь со своими соседями, чтобы они вызывали
полицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры,
или близким другом, если Вы его наберете, но будете молчать;
- заранее продумайте, куда пойдете в случае необходимости побега
из дома
- имейте «ЧС чемоданчик», в котором спрячьте необходимую сумму
денег, книжку с номерами телефонов, паспорт, документы на детей,
квартиру, другие важные бумаги, некоторую одежду, нужные
лекарства
ЕСЛИ СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ, ПОКИДАЙТЕ ДОМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ «ЧС ЧМОДАНЧИК»
- обороняйтесь и защищайте себя, старайтесь не минимизировать шум даже ради спокойствия детей;
- зовите на помощь как можно громче; кричите «Пожар!»;
- уходите с места событий: речь идет о Вашей жизни
- есть убеждение, что физическое наказание является если не самым оптимальным методом выбора для воспитания детей, то, по крайней мере, самым действенным;
- родителей самих били в детстве;
- родители (или один из них) являются зависимыми/созависимыми (в семье есть проблема алкоголизма/ наркомании/ токсикомании/ игромании/ шопомании и т.д.;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, тяжелой (долгой) болезнью, потерей работы, экономическим кризисом, долговой ямой и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
Возраст 0-6 месяцев:
- малоподвижность;
- безразличие к окружающему миру;
- отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
- редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
- боязнь родителей;
- боязнь повышенного тона и резких движений;
- боязнь физического контакта со взрослыми;
- постоянная беспричинная настороженность;
- плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
- испуг или подавленность при попытке взрослых поиграть с ребенком или взять на руки .
Возраст 1,5 – 3 года:
- боязнь взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет:
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
- пассивная реакция на боль;
- болезненное отношение к замечаниям, критике;
- псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
- негативизм, агрессивность;
- лживость, воровство;
- жестокость по отношению к животным, растениям, младшим, старикам
Младший школьный возраст:
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- неумение противостоять напору окружающих;
- одиночество, отсутствие друзей;
- боязнь идти домой после школы
Подростковый возраст:
- побеги из дома, пропуски школьных
занятий, самоизоляция;
- склонность к самоповреждениям,
суицидальные попытки;
- делинквентное поведение;
- употребления алкоголя, наркотиков;
- занятия экстремальными видами спорта.
Основными особенностями поведения агрессора являются:
- отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с близким;
- противоречивые, путаные объяснения причин травм у близких;
- обвинение в травмах самого пострадавшего;
- позднее обращение или не обращение за медицинской помощью вообще;
- необоснованная агрессия по отношению к персоналу, оказывающему помощь/либо напротив мягкое, интеллигентное поведение на фоне ступора пострадавшего;
- большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у пострадавшего повреждениям.;
- публичные оскорбления, унижения, язвительность по отношению к пострадавшему;
- постоянное сравнение с другими не в пользу пострадавшего, сверхкритичное отношение к нему
При анализе сети социальных контактов семьи выделяют две различные системы поддержки – естественные и формальные .
- естественные системы поддержки
- родственники
- друзья, коллеги, соседи
- различные неформальные группы (спортивные, религиозные, клубы ...).
- формальные системы поддержки
- органы социальной помощи
- учреждения здравоохранения
- школы
- различные детские учреждения
- реабилитационные центры
Отличительные черты социальной сети неблагополучной семьи:
малая наполненность, неравномерность ( сектор родственников уменьшился или отсутствует, сектор друзей уменьшился или отсутствует, сектор неформальных групп отсутствует).
один «Спаситель» на большое количество членов семьи ( один или два человека поддерживает семью, часто это бабушка, тетя или один из родственников).