СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ЭСПЕРИМЕНТ С ЧЕЛОВЕКОМ"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Иногда бывает сложно понять природу жестокости в принципе. Еще сложнее - говорить об этом с детьми.

Однажды со старшими детьми-подростками я решила поговорить так... Это непростой разговор. Нужно быть очень чутким и внимательным...

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ЭСПЕРИМЕНТ С ЧЕЛОВЕКОМ"»

Жестокий перформанс, который показал, что будет с человеком, который не защищает свои психологические границы

Жестокий перформанс, который показал, что будет с человеком, который не защищает свои психологические границы

 Человек — существо социальное и нуждается в обществе других людей. Однако, помимо социальности, есть индивидуальность. У каждого из нас есть свои интересы, ценности, потребности, которые иногда идут вразрез с интересами, ценностями и потребностями других людей.  Что происходит, когда человек сам не защищает собственные границы, отлично показано в одной истории. Нет, это был не психологический эксперимент. Это был перформанс. Постановка.

Человек — существо социальное и нуждается в обществе других людей. Однако, помимо социальности, есть индивидуальность. У каждого из нас есть свои интересы, ценности, потребности, которые иногда идут вразрез с интересами, ценностями и потребностями других людей.

Что происходит, когда человек сам не защищает собственные границы, отлично показано в одной истории. Нет, это был не психологический эксперимент.

Это был перформанс. Постановка.

 Художница югославка Марина Абрамович в 1974 году организовала мероприятие под названием «Ритм 0».  В зале выставочного центра в Неаполе был поставлен стол, где лежали 72 предмета, как бытовые, так и опасные: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, цветы, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и много чего ещё.

Художница югославка Марина Абрамович в 1974 году организовала мероприятие под названием «Ритм 0».

В зале выставочного центра в Неаполе был поставлен стол, где лежали 72 предмета, как бытовые, так и опасные: перья, спички, нож, гвозди, цепи, ложка, вино, мед, сахар, мыло, цветы, кусок торта, соль, коробка с лезвиями, металлическая труба, скальпель, спирт и много чего ещё.

Художница разместила табличку:  «Инструкции.  На столе 72 объекта, которые вы можете использовать, как хотите.  Перформанс  Я — объект.  В течение этого времени я беру на себя полную ответственность.  Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».

Художница разместила табличку: «Инструкции. На столе 72 объекта, которые вы можете использовать, как хотите. Перформанс Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность. Продолжительность: 6 часов (20:00 — 2:00)».

 И зрители сперва робко, а потом всё смелее начали входить во взаимодействие с художницей, применяя предложенные предметы.   Сперва люди целовали Марину, дарили ей цветы, но постепенно осмелели и стали заходить всё дальше.

И зрители сперва робко, а потом всё смелее начали входить во взаимодействие с художницей, применяя предложенные предметы.

Сперва люди целовали Марину, дарили ей цветы, но постепенно осмелели и стали заходить всё дальше.

Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Постепенно окружающие осмелели.  К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь.   Но она была ОБЪЕКТОМ, поэтому просто стояла.

Присутствующий на перформансе искусствовед Томас МакЭвили писал: «Все началось невинно. Кто-то повернул ее, другой потянул за руку, кто-то дотронулся уже более интимно. Постепенно окружающие осмелели.

К третьему часу вся ее одежда была изрезана лезвиями, а к четвертому лезвия добрались и до ее кожи. Кто-то надрезал ее горло и пил кровь.

Но она была ОБЪЕКТОМ, поэтому просто стояла.

 Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту.  Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».

Столкнувшись с ее безволием, нашлись люди, которые встали на ее защиту.

Когда один из мужчин приставил к виску Марины заряженный пистолет, положив на курок ее собственный палец, между зрителями разразилась драка».

 «Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, —  вспоминает Абрамович . — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса.  Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом.  Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».

«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть, — вспоминает Абрамович . — Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса.

Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах, голая пошла навстречу зрителям, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я „ожила“ — перестала быть их игрушкой и начала управлять своим телом.

Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».

 Когда Марина Абрамович уходила с перформанса, люди старались не смотреть ей в глаза — им было стыдно за всё то, что они творили с ней.  Они обходились с ней, как с предметом, а она была живым человеком. Это стыдно, неправильно, некрасиво. Это травмировало не только саму «жертву», но и «насильников» — тех, кто с ней такое творил. И Марина своей художественной работой показала, что защита границ человеческой личности — важный элемент в том, чтобы людьми могли оставаться все : и те, кого могут обидеть, и те, кто обижает.

Когда Марина Абрамович уходила с перформанса, люди старались не смотреть ей в глаза — им было стыдно за всё то, что они творили с ней.

Они обходились с ней, как с предметом, а она была живым человеком. Это стыдно, неправильно, некрасиво. Это травмировало не только саму «жертву», но и «насильников» — тех, кто с ней такое творил. И Марина своей художественной работой показала, что защита границ человеческой личности — важный элемент в том, чтобы людьми могли оставаться все : и те, кого могут обидеть, и те, кто обижает.

 Раз и навсегда установить границы — нереально.  Любой новый участник общения непременно будет искать, где границы проходят и проверять их на прочность. Поэтому-то границы не устанавливаются «снаружи», а могут быть удержаны только «изнутри», волей и решимостью человека: «Вот это и это для меня важно».  «Так для меня безопасно».

Раз и навсегда установить границы — нереально.

Любой новый участник общения непременно будет искать, где границы проходят и проверять их на прочность. Поэтому-то границы не устанавливаются «снаружи», а могут быть удержаны только «изнутри», волей и решимостью человека:

  • «Вот это и это для меня важно».
  • «Так для меня безопасно».
ПРИТЧА О НАСИЛИИ Я ПОЛУЧИЛА  СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ

Я ПОЛУЧИЛА

СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

 Сегодня не день моего рождения. Да и не какой-то другой особенный день. Вчера мы впервые поссорились ночью.   Его слова были такими жесткими. Я на самом деле обиделась.  Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

Сегодня не день моего рождения. Да и не какой-то другой особенный день. Вчера мы впервые поссорились ночью.

Его слова были такими жесткими. Я на самом деле обиделась.

Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ Я ПОЛУЧИЛА  СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ

Я ПОЛУЧИЛА

СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

 Сегодня не наша годовщина или какой-то другой особенный день. Вчера вечером он душил меня, прижав к стене.   Это было похоже на тот ночной кошмар, когда просыпаешься и понимаешь, что это был сон.   Утром болело все тело от его вчерашних ударов.  Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

Сегодня не наша годовщина или какой-то другой особенный день. Вчера вечером он душил меня, прижав к стене.

Это было похоже на тот ночной кошмар, когда просыпаешься и понимаешь, что это был сон.

Утром болело все тело от его

вчерашних ударов.

Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ Я ПОЛУЧИЛА  СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ

Я ПОЛУЧИЛА

СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

 Сегодня не Валентинов день или какой-то другой особенный день. Вечером он меня ударил и угрожал, что вообще убьет меня.   После вчерашней ссоры ни макияж, ни длинный рукав, ни косыночка на шее не скрывают ссадины и синяки, которые он мне нанес.   Я не могу сегодня пойти на работу, Потому что там все поймут, что произошло.  Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

Сегодня не Валентинов день или какой-то другой особенный день. Вечером он меня ударил и угрожал, что вообще убьет меня.

После вчерашней ссоры ни макияж, ни длинный рукав, ни косыночка на шее не скрывают ссадины и синяки, которые он мне нанес.

Я не могу сегодня пойти на работу,

Потому что там все поймут, что

произошло.

Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ Я ПОЛУЧИЛА  СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ .

ПРИТЧА О НАСИЛИИ

Я ПОЛУЧИЛА

СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ .

 Сегодня не день матери или какой-то другой особенный день. Вечером он опять меня бил, но на этот раз намного сильнее .   Если я все-таки его брошу – Что я буду делать? Как я одна выращу детей? А если нам будет не хватать денег?   Я его очень боюсь, но я настолько от него завишу, что боюсь бросить его.  Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

Сегодня не день матери или какой-то другой особенный день. Вечером он опять меня бил, но на этот раз намного сильнее .

Если я все-таки его брошу – Что я буду делать? Как я одна выращу детей? А если нам будет не хватать денег?

Я его очень боюсь, но я настолько от

него завишу, что боюсь бросить его.

Но я знаю, что он сожалеет. Ведь сегодня он прислал мне цветы.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ Я ПОЛУЧИЛА  СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

ПРИТЧА О НАСИЛИИ

Я ПОЛУЧИЛА

СЕГОДНЯ ЦВЕТЫ.

 Сегодня особенный день.   Это день моих похорон.   Вечером он все-таки убил меня. Он меня бил, пока я не умерла.  Если бы я раньше что-то изменила, сегодня бы мне не прислали цветов...

Сегодня особенный день.

Это день моих похорон.

Вечером он все-таки убил меня. Он меня бил, пока я не умерла.

Если бы я раньше что-то изменила, сегодня бы мне не прислали цветов...

Если конфликта не избежать: выбирайте для конфликта пространство, из которого можно легко выйти избегайте ванной комнаты, кухни; - избегайте ванной комнаты, кухни, где есть тяжелые, колющие, режущие предметы; заранее договоритесь со своими соседями, чтобы они вызывали полицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры, или близким другом, если Вы его наберете, но будете молчать; заранее продумайте, куда пойдете в случае необходимости побега  из дома имейте «ЧС чемоданчик», в котором спрячьте необходимую сумму  денег, книжку с номерами телефонов, паспорт, документы на детей, квартиру, другие важные бумаги, некоторую одежду, нужные лекарства ЕСЛИ СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ, ПОКИДАЙТЕ ДОМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ «ЧС ЧМОДАНЧИК»

Если конфликта не избежать:

  • выбирайте для конфликта пространство, из которого можно

легко выйти избегайте ванной комнаты, кухни;

- избегайте ванной комнаты, кухни, где есть тяжелые, колющие, режущие предметы;

  • заранее договоритесь со своими соседями, чтобы они вызывали

полицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры,

или близким другом, если Вы его наберете, но будете молчать;

  • заранее продумайте, куда пойдете в случае необходимости побега

из дома

  • имейте «ЧС чемоданчик», в котором спрячьте необходимую сумму

денег, книжку с номерами телефонов, паспорт, документы на детей,

квартиру, другие важные бумаги, некоторую одежду, нужные

лекарства

ЕСЛИ СИТУАЦИЯ КРИТИЧЕСКАЯ, ПОКИДАЙТЕ ДОМ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ НЕ УДАЛОСЬ ВЗЯТЬ «ЧС ЧМОДАНЧИК»

- обороняйтесь и защищайте себя, старайтесь не минимизировать шум даже ради спокойствия детей; - зовите на помощь как можно громче; кричите «Пожар!»; - уходите с места событий: речь идет о Вашей жизни

- обороняйтесь и защищайте себя, старайтесь не минимизировать шум даже ради спокойствия детей;

- зовите на помощь как можно громче; кричите «Пожар!»;

- уходите с места событий: речь идет о Вашей жизни

есть убеждение, что физическое наказание является если не самым оптимальным методом выбора для воспитания детей, то, по крайней мере, самым действенным; родителей самих били в детстве; родители (или один из них) являются зависимыми/созависимыми (в семье есть проблема алкоголизма/ наркомании/ токсикомании/ игромании/ шопомании и т.д.; родители (или один из них) имеют психические заболевания; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, тяжелой (долгой) болезнью, потерей работы, экономическим кризисом, долговой ямой и др.; родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития; дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
  • есть убеждение, что физическое наказание является если не самым оптимальным методом выбора для воспитания детей, то, по крайней мере, самым действенным;
  • родителей самих били в детстве;
  • родители (или один из них) являются зависимыми/созависимыми (в семье есть проблема алкоголизма/ наркомании/ токсикомании/ игромании/ шопомании и т.д.;
  • родители (или один из них) имеют психические заболевания;
  • нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
  • родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, тяжелой (долгой) болезнью, потерей работы, экономическим кризисом, долговой ямой и др.;
  • родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
  • дети имеют особенности: недоношенность в анамнезе, наличие соматических или психических заболеваний; они гиперактивны, неусидчивы.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка. Возраст 0-6 месяцев: малоподвижность; безразличие к окружающему миру; отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы; редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.

Возраст 0-6 месяцев:

  • малоподвижность;
  • безразличие к окружающему миру;
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
  • редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
Возраст 6 месяцев – 1,5 года: боязнь родителей; боязнь повышенного тона и резких движений; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых поиграть с ребенком или взять на руки . Возраст 1,5 – 3 года:  боязнь взрослых;  редкие проявления радости, плаксивость;  реакция испуга на плач других детей;  крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 6 месяцев – 1,5 года:

  • боязнь родителей;
  • боязнь повышенного тона и резких движений;
  • боязнь физического контакта со взрослыми;
  • постоянная беспричинная настороженность;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
  • испуг или подавленность при попытке взрослых поиграть с ребенком или взять на руки .

Возраст 1,5 – 3 года:

  • боязнь взрослых;
  • редкие проявления радости, плаксивость;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
Возраст 3 года – 6 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным, растениям, младшим, старикам

Возраст 3 года – 6 лет:

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
  • пассивная реакция на боль;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике;
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
  • негативизм, агрессивность;
  • лживость, воровство;
  • жестокость по отношению к животным, растениям, младшим, старикам
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; неумение противостоять напору окружающих; одиночество, отсутствие друзей; боязнь идти домой после школы Подростковый возраст: побеги из дома, пропуски школьных  занятий, самоизоляция; склонность к самоповреждениям,  суицидальные попытки; делинквентное поведение; употребления алкоголя, наркотиков; занятия экстремальными видами спорта.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;
  • неумение противостоять напору окружающих;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • боязнь идти домой после школы

Подростковый возраст:

  • побеги из дома, пропуски школьных

занятий, самоизоляция;

  • склонность к самоповреждениям,

суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;
  • употребления алкоголя, наркотиков;
  • занятия экстремальными видами спорта.
Основными особенностями поведения агрессора являются: отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с близким; противоречивые, путаные объяснения причин травм у близких; обвинение в травмах самого пострадавшего; позднее обращение или не обращение за медицинской помощью вообще; необоснованная агрессия по отношению к персоналу, оказывающему помощь/либо напротив мягкое, интеллигентное поведение на фоне ступора пострадавшего; большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у пострадавшего повреждениям.; публичные оскорбления, унижения, язвительность по отношению к пострадавшему; постоянное сравнение с другими не в пользу пострадавшего, сверхкритичное отношение к нему

Основными особенностями поведения агрессора являются:

  • отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с близким;
  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у близких;
  • обвинение в травмах самого пострадавшего;
  • позднее обращение или не обращение за медицинской помощью вообще;
  • необоснованная агрессия по отношению к персоналу, оказывающему помощь/либо напротив мягкое, интеллигентное поведение на фоне ступора пострадавшего;
  • большее внимание собственным проблемам, нежели имеющимся у пострадавшего повреждениям.;
  • публичные оскорбления, унижения, язвительность по отношению к пострадавшему;
  • постоянное сравнение с другими не в пользу пострадавшего, сверхкритичное отношение к нему

При анализе сети социальных контактов семьи выделяют две различные системы поддержки – естественные и формальные .  естественные системы поддержки  родственники друзья, коллеги, соседи различные неформальные группы (спортивные, религиозные, клубы ...).  формальные системы поддержки органы социальной помощи  учреждения здравоохранения школы  различные детские учреждения  реабилитационные центры  Отличительные черты социальной сети неблагополучной семьи: малая наполненность, неравномерность ( сектор родственников уменьшился или отсутствует, сектор друзей уменьшился или отсутствует, сектор неформальных групп отсутствует).  один «Спаситель» на большое количество членов семьи ( один или два человека поддерживает семью, часто это бабушка, тетя или один из родственников).

При анализе сети социальных контактов семьи выделяют две различные системы поддержки – естественные и формальные .

  • естественные системы поддержки
  • родственники
  • друзья, коллеги, соседи
  • различные неформальные группы (спортивные, религиозные, клубы ...).

  • формальные системы поддержки
  • органы социальной помощи
  • учреждения здравоохранения
  • школы
  • различные детские учреждения
  • реабилитационные центры

Отличительные черты социальной сети неблагополучной семьи:

малая наполненность, неравномерность ( сектор родственников уменьшился или отсутствует, сектор друзей уменьшился или отсутствует, сектор неформальных групп отсутствует).

один «Спаситель» на большое количество членов семьи ( один или два человека поддерживает семью, часто это бабушка, тетя или один из родственников).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!