СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация - Есть ли у красоты свои законы

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительный материал в виде презентации для урока по искусству в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Презентация - Есть ли у красоты свои законы»

КОМПЛЕКС Уроков по Искусству Урок 20.  Есть ли у красоты свои законы? КомплексУроков.РФ

КОМПЛЕКС Уроков по Искусству

Урок 20. Есть ли у красоты

свои законы?

КомплексУроков.РФ

Владимир Сапронов У красоты свои законы У красоты свои законы.  Внезапно душу обожгла!  И я шепчу: «Сошла с иконы»  О той, что с поезда сошла.   Она цены себе не знает:  Идёт – как будто бы светя,  В её глазах любовь сияет,  И на руках её – дитя!   Качнувшись, тронулись вагоны.  И вслед шепчу я из окна:  «О, нет! Не ты сошла с иконы –  С тебя написана она!» 

Владимир Сапронов

У красоты свои законы

У красоты свои законы. Внезапно душу обожгла! И я шепчу: «Сошла с иконы» О той, что с поезда сошла. Она цены себе не знает: Идёт – как будто бы светя, В её глазах любовь сияет, И на руках её – дитя! Качнувшись, тронулись вагоны. И вслед шепчу я из окна: «О, нет! Не ты сошла с иконы – С тебя написана она!» 

Задание на урок «Собрать» формулу красоты в виде кластера … … … … … 3

Задание на урок

  • «Собрать» формулу красоты в виде кластера

3

Главные,  общие  для  всех  видов  искусства   законы,  определяющие  прекрасное,   основаны на  гармонии. Гармония  (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого У  красоты действительно  есть  свои законы!  Архитектурное  сооружение (храм или  просто  изба),  живописная картина  или  произведение  графики, скульптуры  или  изделие  народных умельцев,  старинное  песнопение  или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное  сочинение для  симфонического оркестра – все они созданы по законам  красоты. Джотто. Оплакивание Христа 3

Главные,  общие  для  всех  видов  искусства  законы,  определяющие  прекрасное,  основаны на  гармонии.

Гармония (греч. harmonia) — это созвучие, согласие, соразмерность, соподчиненность частей целого

У  красоты действительно  есть  свои законы!  Архитектурное  сооружение (храм или  просто  изба),  живописная картина  или  произведение  графики, скульптуры  или  изделие  народных умельцев,  старинное  песнопение  или народная песня, спектакль, кинофильм или крупное  сочинение для  симфонического оркестра – все они созданы по законам  красоты.

Джотто. Оплакивание Христа

3

Гармония  изначально  свойственна миру  и  всем  его  составляющим.  Ее лишь  надо  уметь  увидеть  и  извлечь, как  это  делают  художник  и  ученый, которые  в  большей  мере,  чем  другие люди,  чувствуют  гармонию.

Гармония  изначально  свойственна миру  и  всем  его  составляющим.  Ее лишь  надо  уметь  увидеть  и  извлечь, как  это  делают  художник  и  ученый, которые  в  большей  мере,  чем  другие люди,  чувствуют  гармонию.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и благозвучие Космоса. Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке. Пифагор 3

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры.

Симметрия, пропорции, ритм тесно связаны с математикой. Не случайно древнегреческий философ и математик Пифагор и его последователи утверждали, что все прекрасно благодаря числу. Они создали учение о гармонии сфер, утверждая, что расстояния между планетами соответствуют числовым отношениям музыкальной гаммы, определяющей целостность и

благозвучие Космоса.

Древние греки, открывшие понятие гармонии, тесно связывали ее с понятием меры. «Меру во всем соблюдай», — советовали древнегреческие мудрецы. Мера заставляла постоянно выявлять внутренние связи через симметрию, пропорции, ритм — базовые понятия и в природе, и в искусстве, и в науке.

Пифагор

3

Симметрию  как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Симметрию как признак живого организма привыкли воспринимать в качестве организующего мир начала. Все симметричное привычно, приятно глазу и потому оценивается как красивое. В искусстве симметрия находит выражение в композиционном построении произведений.

Композиция  — мощное средство выразительности в любом виде искусства. Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения. Композиция  (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве — построение, внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей. Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения. Мирон. Дискобол 3

Композициямощное средство выразительности в любом виде искусства.

Часто именно композиционное решение передает пафос художественного произведения.

Композиция (от лат. composito — сочинение, составление, соединение, примирение) в искусстве — построение,

внутренняя структура произведения, его целостность и соразмерность составляющих частей.

Пропорции строения тела человека в Античности определяли красоту и пропорциональность греческой архитектуры. Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция — пропорция золотого сечения, применявшаяся со времен Античности. Лучшие произведения искусства — архитектуры, музыки, живописи, литературы — построены по правилам золотого сечения.

Мирон. Дискобол

3

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорция —  пропорция золотого сечения , применявшаяся со времен Античности .

Особенно важную роль в искусстве играет золотая пропорцияпропорция золотого сечения , применявшаяся со времен Античности .

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

Золотое сечение получается при делении отрезка на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей длине отрезка. Если разделить отрезок пополам, он будет казаться слишком застывшим, безжизненным. Если место деления отрезка слишком сильно приближено к одному из его концов, то создастся впечатление неуравновешенности, беспокойства. Только золотое сечение вселяет одновременно чувства покоя и жизненной силы и потому воспринимается как прекрасное.

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.). 3

Одним из красивейших произведений древнегреческой архитектуры является Парфенон (V в. до н. э.).

3

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность — признак красоты. В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения .

Музыкальная гамма разбита на пропорциональные части, она в буквальном смысле слова пронизана пропорциями, а пропорциональность — признак красоты. В музыке кульминация произведения, как правило, находится в точке золотого сечения .

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма. Биоритмы — условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов. 3

Ритм в искусстве определяет характер композиции. Но ритм является и характерным свойством любого живого организма.

Биоритмы — условие его существования. Ритм есть во всем, что зависит от времени. Это своего рода мера времени и закономерность процессов. В природе буквально все подчинено ритму: смена дня и ночи, времен года, фаз луны и т. д. Типичный признак ритма — определенная закономерность в повторяемости явлений, форм, элементов.

3

Веласкес. Сдача Бреды

Ритм вдыхает жизнь и в произведение искусства! Именно благодаря ритму частей, составляющих целое произведение, мы улавливаем его характер: спокойный или тревожный, величественный или суетливый. Ритм передает движение.

В картине  Веласкеса "Сдача Бреды"  ритм — одно из главных средств выражения идейного замысла автора. В картине использован принцип антитезы: противопоставлены друг другу два войска — голландское и испанское. Изображён момент передачи ключа от города Бреды голландским полководцем Юстино Нассау испанскому полководцу Амбросио Спиноле 2 июня 1625 года. Веласкес с уважением изображает голландских воинов, проявивших стойкость и мужество при длительной обороне своей крепости. Голландцы добились права покинуть город с оружием в руках и развёрнутыми знаменами. Из уважения к мужеству и доблести противника Спинола спешился, снял шляпу и, вытянув вперед руку, не позволяет Нассау стать на колени. Основную причину победы испанских войск Веласкес видит в организованности, дисциплине профессиональной испанской армии. Мысль о превосходстве организованной испанской армии над голландским ополчением ярко выражена ритмом картины, проявляющемся в повторах одежд, поз, лиц, оружия и т. д. Испанские военачальники в латах, воины в похожей одежде, почти в униформе. У испанцев схожие прически, усы, выражения лиц. Они образуют организованный строй, стоя тесно, единой сплочённой массой. Неорганизованность и стихийность голландского ополчения передана разнообразием одежд, поз голландцев. Каждый голландец индивидуален. Несмотря на значительность момента, регламентированность процедуры передачи ключей, голландцы не соблюдают воинского строя: один стоит спиной к зрителю, другой боком, молодой человек в белом разговаривает с товарищем по оружию, надев шляпу на свой мушкет. Да и другие голландцы держат оружие произвольно.  Напротив, монолитность, дисциплинированность испанской армии, её упорядоченный строй подчёркнут стройным, величественным ритмом копий, взметнувшихся вверх. Недаром старое название картины — "Копья". В картине есть и ещё один ритм — ритм симметричных групп. Слева голландское войско, справа — испанское, в центре — пустое пространство, пауза. При симметричном построении картины внимание всех действующих лиц обычно обращено на происходящее в центре, что подчёркивает его значимость. Поэтому подобный ритм часто применяют, если хотят передать торжественность момента. Здесь этот ритм подчёркивает торжественность события передачи ключа от Бреды, изображённого как раз в центре картины. Склонённые фигуры полководцев в центре напоминают триумфальную арку, символизирующую победу.

3

В этой картине Гойя с помощью ритма характеризует силу власти как бездушную машину насилия, подавляющую любое сопротивление ей. На картине изображён расстрел испанских повстанцев оккупационными войсками Наполеона. Французские солдаты армии Мюрата стоят плотно, как стена, они изображены почти со спины, мы не видим их лиц — это безликая, бездушная машина. Ритм положений ног, склонённых поз французских солдат, целящихся в повстанцев; ритм высоких киверов, сабель, ранцев на спинах солдат; ритм ощетинившихся ружейных стволов со штыками создают напряжение, подчёркивают организованность, агрессивность и беспощадность наполеоновской армии. Французские солдаты стоят в тени, в сумраке ночи — это представители тёмных, враждебных сил. Повстанцы ярко освещены светом фонаря, поставленного на землю. Это светлые силы свободы и справедливости. Они и стоят у холма, символизирующего высоту их духа. На повстанце, воздевшем к небу руки, белая рубаха, что символизирует как чистоту его идеалов, так и близость к гибели, смерти. Цвет его ярко-жёлтых штанов тоже символичен: этот цвет солнца, божественной сущности. Повстанец прикрывает своим телом нескольких других расстреливаемых. На его руках — стигматы, следы крестных мук Спасителя за всех людей, направления рук и ног образуют форму андреевского креста, на котором был распят апостол Андрей. Гойя тем самым поднял этот образ до библейских высот, освятил борьбу своего народа за освобождение от иноземного ига.

Ф.Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года

3

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). Здесь действующие лица расположены в два яруса, что позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными. Ф. Ходлер. «Выступление Йенских студентов в 1813 г.» 3

Фрески Ходлера в полной мере отразили масштаб его дарования. Наиболее ранняя — «Отступление при Мариньяно» (1896—1900) — написана на исторический сюжет и по стилю во многом похожа на «Процессию швейцарских героев-знаменосцев» (те же яркость цвета и неподвижность поз, чеканный рисунок и мужественное благородство настроения). Ещё более строго выполнена фреска «Выступление йенских студентов в 1813 г.» (1908). Здесь действующие лица расположены в два яруса, что позволило художнику соединить персонажей в композиционное целое по принципу параллелизма. Страстная суровость и огромный энергетический заряд делают все монументальные композиции мастера необычайно притягательными.

Ф. Ходлер. «Выступление Йенских студентов в 1813 г.»

3

К. П. Брюллов в картине

К. П. Брюллов в картине "Последний день Помпеи"  при помощи пересекающихся ритмических линий создаёт впечатление хаоса, сумятицы, царящих в огромной толпе. Одну ритмическую диагональ составляют линии, параллельные линиям падающих с крыши статуй: вытянутая вверх рука отца, которого несут сыновья, склонённая влево семейная группа с маленьким ребенком, склонившаяся в ту же сторону дочь в группе матери с дочерьми в левом углу картины. Каждая из этих линий продолжена позами других персонажей. Этот ритм пересекает другой, встречный ему. Он создаётся из линии руки девушки в левом углу картины и воздетой вверх руки отца из семейной группы с маленьким ребенком, позой отца в зелёной тоге. Пересечение этих ритмов хорошо видно в группе Плиния Младшего и его матери в правом углу картины. Третий, пересекающийся с двумя другими ритм, — вертикальный. Его образуют стены зданий. Именно такое разнообразие пересекающихся ритмов и создаёт впечатление хаоса, придаёт напряжённость и динамизм всему действию.

К. П. Брюллов."Последний день Помпеи"

3

Музыкальный ритм имеет свои особенности. В музыке ритм в широком смысле слова определяет композицию — форму музыкального произведения. Отраженные в музыке эмоции способны к стремительным и даже мгновенным переходам. Например, при смене композиционных разделов композитор свободно переходит от одной эмоции к другой, подобно тому как писатель или кинорежиссер свободно переносит читателя, зрителя на несколько лет вперед или назад, от истории одного персонажа к приключениям другого.

Вместе с тем при постепенном, психологически мотивированном переходе композитор часто использует

знания временных законов связи жизненных эмоций. Одни эмоции подвижны, изменчивы, другие отличаются постоянством. Эта глубина погружения в эмоциональное состояние и находит отражение в музыке. Логика эмоциональных переходов часто отражается в форме произведения, пропорциях его частей.

В узком смысле слово «ритм» подразумевает ритмический рисунок — последовательность звуков разной длительности, определяющую характер мелодии. Например, пунктирный ритм характерен для маршевой, энергичной музыки, а мерное чередование ровных длительностей — для колыбельной песни.

3

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки. Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки. тамтамы 3

Каждая эпоха вносит свои музыкальные ритмы, связанные с деятельностью человека. Под их влиянием богаче стали ритмы классической, современной музыки.

Наряду с ритмами работающих машин, стука колес бегущих поездов, всевозможных сигналов музыка может передать и «застывшее время» космоса, Вселенной, стихию мерцающих звезд. В мировом эфире границ не существует. И часто именно ритмы становятся посланцами культур. Достоянием всего человечества стали ритмы народов Африки, коренных народов Америки.

тамтамы

3

«Неоконченная симфония» Ф. Шуберта 1-ю часть Симфонии № 40 В.-А.Моцарта

«Неоконченная симфония»

Ф. Шуберта

1-ю часть Симфонии № 40

В.-А.Моцарта

Художественно-творческое задание Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Подготовьте сообщение на тему : «Пропорции золотого сечения в искусстве и жизни»

Художественно-творческое задание

  • Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др.
  • Подготовьте сообщение на тему : «Пропорции золотого сечения в искусстве и жизни»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!