Тема: Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников.
Презентацию подготовила:
учитель высшей категории ,
МОБУ СОШ №7 пгт Прогресс,
Водолагина Елена Юрьевна
Этапы читательской подготовки
Класс
Подготовительный
1 класс
Начальный
2 класс
Основной
3 класс
Заключительный
4 класс
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением.
Круг детского чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
- детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении;
- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;
Виды библиотечно-библиографической помощи
- книжная выставка;
- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях волшебстве;
- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;
- рисунок (иллюстрация);
- рекомендательный плакат
- обложка;
- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы
- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;
- надписи;
- страницы;
- заглавие (книги, произведения);
- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей
- фамилия автора;
- понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник;
- темы чтения;
- книжная выставка.
Виды упражнений:
1. упражнения в орфоэпическом произношении
(чистоговорки, скороговорки);
2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову
и являющиеся предпосылкой правильного чтения;
3. упражнения, развивающие оперативное
поле зрения и память (жужжащее чтение);
4. упражнения, развивающие гибкость
и скорость чтения вслух и про себя.
Техники игрового обучения:
1. « игра в прятки » ;
2. « мнимое слово » ;
3. чтение за « диктором » ;
4. синхронное чтение « буксиром » ;
5. « подскажи словечко » .
Средства обучения:
1. наглядные пособия;
2. демонстрационные картины;
3. учебные таблицы;
4. иллюстрационный материал для
словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок;
5. книги;
6. электронные презентации.
Сайт «Мультиурок»
( http :// multiurok . ru / id 67316680 )
Этапы читательской подготовки
Класс
Подготовительный
1 класс
Начальный
2 класс
Основной
3 класс
Заключительный
4 класс
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевают умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений.
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением;
Виды библиотечно-библиографической помощи
Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения
- дифференциация тематики чтения по жанрам;
Основные понятия
- усложненный рекомендательный плакат;
- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;
- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1 500 слов
- книжная выставка – авторская и тематическая;
- название книги (заглавие, фамилия автора);
- картотека обложек
- переплет, корешок;
- оглавление (содержание);
понятия, которые будут углубляться:
- сборник – авторский и тематический;
- темы чтения;
- картотека, карточка ( на книгу)
Организационно-методические правила:
1. Оценивание результатов читательской деятельности
как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки.
2. Подбор книг по теме.
3. Развитие оперативной памяти.
Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.
Они состоят из наборов по шесть предложений в каждом.
Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы
(первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв;
в последнем предложении последнего набора – 46 букв).
Время работы со всеми наборами – примерно два месяца.
4. Прием жужжащего чтения, заимствованного в школах Монгольской республики.
Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно
перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой
урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, сто дети
открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения.
И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается
в объеме 5*4*5=100 минут.
Этапы читательской подготовки
Класс
Подготовительный
1 класс
Начальный
2 класс
Основной
3 класс
Заключительный
4 класс
Основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
Виды библиотечно-библиографической помощи
- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);
Основные понятия
- детский журнал, газета (по выбору учителя); вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран
- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;
- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;
- рекомендательный список;
- тема чтения;
- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр - авторы
- тематическая картотека
- книга, соответствующая теме;
- книга, соответствующая личным возможностям;
- титульный лист;
- предисловие;
- послесловие;
- прикнижная аттестация.
К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.
В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги.
писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);
писатель – тема (О чем пишет Б. Житков – О животных);
тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);
писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).
Развитие читательской памяти и кругозора позволяет детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.
Этапы читательской подготовки
Класс
Подготовительный
1 класс
Начальный
2 класс
Основной
3 класс
Заключительный
4 класс
Заключительный этап – это этап формирования у детей
читательских предпочтений и интересов на базе полученных
за годы обучения знаний о книгах и умений с ними
самостоятельно действовать.
Круг чтения
Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности
- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;
- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;
Виды библиотечно-библиографической помощи
- детская периодическая печать;
- печатный рекомендательный указатель книг;
- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;
- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах
Основные понятия
- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;
- каталог
- возможные цели чтения;
- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги
- доступный круг чтения;
- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;
- периодическая печать;
- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека
Цель: кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.
Формы работы :
- дискуссии;
- диспуты;
- литературные праздники;
- встречи с интересными людьми;
- конкурсы сочинений на заданную тему.
Спасибо за внимание!