СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников" Выступление на ММО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников" Выступление на ММО 3.11.23г

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников" Выступление на ММО»

Тема: Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников. Презентацию подготовила: учитель высшей категории ,  МОБУ СОШ №7 пгт Прогресс, Водолагина Елена Юрьевна

Тема: Этапы формирования читательской активности и самостоятельности младших школьников.

Презентацию подготовила:

учитель высшей категории ,

МОБУ СОШ №7 пгт Прогресс,

Водолагина Елена Юрьевна

Этапы читательской подготовки Класс Подготовительный 1 класс Начальный 2 класс Основной 3 класс Заключительный 4 класс Подготовительный этап  – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением.

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Подготовительный этап  – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением.

  Круг детского чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности - детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении; - восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;   Виды библиотечно-библиографической помощи - книжная выставка; - равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях  волшебстве;     - ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух; - рисунок (иллюстрация); - рекомендательный плакат - обложка;   - произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы - освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор; - надписи; - страницы;   - заглавие (книги, произведения); - узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей - фамилия автора; - понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник; - темы чтения; - книжная выставка.

 

Круг детского чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

- детская художественная книга объемом 8-30 страниц в типовом оформлении;

- восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения с помощью учителя;

 

Виды библиотечно-библиографической помощи

- книжная выставка;

- равномерно представленная тематика чтения: о Родине, о ее героях, о детях, о животных, о растениях, о приключениях  волшебстве;

 

 

- ориентировка в одной книге по обложке и иллюстрациям внутри книги после ее прочтения вслух;

- рисунок (иллюстрация);

- рекомендательный плакат

- обложка;

 

- произведения для чтения учителем вслух: сказки, стихи, рассказы, загадки объемом 1-2 страницы

- освоение закономерной связи: содержание книги – иллюстрации, заглавие, автор;

- надписи;

- страницы;

 

- заглавие (книги, произведения);

- узнавание прочитанных на уроке книг не менее чем по двум из этих показателей

- фамилия автора;

- понятия, которые будут углубляться: книга-произведение, книга-сборник;

- темы чтения;

- книжная выставка.

Виды упражнений: 1. упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки); 2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения; 3. упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение); 4. упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

Виды упражнений:

1. упражнения в орфоэпическом произношении

(чистоговорки, скороговорки);

2. упражнения, вырабатывающие внимание к слову

и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3. упражнения, развивающие оперативное

поле зрения и память (жужжащее чтение);

4. упражнения, развивающие гибкость

и скорость чтения вслух и про себя.

Техники игрового обучения: 1. « игра в прятки » ; 2. « мнимое слово » ; 3. чтение за « диктором » ; 4. синхронное чтение « буксиром » ; 5. « подскажи словечко » .

Техники игрового обучения:

1. « игра в прятки » ;

2. « мнимое слово » ;

3. чтение за « диктором » ;

4. синхронное чтение « буксиром » ;

5. « подскажи словечко » .

Средства обучения: 1. наглядные пособия; 2. демонстрационные картины; 3. учебные таблицы; 4. иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок; 5. книги; 6. электронные презентации.   Сайт «Мультиурок» ( http :// multiurok . ru / id 67316680 )

Средства обучения:

1. наглядные пособия;

2. демонстрационные картины;

3. учебные таблицы;

4. иллюстрационный материал для

словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок;

5. книги;

6. электронные презентации.

Сайт «Мультиурок»

( http :// multiurok . ru / id 67316680 )

Этапы читательской подготовки Класс Подготовительный 1 класс Начальный 2 класс Основной 3 класс Заключительный 4 класс Начальный этап –  это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевают умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений.

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Начальный этап –  это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т.е. овладевают умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений.

Круг чтения Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности - детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением; Виды библиотечно-библиографической помощи Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения - дифференциация тематики чтения по жанрам; Основные понятия - усложненный рекомендательный плакат; - произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов; - произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1 500 слов - книжная выставка – авторская и тематическая; - название книги (заглавие, фамилия автора); - картотека обложек - переплет, корешок; - оглавление (содержание);   понятия, которые будут углубляться: - сборник – авторский и тематический; - темы чтения; - картотека, карточка ( на книгу)

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

- детская художественная и научно-художественная книга объемом 8-30 страниц с усложненным оформлением;

Виды библиотечно-библиографической помощи

Ориентировка в книге и в группе книг (2-4) до чтения

- дифференциация тематики чтения по жанрам;

Основные понятия

- усложненный рекомендательный плакат;

- произведения для самостоятельного чтения учащимися: сказки, рассказы, стихи объемом от 140 до 400 слов;

- произведения для чтения вслух учителем: сказки, рассказы, стихи, статьи объемом от 500 до 1 500 слов

- книжная выставка – авторская и тематическая;

- название книги (заглавие, фамилия автора);

- картотека обложек

- переплет, корешок;

- оглавление (содержание);

 

понятия, которые будут углубляться:

- сборник – авторский и тематический;

- темы чтения;

- картотека, карточка ( на книгу)

Организационно-методические правила: 1. Оценивание результатов читательской деятельности как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки. 2. Подбор книг по теме. 3. Развитие оперативной памяти.  Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.   Они состоят из наборов по шесть предложений в каждом.  Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы  (первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв; в последнем предложении последнего набора – 46 букв). Время работы со всеми наборами – примерно два месяца. 4. Прием жужжащего чтения,  заимствованного в школах Монгольской республики. Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, сто дети открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения.  И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается в объеме 5*4*5=100 минут.

Организационно-методические правила:

1. Оценивание результатов читательской деятельности

как в безотметочном варианте, так и с помощью отметки.

2. Подбор книг по теме.

3. Развитие оперативной памяти.

Зрительные диктанты по текстам И.Т. Федоренко.

  Они состоят из наборов по шесть предложений в каждом.

Каждое предложение длиннее предыдущего на 1-2 буквы

(первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв;

в последнем предложении последнего набора – 46 букв).

Время работы со всеми наборами – примерно два месяца.

4. Прием жужжащего чтения,  заимствованного в школах Монгольской республики.

Прием основывается на утверждении, что запоминается не то, что постоянно

перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет, поэтому любой

урок (чтение, пение, рисование) начинается с того, сто дети

открывают книгу и читают в режиме жужжащего чтения.

И так – 5 дней в неделю; недельный тренаж получается

в объеме 5*4*5=100 минут.

Этапы читательской подготовки Класс Подготовительный 1 класс Начальный 2 класс Основной 3 класс Заключительный 4 класс Основной этап –  это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Основной этап –  это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

Виды библиотечно-библиографической помощи

- русская, современная и зарубежная детская книга, художественная и научно-познавательная, объемом от 16-18 до 150 страниц, всех основных типов и структур (от 150 страниц – только книги-сборники, включающие отдельные короткие произведения);

Основные понятия

- детский журнал, газета (по выбору учителя); вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются книги о смелых и умных людях, о жизни ребят-сверстников, детей интересуют книги познавательного характера о жизни животных и растений, учащиеся начинают обращаться к энциклопедической литературе для детей, для многих детей любимыми являются сказки народов разных стран

- ориентировка в книгах одного автора или разных авторов в соответствии с заданной уроком целью;

- воспроизведение избранной и прочитанной книги по эпизодам;

- рекомендательный список;

- тема чтения;

- освоение закономерных связей: автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр - авторы

- тематическая картотека

 

- книга, соответствующая теме;

- книга, соответствующая личным возможностям;

- титульный лист;

- предисловие;

- послесловие;

- прикнижная аттестация.

 К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.  В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги.  писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);  писатель – тема (О чем пишет Б. Житков – О животных); тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);  писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).  Развитие читательской памяти и кругозора позволяет детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

К концу основного этапа интерес к самостоятельному чтению детских книг по собственному выбору в соответствии с поставленной учителем целью у большинства детей стал устойчивым.

В читательском кругозоре, кроме заданной обучением широты (от 50 до 70 книг авторов и 10 тем чтения), наметилась известная глубина, проникновение в смысл книги.

писатель – произведения (Что написал Б. Житков? – Рассказы «Про слона», «Мангуста», «Кружечка под елочкой», «Беспризорная кошка»);

писатель – тема (О чем пишет Б. Житков – О животных);

тема – писатели (Кто пишет о животных? – Б. Житков, Е. Чарушин, Ю. Дмитриев, Н. Сладков, В. Бианки, Э. Шим и др.);

писатель – темы (О чем пишет Б. Житков? – О животных, о смелых людях, о технике).

Развитие читательской памяти и кругозора позволяет детям в случае необходимости действовать в мире книг уверенно, со знанием дела, то есть проявлять читательскую компетентность.

Этапы читательской подготовки Класс Подготовительный 1 класс Начальный 2 класс Основной 3 класс Заключительный 4 класс Заключительный этап –  это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных  за годы обучения знаний о книгах и умений с ними  самостоятельно действовать.

Этапы читательской подготовки

Класс

Подготовительный

1 класс

Начальный

2 класс

Основной

3 класс

Заключительный

4 класс

Заключительный этап –  это этап формирования у детей

читательских предпочтений и интересов на базе полученных

за годы обучения знаний о книгах и умений с ними

самостоятельно действовать.

Круг чтения

Правила и приемы самостоятельной читательской деятельности

- русская, современная, зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная и справочная литература для младшего школьного возраста, без ограничения в объеме, всех видов и структур;

- ориентировка в доступном круге чтения в соответствии с темой чтения и личной целью;

Виды библиотечно-библиографической помощи

- детская периодическая печать;

- печатный рекомендательный указатель книг;

- воспроизведение содержания самостоятельно избранной и прочитанной книги по плану;

- вся традиционная для младших школьников тематика чтения; особо выделяются исторические повести и рассказы, автобиографические повести о детстве и повести с документальной основой (о Великой Отечественной войне, о героях, о замечательных людях), приключенческая детская книга, книги о писателях, художниках, артистах

Основные понятия

- обращение к справочной литературе и материалам из периодики;

- каталог

- возможные цели чтения;

- освоение закономерных связей: автор – темы, вопрос – тип книги

- доступный круг чтения;

- основные и дополнительные источники при самостоятельном чтении;

- периодическая печать;

- описание книги на карточке, авторская и тематическая картотека

Цель: кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Формы работы : дискуссии; диспуты; литературные праздники; встречи с интересными людьми; конкурсы сочинений на заданную тему.

Цель: кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги.

Формы работы :

  • дискуссии;
  • диспуты;
  • литературные праздники;
  • встречи с интересными людьми;
  • конкурсы сочинений на заданную тему.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!