СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Этапы развития сенсорной интеграции"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сенсорная интеграция — это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Наиболее благоприятное время для развития — это первые 7 лет жизни.

Сенсорная обработка — это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Этапы развития сенсорной интеграции"»

  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ Подготовила: Учитель-логопед МКДОУ детского сада “ Светлячок” р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Подготовила:

Учитель-логопед МКДОУ детского сада

“ Светлячок” р. п. Юрты Чуванькина Н.Н.

Сенсорная интеграция — это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Наиболее благоприятное время для развития — это первые 7 лет жизни. Сенсорная обработка — это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.

Сенсорная интеграция — это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Наиболее благоприятное время для развития — это первые 7 лет жизни.

Сенсорная обработка — это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.

Схема сенсорной обработки : нервная система воспринимает сенсорную информацию; мозг организует и обрабатывает ее ; затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения.

Схема сенсорной обработки :

  • нервная система воспринимает сенсорную информацию;
  • мозг организует и обрабатывает ее ;
  • затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения.
Т. е. все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или полезно.

Т. е. все, что мы получаем от органов чувств, поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно для организма или полезно.

Для чего нужно развивать способность сенсорной обработки :  для социального взаимодействия;  для развития моторных навыков;  для умения концентрироваться, чтобы учиться.

Для чего нужно развивать способность сенсорной обработки :

  • для социального взаимодействия;
  • для развития моторных навыков;
  • для умения концентрироваться, чтобы учиться.
Обработка сенсорной интеграции — это непрерывный процесс, который никогда не останавливается. Следует понимать, что КАЖДЫЙ из нас испытывает трудности в обработке определенных сенсорных стимулов (определенное прикосновение, запах, вкус, звук, движение и т.д.) и у нас есть сенсорные предпочтения. Но это является вариантом нормы, только если это не мешает нормально жить и развиваться.

Обработка сенсорной интеграции

это непрерывный процесс, который никогда не останавливается. Следует понимать, что КАЖДЫЙ из нас испытывает трудности в обработке определенных сенсорных стимулов (определенное прикосновение, запах, вкус, звук, движение и т.д.) и у нас есть сенсорные предпочтения. Но это является вариантом нормы, только если это не мешает нормально жить и развиваться.

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. 6–7 недель у ребенка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела.

Сенсорная интеграция начинается в утробе матери, когда мозг плода ощущает движения материнского тела. 6–7 недель у ребенка уже есть первый орган чувств – вестибулярный аппарат. Он помогает даже в безопорном пространстве поддерживает равновесие тела.

7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. 7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. 8 недель У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки. 9 недель У плода появляются вкусовые рецепторы и формируется вкусовая чувствительность. 14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук. 25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. 7,5 недель У плода появляется кожная чувствительность. 8 недель У ребенка становятся чувствительными лицо и ладошки. 9 недель У плода появляются вкусовые рецепторы и формируется вкусовая чувствительность. 14 и 16 недель Плод начинает слышать. До 16 недель он воспринимает звук только как вибрацию. В 16 недель на УЗИ видно реакцию ребенка непосредственно на звук – он может поворачивать голову в ту сторону, откуда раздался заинтересовавший его звук. 25 недель У ребенка начинают работать органы зрения.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может темп данного развития, т.е. одни дети развиваются быстрее, другие медленнее, однако идут все по одному пути. Данный возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать различные навыки.

Первый месяц жизни.

Осязание. Реакции малыша носят рефлекторный характер, ребенок может уже интерпретировать ощущения от прикосновений, отвечая на них рефлекторными движениями. Для младенца тактильные ощущения приносят эмоциональное удовлетворение,

ребенок еще не различает места прикосновения, очень важен для малыша физический контакт с матерью, только в этом случае между ними формируется связь и мозг малыша успешно развивается.

Сила тяжести и движение. Так же новорожденные реагируют на ощущение действия силы тяжести и движения. Это ощущение формируется во внутреннем ухе. Если, держа младенца на руках, внезапно опустить его сантиметров на 30-40, он встревожится, раскинет руки в стороны, а потом

приведет их к средней линии тела, словно пытаясь за что-либо ухватиться. Его внутреннее ухо говорит о том, что он падает и нужно что-то сделать. Это первая двигательная схема, вкоторой задействовано все тело целиком.

Ощущения в мышцах и суставах. Месячный малыш без труда устраивается на руках у того, кто его держит, в этом ему помогают ощущения, идущие от мышц и суставов. В первый месяц жизни ребенок совершает много случайных и бессиметричных движений, которые впоследствии становятся организованными. Например, лежа на животе малыш как бы пытается ползти. Эти движения возможны потому, чтомышечные, суставные и вестибулярные ощущения стимулируют его

нервную систему, приказывая телу двигаться. А внутренние импульсы вэто время помогают организовать эти движения.

Зрение. Зрение у месячного ребенка организовано еще не очень

хорошо. Фокус его зрительного поля размыт,

Слух. Ребенок реагирует на всевозможные звуки, пока он не в состоянии понять значение звуков. Малыш поворачивается в сторону звука или улыбается, услышав голос мамы. Ребенок и сам издает горловые рефлекторные звуки, мышечные сокращения в горле, вызывающие такие звуки, порождают ощущения, помогающие развитию речевых зон мозга. Запах и вкус. Обоняние и вкус у младенцев хорошо развиты. Сосание служит адаптивным ответом на ощущения вкуса и запаха, и у детей, как правило, этот рефлекс проявляется с самого рождения. Вывод: в возрасте 1 месяца младенец уже демонстрирует огромное количество адаптивных ответов на ощущения, особенно на те, которые он получает от своего тела и от действия силы тяжести. Многие ответы были встроены в его нервную систему еще до рождения и включаются благодаря тому, что ребенок ощущает силу тяжести, движения и прикосновения. Без интеграции, происходящей во время этой простой сенсомоторной активности, нормальное развитие было бы невозможно.

Слух. Ребенок реагирует на всевозможные звуки, пока он не в состоянии понять значение звуков. Малыш поворачивается в сторону звука или улыбается, услышав голос мамы. Ребенок и сам издает горловые рефлекторные звуки, мышечные сокращения в горле, вызывающие такие звуки, порождают ощущения, помогающие развитию речевых зон мозга.

Запах и вкус. Обоняние и вкус у младенцев хорошо развиты. Сосание служит адаптивным ответом на ощущения вкуса и запаха, и у детей, как правило, этот рефлекс проявляется с самого рождения.

Вывод: в возрасте 1 месяца младенец уже демонстрирует огромное количество адаптивных ответов на ощущения, особенно на те, которые он получает от своего тела и от действия силы тяжести. Многие ответы были встроены в его нервную систему еще до рождения и включаются благодаря тому, что ребенок ощущает силу тяжести, движения и прикосновения. Без интеграции, происходящей во время этой простой сенсомоторной активности, нормальное развитие было бы невозможно.

Второй и третий месяц жизни.

Глаза и шея. Двигательные функции у младенцев развиваются по направлению от головы к ногам. Глаза и шея – вот первые части тела, которые ребенок учится контролировать. Удержание головы и взгляда - это базовая способность, крайне важная для выживания. Для этого мозг должен интегрировать три вида ощущений: 1) от внутреннего уха (действие силы тяжести и движения тела), 2) от глазодвигательных мышц и 3) от мышц шеи. Мозг их все объединяет, чтобы определить, как удержать взгляд и шею неподвижными.

Движение вверх. Ребенок научившись держать голову прямо, пытается с помощью мышц спины и руку оторвать верхнюю часть туловища от пола, это происходит в положении лежа на животе. Желание малыша приподнять грудную клетку вызвано в основном

ощущением силы тяжести, которая заставляет мозг сокращать

мышцы верхней части спины.

Хватание. Малыш захватывает предметы всеми пальцами, делая

это еще автоматически. Он тянется за предметами, трогает

людей, но из-за отсутствия координации между рукой и глазом

не может сделать это как следует. Как только он научиться

интегрировать телесные ощущения с тем, что он видит, его

движения станут целенаправленными и осознанными.

Четвертый и шестой месяц.

Руки. Ребенок уже может выполнять крупные движения, например, стучать ложкой по столу, ему нравится влиять на окружающий мир. Один из самых важных в этом возрасте этапов развитияначинается, когда ребенок непроизвольно соединяет кисти рук у груди так, что они касаются друг друга. Это служит признаком развития координации между двумя сторонами тела. Еще один шаг ребенок делает несколько месяцев спустя: удерживает игрушки в обеих руках и стучит ими друг о дружку. Эти действия требуют наличия очень важного типа сенсорной

интеграции, который должен появиться задолго до того, как малыш поймет, что такое право и лево. Ребенок начинает манипулировать с предметами, теперь он выполняет действия, которые он планирует сам. С каждым новым видом активности необходимость в «двигательном планировании», а также в сенсорной интеграции возрастает.

Поза“Самолет”. В возрасте примерно шести месяцев нервная система становится особенно чувствительна к воздействию силы тяжести на положение головы, когда ребенок лежит на животе. Поэтому ребенок активно стремится поднять голову, верхнюю часть спины, руки и ноги 29 одновременно. Малыш балансирует всем телом, опираясь на живот, и со стороны он похож на маленький самолетик. Специалисты называют это разгибанием из положения лежа. Оно является существенным шагом в развитии мышц, которые впоследствии будут принимать участие в осуществлении координированных переворотов, вставании и ходьбе.

Движение. Полугодовалые дети испытывают удовольствие, когда их перемещают, покачивают, поднимают на руках. Активное движение и обостряющееся ощущение гравитации, которые ребенок теперь может интегрировать, приносят ему наслаждение.

Шестой – восьмой месяц жизни.

В этот период ребенок начинает сам активно перемещаться из одного места в другое, так называемое развитие локомоции (передвижение, связанное с активным перемещением в пространстве). Благодаря этому ребенок может исследовать гораздо больше предметов и людей. Ползание на животе и на четвереньках интегрирует множество ощущений и помогает ребенку формировать представление о себе как независимом существе.

Пространственная перцепция. Способность перемещаться дает ребенку возможность познавать окружающее пространство, снабжает ребенка знаниями между ним и различными предметами. Чтобы оценить расстояние, одного зрения недостаточно: мозгу требуется чувствовать дистанцию, основываясь на ощущениях движения тела. Переползая с места на место, малыш изучает физическую структуру пространства, и это помогает ему понять то, что он видит. Способность точно оценивать расстояние влияет и на точную оценку размеров объектов. Если ребенок в этом возрасте плохо интегрирует ощущения, которые он получает ползая, то позднее у него могут возникнуть трудности с оценкой расстояния и размеров.

Двигательное планирование. Ребенок осознанно манипулирует предметами, для совершения серии движений в определенном порядке, мозгу необходим план, телесные ощущения дают информацию о таком планировании. В этом возрасте дети начинают искать отсутствующие в поле

их зрения или чем-либо накрытые предметы. Так начинает формироваться способность мысленно представлять объекты.

Лепет. У ребенка к этому времени появляется лепет, он произносит цепочки слогов, отдельные звуки, вокализации. Лепет вызывает определенные ощущения в суставах челюсти, мышцах и коже вокруг рта, эти сигналы поступают в мозг. Мозг накапливает подобные ощущения в процессе интеграции, и ребенок учится произносить более сложные звуки.

Девятый – двенадцатый месяц жизни. Положение стоя. Одно из важнейших событий раннего детства – малыш самостоятельно встает, преодолевая силу тяжести. Поза стоя – это результат многомесячной интеграции различных ощущений – мышечных, суставных, вестибулярных. Игра. Один из важнейших аспектов развития – это формирование способности пересекать рукой среднюю линию тела. Играя и манипулируя с предметами, одна из рук ребенка все чаще тянется к противоположной стороне тела.  Речь. У ребенка появляются первые слова, он лучше понимает речь окружающих, все предшествующее сенсомоторное развитие стимулирует зоны мозга, которые отвечают за развитие речи.

Девятый – двенадцатый месяц жизни.

Положение стоя. Одно из важнейших событий раннего детства – малыш самостоятельно встает, преодолевая силу тяжести. Поза стоя – это результат многомесячной интеграции различных ощущений – мышечных, суставных, вестибулярных.

Игра. Один из важнейших аспектов развития – это формирование способности пересекать рукой среднюю линию тела. Играя и манипулируя с предметами, одна из рук ребенка все чаще тянется к противоположной стороне тела.

Речь. У ребенка появляются первые слова, он лучше понимает речь окружающих, все предшествующее сенсомоторное развитие стимулирует зоны мозга, которые отвечают за развитие речи.

Второй год жизни.

В этом возрасте дети учатся ходить, говорить, планировать сложные действия и эффективно выполнять их. Без тех умений сенсорной интеграции, которые они приобрели в первый год жизни, научиться этому было бы крайне нелегко. Дети активно перемещаются в пространстве, совершая различные движения, в процессе этого они собирают сенсорную информацию о работе своего тела и о устройстве окружающего мира.

Ко второму году жизни происходит локализация прикосновений, ребенок может определить место касания и совершить соответствующую реакцию. Тактильные ощущения дают мозгу информацию о теле, о том, где оно начинается и заканчивается. Осознание своего тела куда важнее зрительного представления о нем. Как уже отмечалось, в этом возрасте дети совершают различные движения, которые приносят множество сенсорных ощущений, телесных и вестибулярных, у ребенка формируется представление о силе тяжести, о том, как взаимодействуют части его тела, что они могут делать и что не могут, какие ощущения приятны, а какие неприятны. Именно в процессе этого у ребенка формируется перцепция (восприятие) своего тела, схемы своего тела.

На втором году жизни у ребенка начинает появляться чувство независимости, чувство «самости» - очень важное, ребенок воспринимает себя как отдельную личность, ощущает свое тело как физическое целое, способен самостоятельно передвигаться. Влияя на окружающий мир, ребенок развивает чувство «самости», поэтому ему так нравится вытаскивать посуду из шкафа, разбрасывать вещи и игрушки, пинать предметы, разрисовывать стены.

Третий – седьмой год жизни.

Именно этот возраст играет ключевую роль для сенсорной интеграции, так как именно в это время мозг наиболее чувствителен к ощущениям и лучше их организует. Внутренний импульс побуждает детей быть очень активными и приобретать всевозможные физические навыки. Адаптивные ответы усложняются, и каждый из них расширяет способность ребенка к сенсорной интеграции. Развивается чувство равновесия, координация движений, планирование последовательности движений. Дети любят игровые площадки, качели, карусели, эти средства удовлетворяют их потребность в развитии нервной системы. В этот период дети учатся пользоваться различными инструментами, такими как нож, вилка, лопатка, иголки с ниткой, бумага, карандаши, пуговицы, молнии, ножницы. Для того, чтобы совершить действие с тем или иным предметом, мозгу необходима сенсорная информация, накопленная ранее. К этому времени развитие осязания практически завершается, вестибулярный аппарат и двигательные ощущения уже также практически сформированы, давая возможность, к примеру, балансировать на одной ноге или идти по узкой жердочке. Большинство мышечных и суставных ощущений интегрированы, и ребенок хорошо планирует последовательность действий, хотя эта способность сформируется у него окончательно в течение нескольких следующих лет. Понимание языка и речь развиты достаточно, чтобы выражать потребности и предпочтения.

Период от рождения до семи лет – является важным этапом сенсомоторного развития ребенка, в процессе которого происходит накопление и интеграция знаний о собственном теле, об окружающем мире и о его физических законах. За первые семь-восемь лет движения и игр дети обретают сенсомоторную зрелость, которая впоследствии служит основой интеллектуального и социального развития.  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Период от рождения до семи лет – является важным этапом сенсомоторного развития ребенка, в процессе которого происходит накопление и интеграция знаний о собственном теле, об окружающем мире и о его физических законах. За первые семь-восемь лет движения и игр дети обретают сенсомоторную зрелость, которая впоследствии служит основой интеллектуального и социального развития.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!