ФГОС II поколения
Программа формирования
универсальных учебных действ ий
Документы, обеспечивающие реализацию стандартов II поколения
В чем заключается задача школы?
- интеграция,
- обобщение,
- осмысление новых знаний;
- умение связать новые знания с жизненным опытом.
Формирование у каждого ребенка умения
учиться – учить СЕБЯ.
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и
оценивать свои
достижения.
Разработчики концепции развития УУД
Концепция развития
универсальных учебных
действий разработана
на основе системно-
деятельностного подхода
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,
П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин,
В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов)
группой авторов:
А.Г. Асмоловым,
Г.В. Бурменской,
И.А. Володарской,
О.А. Карабановой,
Н.Г. Салминой и
С.В. Молчановым
под руководством А.Г. Асмолова
Понятие «УУД»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.
Виды универсальных учебных действий
Виды
УУД
Познавательные
Коммуникативные
действия
смыслообразования
Действия
самоопределения
Личностные УУД
Мониторинг результатов эксперимента (по Чечель И.Д.)
действия
нравственно-этического
оценивания
Личностные действия
Три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопре
деление;
- смыслообразование , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация , в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее
личностный моральный выбор.
Регулятивные
универсальные
учебные
действия
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Волевая
саморегуляция
Контроль
Оценка
Коррекция
Познавательные УУД
логические, включая
знаково-символические
действия
общеучебные, включая
специально-предметные
действия
постановка
и решение
проблем
Познавательные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия :
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- смысловое чтение ;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Познавательные универсальные действия
Логические универсальные действия :
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно - следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы :
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Коммуникативные УУД
Планирование
учебного
сотрудничества
Постановка
вопросов
Построение
речевых
высказываний
Лидерство и
согласование
действий с
партнером
Коммуникативные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка .
Направленность учебных предметов на развитие
УУД
Смысловые акценты УУД
Русский язык
личностные
регулятивные
жизненное самоопределе
Литературное чтение
Математика
познавательные общеучебные
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология, Физическая культура и др.)
ние
нравственно-этическая ориентация
Смыслообразо-вание
Окружающий мир
познавательные логические
моделирование (перевод устной речи в письменную)
нравственно-этическая ориентация
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания
формулирование личных, языковых, нравственных проблем; самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера
коммуникатив-ные
моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа, презентация творческих продуктов
широкий спектр источников информации
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия
Развернутое календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п
Тема урока
1
Решаемые проблемы
Экологи-ческая безопас-ность
Понятия
Планируемые результат
- Что такое экология?
- Как обезопасить себя от вредного воздействия окружающей среды?
- Что может сделать ученик для улучшения
Предметные результаты
экологической ситуации?
(в соответствии с ФГОС)
Знать:
УУД
- Экологическая безопасность
Уметь:
Регулятив
ные УУД:….
Познаватель
ные УУД:…..
- Правила экологической безопасности
Коммуника-тивные УУД:…..
Личностные УУД…..
УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
Важно создать новые условия для такой деятельности.
Важно изменить сам образовательный процесс : освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду .
Базовые
образовательные технологии
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ( ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ
«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ »)
Между обучением и психическим
развитием человека всегда
стоит его деятельность
образовательная задача
состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Цель – самостоятельное решение
проблем
Средство – постановка проблем
и открытие знаний вместе с учениками
Эти условия могут задаваться и описываться с помощью описания
- образцов деятельности,
- различных методических или дидактических средств,
- последовательности выполняемых действий,
- особенностей организации урока или иной единицы учебного процесса.
Можно также использовать понятие учебной ситуации как особой структурной единицы учебной деятельности, содержащей ее полный замкнутый цикл.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
- обнаруживают предмет свого действия,
- исследуют его, совершая разнообразные учебные действия,
- преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д.,
- частично – запоминают.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой, совершая некоторые специфичные для данного учебного предмета действия , ребенок осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности .
Отбор и использование учебных ситуаций встраивается в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий , позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры, каждая из которых предполагает особый способ действий относительно специфического содержания .
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВУ:
- Программно формируется умение детей работать в группе, принимать помощь от одноклассников и оказывать помощь, вести урок (фрагмент урока), формулировать содержательную часть проекта, оформлять результат (доклад, выпуск газеты, репортаж, презентация…)
- Особое внимание уделяется обучению детей работе с источниками информации (оглавление учебника как программа ученика; таблицы, диаграммы, иллюстрации учебников, их справочники и словари).
Портфолио как средство развития УУД младших школьников
Выпускник начальной школы
- любознательный , активно и заинтересованно познающий мир
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
- любящий свой народ, свой край и свою Родину
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
- доброжелательный , умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни