СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Физика вокруг нас"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

Цель игры:

  • расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
  • научить применять знания в новой ситуации;
  • приучать детей к доброжелательному общению.

Оборудование:  компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

Пояснительная записка:

  1. В игре участвуют две команды  10 класса
  2. Игрой руководит преподаватель физики. Члены жюри – преподаватели
  3. Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
  4. После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы  членам жюри.
  5. Объявляются итоги каждого конкурса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Физика вокруг нас"»

Тема урока: «Физика вокруг нас»    Выполнила: Воротинцева Т. Н.  учитель физики ГОУ СПО «Старобельский профессиональный колледж»

Тема урока: «Физика вокруг нас»

Выполнила: Воротинцева Т. Н.

учитель физики ГОУ СПО

«Старобельский профессиональный колледж»

Цель урока: расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике; развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов; научить применять знания в новой ситуации; приучать детей к доброжелательному общению. Оборудование:  компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

Цель урока:

  • расширить кругозор учащихся, развивать познавательный интерес, интерес к физике;
  • развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов;
  • научить применять знания в новой ситуации;
  • приучать детей к доброжелательному общению.

Оборудование: компьютер, видеопроектор, приборы для эксперимента.

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике До начала работы   1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения. 2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении

лабораторных работ и лабораторного практикума по физике

До начала работы

 

1. Перед тем как приступить к выполнению работы, тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

2.До начала работы приборы не трогать и не приступать к выполнению лабораторной работы до указания учителя.

Во время работы   1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.  2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя. 3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем. 4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания. 5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола. 6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями. 7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок. 8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте. 9. Берегите оборудование и используйте его по назначению. 10. При получении травмы обратитесь к учителю.

Во время работы  

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны, точно выполняйте указания учителя.

2. Не оставляйте рабочее место без разрешения учителя.

3. Располагайте приборы, материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

4. Не держите на рабочем месте предметы, не требующиеся при выполнении задания.

5. При работе со стеклянным оборудованием (колбы, стаканы, термометры и др.) соблюдайте осторожность, располагайте их на рабочем месте так, чтобы не разбить их и не уронить со стола.

6. При работе с мензурками не пользуйтесь сосудами с трещинами или с повреждёнными краями.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, уберите со стола осколки не руками или тряпкой, а сметите щёткой в совок.

8.При работе с жидкими веществами не пробуйте их на вкус, не разбрызгивайте и не разливайте.

9. Берегите оборудование и используйте его по назначению.

10. При получении травмы обратитесь к учителю.

   Ребята! «И пусть преграды вас не остановят,   И новые миры к себе манят!   Вам оставить след в науке стоит  И внести в открытия свой вклад!»

Ребята!

«И пусть преграды вас не остановят, И новые миры к себе манят! Вам оставить след в науке стоит И внести в открытия свой вклад!»

  Конкурс 1  Разминка - отгадайте загадки. (каждый правильный ответ – 1 балл)  Всем поведает,  Хоть и без языка,  Когда будет ясно,  А когда - облака. Две сестрицы качались,  Правды добивались.  А когда добились,  То остановились. То, как арбузы, велики,  То, словно яблоки, мелки.  Они не могут говорить Но могут массу определить.  Я под мышкой посижу,  И что делать укажу:  Или разрешу гулять,  Или уложу в кровать. На стене висит тарелка,  По тарелке ходит стрелка.  Эта стрелка наперед  Нам погоду узнает.  Никто его не видывал,  А слышать – всякий слыхивал.  Без тела, а живёт оно,  Без языка – кричит.

Конкурс 1

Разминка - отгадайте загадки. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Всем поведает, Хоть и без языка, Когда будет ясно, А когда - облака.

Две сестрицы качались, Правды добивались. А когда добились, То остановились.

То, как арбузы, велики, То, словно яблоки, мелки. Они не могут говорить

Но могут массу определить.

Я под мышкой посижу, И что делать укажу: Или разрешу гулять, Или уложу в кровать.

На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает.

Никто его не видывал, А слышать – всякий слыхивал. Без тела, а живёт оно, Без языка – кричит.

  Конкурс 1  Разминка - отгадайте загадки. (каждый правильный ответ – 1 балл)  Сначала - блеск Весь век идет Еремушка,  Ни сна ему, ни дремушки.  Шагам он точный счет ведет,  А с места все же не сойдет. За блеском – треск,  За треском – плеск.

Конкурс 1

Разминка - отгадайте загадки. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Сначала - блеск

Весь век идет Еремушка, Ни сна ему, ни дремушки. Шагам он точный счет ведет, А с места все же не сойдет.

За блеском – треск, За треском – плеск.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»  В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»  В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин.  Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Конкурс №2. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 14 названий известных вам физических величин.

Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Конкурс № 3 .«Историческая веха». В этом конкурсе команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл. 1 команда: 1. Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки. 2. Его изобретения весьма популярны. 3. С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну. 4. Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир». 5. После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».

Конкурс № 3 .«Историческая веха».

В этом конкурсе команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.

1 команда:

1. Он был одним из первых ученых, работавших на войну, и первой жертвой войны среди людей науки.

2. Его изобретения весьма популярны.

3. С его главным открытием мы сталкиваемся, когда принимаем ванну.

4. Он говорил: «Дайте мне такую точку опоры, и я переверну весь мир».

5. После сделанного открытия, он закричал: «Эврика!».

Конкурс № 3 .«Историческая веха». В этом конкурсе команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл. 2 команда: 1. Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики. 2. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны. 3. Уже в 26 лет он стал профессором. 4. Он открыл и обосновал три закона механики. 5. Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.

Конкурс № 3 .«Историческая веха».

В этом конкурсе команда должна угадать фамилию ученого. Каждой команде даётся 5 подсказок. Таким образом, если правильный ответ получен после первой подсказки, то команда получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвёртой – 2 балла, после пятой – 1 балл.

2 команда:

1. Этот английский учёный уже в 24 года сделал свои первые открытия в области физики и математики.

2. Он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании в 1695 году, а через 4 года стал его директором. Ему выдалась честь отчеканивать все монеты страны.

3. Уже в 26 лет он стал профессором.

4. Он открыл и обосновал три закона механики.

5. Существует легенда о том, что благодаря яблоку, которое ему упало на голову, сидя под ней, он открыл известный физический закон.

  Конкурс №4 «Объясни увиденное»  Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь их объяснить.

Конкурс №4 «Объясни увиденное»

Сегодня мы Вам покажем занимательные опыты. Внимательно посмотрите и попытайтесь их объяснить.

 Опыт 1 «Не замочив рук»  Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички. Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев? Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой. Объяснение: Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

Опыт 1 «Не замочив рук»

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Объяснение: Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

 Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом» Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла. Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?  Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»

Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.

Проведение: Налить  в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?

Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.

 Опыт 3 «Такая разная бумага» Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный) Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?  Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха. А вот в вакууме они падали бы одновременно.

Опыт 3 «Такая разная бумага»

Оборудование: два одинаковых по размеру и массе листа бумаги (один из них скомканный)

Проведение: Одновременно отпустим оба листа с одной и той же высоты. Почему скомканный лист бумаги падает быстрее?

Объяснение: скомканный лист бумаги падает быстрее, так как на него действует меньшая сила сопротивления воздуха.

А вот в вакууме они падали бы одновременно.

 Опыт 4 «Загадочная картофелина» Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина. Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.  Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

Опыт 4 «Загадочная картофелина»

Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.

Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.

Объяснение: В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.

   Опыт 5 «Загадочные фрукты» Оборудование: 1) несколько лимонов; 2) два отрезка медной проволоки (жёсткой и гибкой) в качестве  положительно заряженных электродов; 3) светодиод небольшого размера; 4) несколько оцинкованных болтов или гвоздей, которые будут служить  отрицательно заряженными электродами.

  Опыт 5 «Загадочные фрукты»

Оборудование:

1) несколько лимонов;

2) два отрезка медной проволоки (жёсткой и гибкой) в качестве

положительно заряженных электродов;

3) светодиод небольшого размера;

4) несколько оцинкованных болтов или гвоздей, которые будут служить

отрицательно заряженными электродами.

   Опыт 5 «Загадочные фрукты» Процесс эксперимента Для того чтобы зажечь светодиод с помощью лимонов, подготовим ингредиенты. Нарезаем медный провод на небольшие отрезки примерно по 5 см и соединяем их с болтами отрезками мягкой медной проволоки. Теперь устанавливаем получившуюся конструкцию в лимоны с разных концов таким образом, чтобы соединения медь-цинк в лимонах чередовались, а медные контакты одного лимона были соединены с оцинкованными контактами каждого соседнего лимона. Теперь осталось подключить к нашей схеме сам светодиод. Делаем это с помощью все той же медной проволоки и смотрим на результат. Как видно, этого напряжения вполне хватает для того, чтобы светодиод начал светиться, а значит теория подтвердилась. Из лимона можно извлечь электричество.

  Опыт 5 «Загадочные фрукты»

Процесс эксперимента

Для того чтобы зажечь светодиод с помощью лимонов, подготовим ингредиенты. Нарезаем медный провод на небольшие отрезки примерно по 5 см и соединяем их с болтами отрезками мягкой медной проволоки.

Теперь устанавливаем получившуюся конструкцию в лимоны с разных концов таким образом, чтобы соединения медь-цинк в лимонах чередовались, а медные контакты одного лимона были соединены с оцинкованными контактами каждого соседнего лимона.

Теперь осталось подключить к нашей схеме сам светодиод. Делаем это с помощью все той же медной проволоки и смотрим на результат.

Как видно, этого напряжения вполне хватает для того, чтобы светодиод начал светиться, а значит теория подтвердилась. Из лимона можно извлечь электричество.

   Опыт 5 «Загадочные фрукты»  Вывод: Конечно же такой̆ способ не годится для того, чтобы, например, осветить комнату или хотя бы зажечь походный̆ фонарь. Но это и не входило в цели данного эксперимента. Мы лишь хотели в очередной̆ раз показать, что электричество окружает нас повсюду и для его извлечения достаточно понимать его природу.

  Опыт 5 «Загадочные фрукты»

Вывод:

Конечно же такой̆ способ не годится для того, чтобы, например, осветить комнату или хотя бы зажечь походный̆ фонарь. Но это и не входило в цели данного эксперимента. Мы лишь хотели в очередной̆ раз показать, что электричество окружает нас повсюду и для его извлечения достаточно понимать его природу.

 Домашнее задание:  повторить конспект, § 20-21,  «Физика» классический курс Г.Я. Мякишев,  Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.

Домашнее задание:  повторить конспект, § 20-21,

«Физика» классический курс Г.Я. Мякишев,

Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский.

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!