СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование читательской грамотности"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом для формирования читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование читательской грамотности"»

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МКОУ Карайчевская ООШ Бодякина Г.И.

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Карайчевская ООШ Бодякина Г.И.

Требования к уровню читательской грамотности поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств 1  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 2 3 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели    2 5

Требования к уровню читательской грамотности

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных

средств

1

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в

устной и письменной форме

2

3

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида

чтения в зависимости от цели

2

5

В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

В исследовании PISA «читательская грамотность

способность человека понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них

и заниматься чтением для того, чтобы достигать

своих целей, расширять свои знания и возможности,

участвовать в социальной жизни».

Читательская грамотность состоит из следующих аспектов: понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте; оценка языка, стиля, жанра; ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным; формулирование основных идей и выводов; общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Читательская грамотность состоит из следующих

аспектов:

  • понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
  • оценка языка, стиля, жанра;
  • ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Навыки читательской грамотности 9-11 классы 7-8 классы умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях. 5-6 классы умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом. 1-4 классы умение отвечать вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста. умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде,  на основании  текста строить простые и непосредственные суждения, пересказывать текст, определять главную мысль теста.

Навыки читательской грамотности

9-11 классы

7-8 классы

умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.

5-6 классы

умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом.

1-4 классы

умение отвечать вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.

умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде, на основании текста строить простые и

непосредственные суждения, пересказывать текст, определять главную мысль теста.

Игра «Рифма» для обучающихся 5-6 классов Обучающимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова в рифму: карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др. карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др. карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.   Дается задание написать небольшое стихотворение на свободную тему тему.

Игра «Рифма»

для обучающихся 5-6 классов

  • Обучающимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова в рифму:
  • карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.
  • карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.
  • карта – парта,
  • читать – считать – писать,
  • дружить – не тужить и др.
  •   Дается задание написать небольшое стихотворение на свободную тему тему.
Метод фонограмм  Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде.  Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки.  Тематика может быть разной. Например: «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»? «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?» «Ах уж этот шестой урок» «Если бы школьная парта умела рассказывать» и другие.

Метод фонограмм

Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде.

Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки.

Тематика может быть разной. Например:

  • «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?
  • «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?»
  • «Ах уж этот шестой урок»
  • «Если бы школьная парта умела рассказывать» и другие.
Прием «Рисуем словами»  Задание: Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова. Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и______________ на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика. Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора. (В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

Прием «Рисуем словами»

Задание: Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.

Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и______________ на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика.

Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора.

(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)

Прием «Диктант значений»  Задание: Определить слово по его лексическому значению и записать только слово. Тема урока: « Правописание слов с удвоенными согласными ». Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу» ___________________________________________________________________________ «Место, где продают билеты» _________________________________________________ «Дорога с рядами деревьев по сторонам» _______________________________________ «Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые» ___________________________________________________________________________ «Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов»___________________________________________________________________ «Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей»_____________________________________________________________________

Прием «Диктант значений»

Задание: Определить слово по его лексическому значению и записать только слово.

Тема урока: « Правописание слов с удвоенными согласными ».

  • Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу» ___________________________________________________________________________
  • «Место, где продают билеты» _________________________________________________
  • «Дорога с рядами деревьев по сторонам» _______________________________________
  • «Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые» ___________________________________________________________________________
  • «Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов»___________________________________________________________________
  • «Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей»_____________________________________________________________________
 При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает. Прием «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.

Прием «Словарики»

Прием «Письмо с пробелами»  1. Имя существительное обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени существительного -… падеж…числа. 2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки: __________________ __________________ Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению. Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:…. Существительные изменяются по … и … . 3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … . Имя существительное не является членом предложения , если… .

Прием «Письмо с пробелами»

1. Имя существительное обозначает…

  • Отвечает на вопросы…
  • Начальная форма имени существительного -… падеж…числа.

2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:

  • __________________
  • __________________
  • Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
  • Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
  • Существительные изменяются по … и … .

3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .

  • Имя существительное не является членом предложения , если… .
Прием «Алфавит за круглым столом»  На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с темой …. (например, взаимоотношения человека и природы, человека и животных) Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения. Время работы — 5 мин.

Прием «Алфавит за круглым столом»

На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с

темой …. (например, взаимоотношения человека и природы, человека и животных)

Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения.

Время работы — 5 мин.

Формирование читательской грамотности школьников помогает решить важную образовательную современности – развитие ребенка, формирование активной личности и компетентного профессионала. В результате такого обучения дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности.

Формирование читательской грамотности школьников помогает решить

важную образовательную современности – развитие ребенка,

формирование активной личности и компетентного профессионала.

В результате такого обучения дети не только

усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных

умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной

деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!