Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
МКОУ Карайчевская ООШ Бодякина Г.И.
Требования к уровню читательской грамотности
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных
средств
1
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме
2
3
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели
2
5
В исследовании PISA «читательская грамотность
— способность человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность состоит из следующих
аспектов:
- понимание текста на уровне фактической информации, данной в тексте;
- оценка языка, стиля, жанра;
- ориентация в тексте; преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
- формулирование основных идей и выводов;
- общее понимание текста; размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Навыки читательской грамотности
9-11 классы
7-8 классы
умения конспектировать и тезисами излагать информацию из текста, реконструировать авторский замысел, опираясь на информацию, данную в тексте, и формальные элементы текста, применять новую теоретическую информацию в других учебных ситуациях.
5-6 классы
умение составить плана прочитанного текста и воспроизвести по нему текст, интерпретировать, оценивать информацию и соотносить ее с собственным читательским опытом.
1-4 классы
умение отвечать вопросы по тексту, поставленные в прямой или косвенной форме, на основании текста формулировать простые и сложные суждения, устанавливать связи, не высказанные напрямую автором, и интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста.
умение находить и извлекать информацию из текста, представленную в явном виде, на основании текста строить простые и
непосредственные суждения, пересказывать текст, определять главную мысль теста.
Игра «Рифма»
для обучающихся 5-6 классов
- Обучающимся предлагаются слова, к которым они должны подобрать слова в рифму:
- карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.
- карта – парта, читать – считать – писать, дружить – не тужить и др.
- карта – парта,
- читать – считать – писать,
- дружить – не тужить и др.
- Дается задание написать небольшое стихотворение на свободную тему тему.
Метод фонограмм
Фонограмма – это сочинение, в котором действительность выступает в сверхъестестественном, нереальном виде.
Рецензирование и стилистическая правка сочинений, проведенная с учениками, позволяет исправить ошибки.
Тематика может быть разной. Например:
- «Что было бы, если бы я увидел/а, что книга плачет»?
- «ЧТО было бы, если бы ручка умела подсказывать?»
- «Ах уж этот шестой урок»
- «Если бы школьная парта умела рассказывать» и другие.
Прием «Рисуем словами»
Задание: Прочитайте описание картины – морского пейзажа. Вставьте на месте пропусков подходящие слова.
Картина ___________________ почти напротив двери, невысоко от пола, и______________ на узкое окно,________________________ коричневыми лаковыми карнизами. На картине был ___________________________ бесконечно высокими скалами пролив. Среди скал ___________________________ птичья стая, а по ______________________ воде ________________________ корабль с темными, наполовину убранными парусами. Вода была ___________________________, но от кормы расширяясь, змеистый след, и в нем ________________________________ отражение ________________________ кормового фонарика.
Сверху из-за скал _________________________ плоский луч, а впереди – по свету на камнях и ________________________ на воде - _______________________________ солнечная щель, выход из ___________________________ коридора.
(В.П.Крапивин. «Журавлёнок и молнии»)
Прием «Диктант значений»
Задание: Определить слово по его лексическому значению и записать только слово.
Тема урока: « Правописание слов с удвоенными согласными ».
- Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу» ___________________________________________________________________________
- «Место, где продают билеты» _________________________________________________
- «Дорога с рядами деревьев по сторонам» _______________________________________
- «Заболевание, которым часто болеют дети и взрослые» ___________________________________________________________________________
- «Укрепленная платформа, проходящая параллельно железнодорожным путям, предназначенная для посадки и высадки пассажиров поездов»___________________________________________________________________
- «Искусственный водоем, сооружаемый для плавания, декоративных целей»_____________________________________________________________________
При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.
Прием «Словарики»
Прием «Письмо с пробелами»
1. Имя существительное обозначает…
- Отвечает на вопросы…
- Начальная форма имени существительного -… падеж…числа.
2. Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
- __________________
- __________________
- Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
- Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
- Существительные изменяются по … и … .
3. В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
- Имя существительное не является членом предложения , если… .
Прием «Алфавит за круглым столом»
На предложенной карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с
темой …. (например, взаимоотношения человека и природы, человека и животных)
Обсуждение результатов работы происходит по методике свободного обсуждения.
Время работы — 5 мин.
Формирование читательской грамотности школьников помогает решить
важную образовательную современности – развитие ребенка,
формирование активной личности и компетентного профессионала.
В результате такого обучения дети не только
усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных
умений и навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной
деятельности.