Формирование функциональной (математической ) грамотности во внеурочной деятельности
Выполнила
Гуляева Е.М.
учитель начальных классов
МКОУ Никоновской СОШ
Математическая грамотность - способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, выражать хорошо обоснованные математические суждения, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие творческому, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Функциональная (математическая) грамотность успешнее всего формируется в видах деятельности , отличных от урочной. Более чем перспективным, с моей точки зрения, в условиях сельской малокомплектной школы является введение во внеурочную деятельность курса «Заниматика («Занимательная математика»)». Цель курса: развивать математический образ мышления, навык работы с источниками информации. Задачи : - расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; - учить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли; - развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся; - Формировать умение рассуждать как необходимый компонент математической грамотности; - формировать способность наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; - привлекать учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях. .
Методическая база курса
Процесс обучения проходит в занимательной форме, что обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип курса: «Учись играючи». Дети младшего школьного возраста быстро утомляются, и необходимо переключать их внимание. Поэтому задания идут в определённой последовательности
Первый этап «Орешки для ума» (задание для всех) - настраивает ученика на работу, причём в игровой форме.
Представленный мною на слайде фрагмент решает важнейшую задачу: работа с источником информации, перевод рисунка в букву (навык перевода одной единицы информации в другую).
Задания усложняются с каждым последующим занятием.
Второй этап «Играй, да дело знай»-(задание для всех) - позволяет, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Задания также усложняются с каждым последующим занятием.
Представленный мною на слайде фрагмент решает следующую задачу: работа с источником информации, практическое применение понятий «столбец», «строка»; нахождение места в системе координат (терминологическая подготовка к обучению геометрии, алгебре ).
Третий этап «СМЕКАЙ, РЕШАЙ, УЧИСЬ» (задание для всех) - ребята учатся решать логические задачи, для которых характерно зачастую неожиданное решение. Учащиеся иногда получают «помощников»: таблицы, графы, схемы, свойства, облегчающие, например, разгадывания числовых ребусов. Задания также усложняются с каждым последующим занятием.
Представленный мною на слайде фрагмент решает следующую задачу: навык установления числовой последовательности, закономерности (формируется метапредметный навык).
Задания «ИССЛЕДУЙ, ПРОЕКТИРУЙ, ТВОРИ», «Задачи профессора Маконгуру» ориентированы на учеников, имеющих склонность к точным наукам. Они готовят учащегося к участию в международных математических конкурсах (например, «Кенгуру», «СМАРТ-Кенгуру»
Курс «Занимательная математика» реализуется мною в течение трёх лет. Учащиеся позитивно реагируют на данный вид внеурочной деятельности, с охотой посещают занятия. Уверенно могу сказать, что именно курс «Занимательной математики» подготовил учеников к реализации проекта «Моя улица в цифрах , событиях и лицах». Проект был представлен на районной конференции в секции начальных классов и получил призовое место.
Завершая своё выступление, хочу сказать, что никто не рождается с навыком функциональной грамотности, умением производить вычисления, решать задачи. Это появляется только в результате упорной и настойчивой работы педагога, неустанно ищущего способы и методы достижения цели – не только академическое, но и практическое применение математики.