Формирование математической грамотности при подготовки к ОГЭ и ЕГЭ
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Компоненты математической грамотности:
- воспроизведение математических фактов, методов и выполнение вычислений
- установление связей и интеграции материала из разных математических тем, необходимых для решения поставленной задачи
- математические размышления, требующие обобщения и интуиции
Поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности
Метапредметные результаты
УУД по формированию математической грамотности
5 класс
Уровень узнавания и понимания
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте
6 класс
7 класс
применяет математические знания для решения разного рода проблем
Уровень понимания и применения
Уровень анализа и синтеза
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации
8 класс
Уровень оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации
9 класс
Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации
Что нужно уметь:
• Выделять ключевые фразы и основные вопросы из текста заданий.
• Уметь выполнять арифметические действия с различными числами, находить степень числа, извлекать арифметический квадратный корень из числа.
• Уметь переводить единицы измерения.
• Уметь округлять числа.
• Уметь находить число от процента и проценты от числа.
• Уметь находить часть от числа и число по его части.
• Применять основное свойство пропорции.
• Уметь решать уравнения, неравенства.
• Разбираться в изображениях рисунков, планов и масштабе фигур на рисунках.
• Анализировать и пользоваться информацией из таблиц.
• Анализировать и пользоваться заданными графиками.
Трудности в формировании математической грамотности:
- Мотивация.
- Отсутствие базовых знаний.
- Низкие способности.
- Не понимание прочитанного текста.
- Шаблонность мышления.
- Не способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы .
- Не умение применять формулы и теоремы к решению задач.
Пути преодоления проблем
- Заинтересовать учащихся.
- Повышение вычислительных навыков.
- Повышение читательской грамотности.
- Проведение лабораторных и практических работ.
- Решение контекстных задач.
- Использование различных современных образовательных технологий.
Приёмы формирования математической грамотности.
- Технология критического мышления
- Технология проблемного обучения
- Проектная технология
- Игровая технология
- Информационно-коммуникационная технология
- Личностно-ориентированная технология
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности;
- формулировать проблемы на языке математики;
- решать, используя математические методы;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты;
- формулировать и записывать результаты решения проблемы.
Задания с элементами контекстных задач в ОГЭ
- Планировка квартиры.
- Листы бумаги.
- Маркировка шин.
- Печь для бани.
- План местности.
- Тарифы.
- Участок.
- Теплицы.
- Зонты.
- Кольцевая дорога.
- Оформление ОСАГО.
- Террасы.
- Зонт.
- Коробка.
- Колесо обозрения.
- Пицца
- Автозаправка
- Ремонт кухни
- Вертолётная площадка
- Метро
- Зоопарк
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Пицца, 5 класс.
Пицца, задача ОГЭ
Традиционное итальянское блюдо пицца – круглая лепёшка, на которую уложена начинка. В зависимости от начинки пицца называется по-разному: «Маргарита», «Гавайская», «Четыре сыра» и др. Также встречаются некруглые пиццы – овальные, квадратные, прямоугольные .
Кроме того, пиццы отличаются толщиной. Классическая толщина пиццы – 3–4 мм, но бывают пиццы «на тонком тесте» толщиной 1–2 мм и «на толстом тесте» толщиной больше 5 мм.
Маша с друзьями зашли в пиццерию, где им предложили следующие пиццы толщиной 3–4 мм:
Чаще всего пицца имеет диаметр от 20 до 40 см, хотя встречается мини-пицца диаметром 15 см и меньше и большие пиццы диаметром 45 см или даже больше. Если пицца квадратная, то её размер определяют длиной её стороны.
Пицца с креветками дороже на:
1300-1000=300 (руб.)
Найдём сколько это процентов от стоимости пиццы:
300/1000×100%=30%
Открытый банк заданий ЕГЭ и ОГЭ. Математика.
(34-2*10):2=7
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ . Сберегательные вклады, 9 класс.
А) 1232:0,044=28000(руб.)
Б) 83000-28000=55000(руб.)-положили на второй счёт;
55000*0,07=3850(руб.)
28000
https://1.86143.3535.ru/14817/16341/
3850
Контекст: личный
Уровень сложности: средний
Задание ЕГЭ. Математика. Базовый уровень.
Через год клиент должен будет выплатить 12 000 + 0,13* 12 000 = 13 560 рублей.
Разделим 13 560 рублей на 12 месяцев.
Значит, клиент должен вносить ежемесячно в банк 1130 рублей.
Ответ: 1130.
Математическая грамотность. Формат книги,8 класс.
84
60
8
16
Контекст: научный
Уровень сложности задания: средний
Задача на разрезание листа бумаги ОГЭ
Общепринятые форматы листов бумаги обозначают буквой А и цифрой: А0, А1, А2 и так далее. Лист формата А0 имеет форму прямоугольника, площадь которого равна 1 кв. м. Если лист формата А0 разрезать пополам параллельно меньшей стороне, получается два равных листа формата А1. Если лист А1 разрезать так же пополам, получается два листа формата А2. И так далее.
Отношение большей стороны к меньшей стороне листа каждого формата одно и то же, поэтому листы всех форматов подобны. Это сделано специально для того, чтобы пропорции текста и его расположение на листе сохранялись при уменьшении или увеличении шрифта при изменении формата листа .
В таблице даны размеры (с точностью до мм) четырёх листов, имеющих форматы А0, А1, А3 и А4.
Номер листа
Длина (мм)
1
Ширина (мм)
297
2
420
3
210
1189
4
297
841
841
594
Установите соответствие между форматами и номерами листов. В ответ запишите последовательность четырёх цифр, соответствующих номерам листов, без пробелов, запятых и дополнительных символов.
420
А0
А1
А3
А4
210
297
4
1
2
841
3
594
1189
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ .НАВЕС ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ, 9класс
2
5
2
2
3
3
2,5
2,5
Уровень сложности: высокий
12 Уровень сложности: высокий " width="640"
2
5
при заданных размерах тангенс угла наклона крыши равен 2/5, угол наклона равен 21 12
Уровень сложности: высокий
Террасы, задача ОГЭ
Номер: 496A40. Открытый банк заданий ЕГЭ Математика. Базовый уровень.
L=(2,1+3,1)/2=2,6
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ. Студенческая практика, 8 класс.
Свежие грибы содержат 100% − 90% = 10% питательного вещества, а высушенные — 100% − 12% = 88%.
0,1 · 250 = 25 кг питательного вещества в свежих грибах.
25:0,88≈28 кг сушеных грибов, получится из свежих грибов.
28
Уровень сложности: высокий
Номер: 1DA741. Открытый банк заданий ЕГЭ Математика. Базовый уровень.
70
30
20
Ответ:530
Номер: A6034F. Открытый банк заданий ЕГЭ Математика. Базовый уровень.
Номер: F39F45. Открытый банк заданий ЕГЭ Математика. Базовый уровень.
Ответ:145
Итоги ОГЭ по математики , 2021-2022
Класс
9А
Кол-во обучающихся
«5»
24
4
«4»
«3»
6
14
«2»
0
Кач. усп.
41,7
Общ. усп.
%
СОУ
%
100
%
Средняя оценка
53,7
4
Итоги по математики ЕГЭ база, 2023-2024
Класс
11А
Кол-во обучающихся
«5»
19
11
«4»
«3»
7
1
«2»
Кач. усп.
0
94,74
Общ. усп.
%
100
СОУ
%
83,37
Средняя оценка
%
5
Итоги по математики ЕГЭ профиль, 2023-2024
Кол-во
Кол-во
0-20 баллов
баллов
0
учащихся
21-40 баллов
0
41-60 баллов
1
61-80 баллов
2
81-100 баллов
1
Средний балл
73
Развивать математическую грамотность надо постепенно, начиная с 5 класса. Регулярно включать в ход урока задания на «изменение и зависимости», «пространство и форма», «неопределенность», «количественные рассуждения» и т.п..
Эти задания можно использовать по усмотрению учителя:
- Как игровой момент на уроке;
- Как проблемный элемент в начале урока;
- Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
- Как задание для смены деятельности на уроке;
- Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
- Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
- Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;
- Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;
- Задания такого типа можно включать в школьные олимпиады, математические викторины.
https://fg.resh.edu.ru/
https://uchi.ru/lp/funcgram
https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
https://iro23.ru/?page_id=3076
Вывод, математическая грамотность становится фактором, содействующим развитию способностей учащихся творчески мыслить и находить нестандартные решения, умений выбирать профессиональный путь, использовать информационно-коммуникационные технологии в различных сферах жизнедеятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.