«Формирование навыков функционального чтения
при решении текстовых задач»
Цель: познакомить с опытом работы по развитию функциональной чтения младших школьников при решении текстовых задач.
Задачи:
- способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической функциональной грамотности учащихся;
- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
- показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе с текстом
- вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята
- Недостаточно владеют смысловым чтением
- Не справляются с задачами на интерпретацию информации
- Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
- Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
- Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. (Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Цель функционального чтения — нахождение информации для решения конкретной задачи.
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его
- Добывать информацию
- Применять её в жизни
- Оценивать себя
Алгоритм решения задачи
1) Прочитать задачу.
2) Определить, что известно, что надо узнать.
3) Попробовать представить условие задачи.
4) Построить, представить модель (рисунок, схема, таблица, чертеж и т.д.).
5) Определить последовательность действий.
6) Объяснить для себя решение. Решить. Ответить на вопрос задачи.
7) Проверить свое решение. Убедиться, что задача решена верно
Задание
В каждой задаче выдели цветом слова- требования, которые заменяют вопрос в задаче
Пример задания
1) Масса дыни равна 18 кг. Найди массу половины дыни.
2) Саша сорвал 3 сливы, а Дима – на 4 сливы больше. Найдите общее число слив.
3) 4 открытки стоят 12 рублей. Вычислите стоимость пяти таких же открыток.
4) Какова стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей?
5) Определите стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей.
Ответ
1) Масса дыни равна 18 кг. Найди массу половины дыни.
2) Саша сорвал 3 сливы, а Дима – на 4 сливы больше. Найдите общее число слив.
3) 4 открытки стоят 12 рублей. Вычислите стоимость пяти таких же открыток.
4) Какова стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей?
5) Определите стоимость пяти открыток, если за 4 такие открытки заплатили 12 рублей.
Задание: выбери вопрос, для ответа на который тебе нужно использовать все математические данные этого текста. Отметь его.
Пример задания
У Ани было 12 дисков с мультфильмами. Половину она уже посмотрела, а половину отдала подруге Кате.
q Сколько дисков Ане осталось посмотреть?
q Сколько дисков осталось у Ани?
q Сколько дисков Аня отдала Кате?
q Сколько дисков не посмотрела Аня?
Реши получившуюся задачу.
Все данные использованы в задаче?
да нет
Ответ
У Ани было 12 дисков с мультфильмами. Половину она уже посмотрела, а половину отдала подруге Кате.
q Сколько дисков Ане осталось посмотреть?
q Сколько дисков осталось у Ани?
q Сколько дисков Аня отдала Кате?
q Сколько дисков не посмотрела Аня?
Реши получившуюся задачу.
Все данные использованы в задаче?
Задание
В каждой задаче выдели цветом( или ответ подчеркни) слова, которые определяют выбор действия.
Пример задания
В зоомагазине 24 котенка, а щенков в 8 раз меньше. Сколько щенков в зоомагазине?
У школы растет 84 березы и 7 тополей. Во сколько раз берез больше, чем тополей?
Для приготовления салата использовали 16 помидоров, а огурцов – в 2 раза больше. Сколько огурцов использовали для салата?
В конкурсе участвовало 9 мальчиков, а девочек – на 7 больше. Сколько детей участвовало в конкурсе?
Ответ
В зоомагазине 24 котенка, а щенков в 8 раз меньше . Сколько щенков в зоомагазине?
У школы растет 84 березы и 7 тополей. Во сколько раз берез больше , чем тополей?
Для приготовления салата использовали 16 помидоров, а огурцов – в 2 раза больше . Сколько огурцов использовали для салата?
В конкурсе участвовало 9 мальчиков, а девочек – на 7 больше . Сколько детей участвовало в конкурсе?
Задание
Учащимся требуется найти такую же задачу среди серии задач.
Пример задания
После посещения зоопарка ребята составляли задачи. Кто составил такую же задачу, как Вова ? Отметь.
q Данил : «В зоопарке 8 медведей, это на 3 больше, чем енотов. Сколько енотов и медведей вместе?»
Вова : «В зоопарке 8 медведей, а енотов на 3 меньше. Сколько медведей и енотов вместе?»
Люда : «Чему равно общее число енотов и медведей, если медведей 8, а енотов на 3 меньше?»
Юля : «В зоопарке 5 енотов и 8 медведей. Сколько енотов и медведей вместе?»
Катя : «Енотов на 3 меньше, чем медведей. Медведей 8. Сколько
медведей и енотов вместе?»
Ответ
После посещения зоопарка ребята составляли задачи. Кто составил такую же задачу, как Вова ? Отметь.
q Данил : «В зоопарке 8 медведей, это на 3 больше, чем енотов. Сколько енотов и медведей вместе?»
Вова : «В зоопарке 8 медведей, а енотов на 3 меньше. Сколько медведей и енотов вместе?»
Люда : «Чему равно общее число енотов и медведей, если медведей 8, а енотов на 3 меньше?»
Юля : «В зоопарке 5 енотов и 8 медведей. Сколько енотов и медведей вместе?»
Катя : «Енотов на 3 меньше, чем медведей. Медведей 8. Сколько медведей и енотов вместе?»
Даются и такие задания к задаче:
- В каждой задаче выдели цветом (или подчеркни) числовые данные, которые требуются для решения задачи.
- Выбери вопросы, подходящие к условию, чтобы получились задачи, в которых используются все математические данные.
- В каждой задаче отметь (или выдели) данные, которые не требуются для ответа на вопрос ( и т.д.)
Рассмотри рисунок.
На тренировке спортивных танцев на льду пара фигуристов Илья и Надя одновременно поехали навстречу друг другу.
А
Б
А
Б
1. В тексте выдели цветом слово, которое указывает направление движения.
3. Что можно сказать об их скорости, если встретились они в центре ледового поля?
2. В тексте выдели цветом слово, которое указывает на начальный момент движения.
А
Б
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
А
Б
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
4. Что можно сказать об их скорости, если встретились они ближе к точке старта Ильи (точка В)?
Б
А
Выбери ответ:
скорость Ильи больше скорости Нади;
скорость Нади больше скорости Ильи;
скорость фигуристов одинакова.
5. Что можно сказать об их скорости, если встретились они ближе к точке старта Нади (точка А)?
Задачи с ловушками
Задание: Анализ текстов задач с лишними и недостающими данными
Пример задания
На дереве сидело 8 птичек. Сначала улетели 3 птички, потом ещё 2. Сколько птичек улетело?
На одном проводе сидели ласточки, а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах?
Ответ
На дереве сидело 8 птичек . Сначала улетели 3 птички, потом ещё 2. Сколько птичек улетело?
На одном проводе сидели ласточки , а на другом – 7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц на проводах?
Методические приемы
• «Цепочки рассуждений» (от вопроса к данным; от данных к вопросу).
• Реши задачу по плану.
• Выбери план решения.
• Закончи составление плана.
• Реши задачу по вопросам.
• Реши задачу, опираясь на пояснения.
• Дополни решение задачи.
• Расставь пункты плана по порядку.
• «Кто решил правильно?», «Найди правильное решение» (выражением или по действиям).
• Соотнесение пояснения с решением.
Задача из учебника «Математика» М.И. Моро, «Школа России» 4 класса, стр 17 № 67
60 км/ч
4 ч
?
520 км
1) S 1 = V*t
V 2 =S 2 :t
S 2 =S общ – S 1
2) S 2 =S общ – S 1
3) V 2 =S 2 :t
S 1 = V*t
Ответьте на вопросы, используя текст билета.
1.Какой адрес у театра?
2.Сколько стоит билет на спектакль?
3.Назовите дату спектакля.
4.Назовите время начала спектакля.
5.Название спектакля.
6.В каком случае можно обменять билет на спектакль?
Спектакль очень интересный!
Мы всем классом посетим эту постановку. В классе 25 учащихся и классный руководитель. Какую сумму нужно заплатить за билеты?
400 *(25+1) =10400 (руб)
Прочитайте записку от мамы. Заполните пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.
Записка.
Я ушла на работу. Не забудь, что ты идешь сегодня в ________________. Вам необходимо доехать на автобусе до остановки _________________, там найти дом №_____ . Зайти в ____________________ вход.
Твой ряд_______, твоё место ________.
Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 19:05?
Подтвердите свой ответ словами из текста.
Во сколько нужно быть в театре, чтобы не опоздать?
Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам мероприятия.
Выигрышным оказался билет серия ВА №032430. Выиграл ли ваш билет?
Обведите верный ответ.
ДА НЕТ
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!!!