ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ СКОШ VIII ВИДА О МИРЕ ТРУДА И ПРОФЕССИЙ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ
ЗАДАЧИ:
- формирование у учащихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни;
- воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности;
- формирование уважения к людям труда;
- развитие потребности трудиться;
- сообщение знаний о различных профессиях, требованиях к ним, профориентация в соответствии с возможностями учеников.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:
- беседы о труде, трудолюбии, профессиях (согласно программному материалу уроков чтения);
- работа над пословицами и поговорками о труде, людях труда;
- работа над загадками о различных профессиях.
5 КЛАСС
Автор
Название произведения
Башкирская сказка
Л.Воронкова
Словарь (профессии)
«Золотые руки»
«Дорогой подарок»
Я.Аким
портной
кузнец
учительница
«Твой друг»
Ф.Абрамов
уборщица
«Из рассказов Олёны Даниловны»
повар
учитель
гардеробщик
ветеринар
6 КЛАСС
Автор
Название произведения
А.Белорусец
Словарь (профессии)
«Звонкие ключи»
К.Паустовский
военный
«Заячьи лапы»
Дж.Родари
Е.Пермяк
ветеринар
«Пуговкин домик»
«Тайна цены»
Х.-К.Андерсен
плотник
аптекарь
детский врач
«Ель»
Ю.Рытхэу
гончар
лодочник
дровосек
«Пурга»
А.Толстой
рыбак
водитель
«Детство Никиты»
Е.Баронина
каменотёс
воспитатель
К.Паустовский
пастух
«Рассказы про зверей»
мастер-косторез
ветеринар
«Корзина с еловыми шишками»
работники зоопарка
композитор
мельник
портниха
парикмахер
7 КЛАСС
Автор
Название произведения
В.Короленко
М.Горький
Словарь (профессии)
«Дети подземелья»
«Детство», «В людях»
судья
М.Исаковский
красильщик ткани
«Весна»
Ю.Коваль
чертёжник
«Картофельная собака»
пастух
сторож
8 КЛАСС
Автор
Название произведения
И.Суриков
Словарь (профессии)
«Нашла коса на камень»
И.Тургенев
«Муму»
кузнец
А.Платонов
«Разноцветная бабочка»
дворник
К.Паустовский
«Телеграмма»
дворецкий
пчеловод
В.Шукшин
кучер
«Гринька Малюгин»
секретарь
трактирщик
шофёр
доктор
журналист
9 КЛАСС
Автор
Название произведения
И.Крылов
Словарь (профессии)
«Кот и повар»
А.Чехов
«Злоумышленник»
В.Маяковский
повар
«Пересолил»
следователь, сторож
«Необычайное приключение»
К.Паустовский
землемер
«Стекольный мастер»
художник-оформитель
М.Шолохов
стеклодув
«Судьба человека»
Дж.Даррелл
«Живописный жираф»
строитель
шофёр
работник зоопарка
ПРОФЕССИИ В БИОГРАФИЯХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ
В. Жуковский
переводчик
И. Крылов
служащий в канцелярии
А. Чехов
врач
Н. Некрасов
учитель
М. Горький
помощник садовника, грузчик
В. Маяковский
художник-оформитель
К.Паустовский
вагоновожатый, санитар, журналист
М. Зощенко
сапожник, столяр, помощник бухгалтера
В. Катаев
корреспондент
Н. Рыленков
учитель, корреспондент
Ю. Коваль
учитель, художник
М. Шолохов
учитель, грузчик, каменщик, счетовод, журналист
Е. Носов
корреспондент
Н. Рубцов
кочегар, слесарь
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ТРУДЕ
1) Вставьте нужное слово и объясните смысл пословиц.
Труд человека кормит, а лень _________
- Одевает Портит Украшает
- Одевает
- Портит
- Украшает
2) Дополните пословицы, вставляя пропущенные слова, и объясните смысл.
Уменье и _________ все перетрут.
3) Вспомните вторую часть пословицы.
Под лежачий камень и _______________.
4) Исправьте ошибку.
Делу время, потехе год.
5) Восстановите пословицу по двум данным словам или игра «Назови пословицу».
Дело – мастер (Дело мастера боится)
6) Объясните смысл пословицы, выбрав правильный вариант толкования. Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
- После работы нужен отдых.
- Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.
- Лежа вредно есть.
7) Сопоставьте пословицы, найдите похожие по смыслу.
Авось да как-нибудь до добра не доведут.
- Волков бояться – в лес не ходить. Смелость города берет. За всякое дело берись умело.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- За всякое дело берись умело.
8) Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях.
Поспешишь – людей насмешишь.
- На уроке физкультуры ученик пробежал дистанцию быстрее всех. Клоун в цирке рассмешил зрителей. Ученица скроила фартук быстро, но детали не соответствовали размеру выкройки.
- На уроке физкультуры ученик пробежал дистанцию быстрее всех.
- Клоун в цирке рассмешил зрителей.
- Ученица скроила фартук быстро, но детали не соответствовали размеру выкройки.
9) Ответьте на вопрос пословицей или поговоркой.
Без чего не выловить рыбку из пруда? (Без труда)
10) Придумайте свою историю к одной из пословиц.
Например: история к пословице
«Делу – время, потехе – час».
Викторина
7. Вставьте пропущенное слово в пословицу «... бьёт издалека, но всегда наверняка».
А. Кузнец. В. Футболист.
1. Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:
Б. Снайпер. Г. Боксёр.
А. Разотрут. В. Перетрут.
Б. Оботрут. Г. Притрут.
8. Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?
2. Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека…»?
А. Пчеловод пчеловода. В. Рыбак рыбака.
Б. Охотник охотника. Г. Астроном астронома.
А. Парикмахер. В. Гримёр.
Б. Маникюрша. Г. Труд.
9. Как заканчивается русская пословица: «Один в поле ...»?
А. не пахарь. В. не футболист.
3. Как работают лентяи?
А. Подняв воротник. В. Спустя рукава.
Б. не воин. Г. не агроном.
Б. Расшнуровав ботинки. Г. Расстегнув пуговицы.
10. Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи … дитя без глазу»:
4. Закончите русскую пословицу: «Будешь лениться – узнаешь…»
А. Учителей. В. Нянек.
А. Кнут. В. Директора.
Б. Окулистов. Г. Тренеров.
Б. Голод. Г. Наслаждение.
11. Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
5. Откуда не вытащишь рыбку без труда?
А. Портным. В. Кузнецом.
А. Из аквариума. В. Из морозилки.
Б. Укротителем. Г. Программистом.
Б. Из пруда. Г. Из пеликана.
12. Какая профессия пропущена в пословице: «Без клещей …, что без рук»?
А. Стоматолог. В. Кузнец.
6. Как говорят о маленькой зарплате или стипендии?
Б. Археолог. Г. Инфекционист.
А. Котята намяукали. В. Кошка намыла.
Б. Кот наплакал. Г. Коту на сапоги.
13. Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?
А. Телевизионщика. В. Электрика.
Б. Веб-мастера. Г. Рыбака.
МЫСЛИ ВЕЛИКИХ О ТРУДЕ
- Не профессия выбирает человека, а человек профессию. (Сократ)
- Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим. (Илья Ильф и Евгений Петров)
- Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П. Чехов)
- Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд – даже самый грубый – возвышается до творчества. (Максим Горький)
- Работа избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды. (Вольтер)
- Должно... возбуждати в них (юношестве) охоту ко трудолюбию и чтоб они страшилися праздности, как источника всякаго зла и заблуждения. (Екатерина Великая)
- В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи)
- Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли. (Шекспир У.)
- Труд притупляет горе. (Цицерон)
- Труд должен быть сообразен силам человека. Он дурен, то есть неприятен тогда, когда превышает их. (Чернышевский Н. Г.)
- Преодолевши какой ни на есть труд, человек чувствует удовольствие. (Суворов А. В.)
- Трудитесь, пока позволяют силы и годы. (Овидий)
- Жить — значит работать. Труд есть жизнь человека. (Вольтер)
- Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен. Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным. (Гельвеций К.)
- Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (Чехов А. П.)
- Лучшее лекарство от безделья — постоянный и честный труд. (Сервантес)
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». (Ушинский К.Д.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!