Просмотр содержимого документа
«Презентация"Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ".»
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Учитель-логопед:
Ласточкина Оксана Геннадиевна
Этапы работы по формированию связной речи.
Начальный: овладение диалогической речью.
Основной: формирование монологической речи.
Подготовительный
Речевое развитие
Интеллектуальное развитие
Подготовительный этап – предварительная работа.
- Интеллектуальное развитие – совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики
- Речевое развитие – понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа.
Начальный этап
Диалог – разговор между двумя или несколькими собеседниками.
Обучение умению отвечать на вопросы (Репродуктивные(кто? Что?), поисковые (где? куда? Откуда?), проблемные.
Беседа – диалог на определённую тему.
- По содержанию рассказа
- По картине
Основной этап
Формирование монологической речи: обучение рассказыванию.
Формы монологической речи:
- Повествование
- Описание
- Рассуждение
Направления работы по формированию монологической речи
- Обучение составлению рассказов
- описания по картине по серии картин
- описания по картине по серии картин
- описания
- по картине
- по серии картин
- Обучение пересказу
- Обучение самостоятельному рассказу
Составление рассказа описания по схемам.
Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам.
При показе картин ребенку задается вопрос: «Скажи , что здесь нарисовано?»
Составление рассказа по сериям картин.
Критерии отбора текста для пересказа.
- Небольшой объём текста
- Доступность содержания для данного возраста
- Чёткость композиции
- Простота сюжета (одна сюжетная линия)
- Доступность языка
- Нравственность содержания
- Художественность текста
Значение пересказа в формировании
монологической речи
- Качественное и количественное обогащение словаря
- Употребление обобщений в активной речи.
- Формирование грамматического строя
- Усвоение структуры связных высказываний
- Развитие способности к речевому самоконтролю
- Усвоение художественных приёмов и средств.
- Активизация познавательных процессов6внимания, памяти, мышления, воображения, представления.
- Закрепление правильного произношения.
Обучение пересказу
- Первичное чтение текста без установки на пересказ
- Второе чтение текста с установкой на запоминание
- Беседа по содержанию (вопросы заранее продумываются)
- Работа над текстом
- Рассматривание картинок и иллюстраций, выстраивание их в логической последовательности
- Выделение, проговаривание, выборочное чтение фрагментов текста
- Лексико-грамматические упражнения (замена слов на синонимы, образование родственных слов, словоизменение, распространение предложений)
- Третье чтение произведения ( деление текста на части)
- Составление плана пересказа (предлагается готовый план или составляется коллективно на занятии)
- Пересказ.
Речевые тренинги
Лексические упражнения
-подбор признаков и действий к предметам
- подбор синонимов и антонимов
- подбор родственных слов
Грамматические упражнения
- формо- и словообразование
- восстановление деформированных фраз
-составление предложений
Постоянный фонематический контроль
Совершенствование диалогической речи
- упражнения в ответах и вопросы различной сложности
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!