Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формы и методы познавательной деятельности учеников""»
Формы и методы познавательной деятельности учеников
Подготовила:
учитель истории
Нестерова В.В.
Основная цель современной школы:
- создать систему обучения, которая бы удовлетворяла обучающиеся потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями
Современная концепция обучения:
- Учащийся должен учиться сам.
- Учитель - осуществляет мотивационное управление его учением (мотивирует, организовывает, координирует, консультирует деятельность ученика).
Методисты, психологи и историки занимавшиеся проблемой активизации познавательной деятельности:
- И.З.Озёрский,
- В.Б. Бондаревский,
- З.И. Щукина,
- Н.Г. Дайри,
- И.Я.Лернер,
- Ю.К.Бабанский…
Важнейшие вопросы современной дидактики:
- Каким образом активизировать деятельность ученика на уроке?
- Какие формы, методы и приёмы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях?
Формы обучения в школе.
Формы обучения в школе.
- Урок - это такая организационная форма обучения, при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы Учащихся (класса), с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета посредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Формы обучения в школе.
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
Методы обучения
Методы в обучении
- Метод – самостоятельная структурная единица
- Имеет определенную цель
- Решает определенную задачу
- Ведет к усвоению материала
- Строится из приемов
- Работает на цель урока, реализует задачи урока
Классификация методов (по источнику знаний)
- Словесные: рассказ, объяснение, беседа
- Наглядные: демонстрация натуральных объектов, ТСО, таблиц, схем, иллюстраций и т.п.
- Практические: работа с книгой, учебником, наблюдение, лабораторно-практическая работа, игра, упражнение, программированное обучение, проблемное обучение
Классификация методов (по характеру познавательной деятельности)
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Метод проблемного изложения
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Методы стимулирования познавательной деятельности обучающихся:
- метод эмоционального стимулирования;
- методы развития познавательного интереса;
- методы формирования ответственности и обязательства.
Методы эмоционального стимулирования:
Методы эмоционального стимулирования:
- создание ситуаций успеха в учении;
- поощрение и порицание в обучении;
- использование игровых форм организации учебной деятельности;
- постановка системы перспектив.
Создание ситуаций успеха в учении:
Создание ситуаций успеха в учении:
- подбор для учеников не одного, а небольшого ряда заданий нарастающей сложности;
- дифференцированная помощь школьникам в выполнении учебных заданий одной и той же сложности
Поощрение и порицание в обучении
Поощрение и порицание в обучении
- похвала ребёнка,
- положительное оценивание какого-то отдельного его качества,
- поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения заданий,
- выставление повышенной отметки
Использование игр и игровых форм организации учебной деятельности
Методы развития познавательного интереса:
Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности восприятия учебного материала;
- выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;
- стимулирование занимательным содержанием;
- создание ситуаций творческого поиска.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта:
- освоение элементарных норм ведения разговора,
- метод взаимной проверки,
- метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения,
- временная работа в группах,
- создание ситуаций совместных переживаний,
- организация работы учащихся – консультантов,
- дискуссия.
Методы организации взаимодействия учащихся:
- освоение элементарных норм ведения разговора,
- метод взаимной проверки,
- метод взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения,
- временная работа в группах,
- создание ситуаций совместных переживаний,
- организация работы учащихся – консультантов,
- дискуссия.
Основные типы уроков по технологии «Обучение в сотрудничестве»
- - урок постановки учебной и практической задач, на котором школьники определяют цели и порядок их достижения, т.е. распределяют задания в группе;
- - урок накопления и сбора информации для решения поставленных задач и обмена этой информацией между участниками;
- - урок использования полученной информации для решения поставленной задачи, т.е. выполнения работы (это может быть коллективная практическая работа, решение задач и др.; по существу, это уроки изучения нового, систематизации и обобщения);
- - урок контроля и коррекции знаний (презентационный этап: учащиеся отчитываются о результатах выполненной работы, представляют её учителю и одноклассникам; одновременно с этим решаются задачи закрепления, пройденного материала, а в случае если каждая из групп выполняла собственное задание, то при обмене новой информацией между группами этот тип занятия можно отнести к уроку освоения новых знаний).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!