МКУ «Балезинский детский дом»
Консультация
для педагогов
«Формы работы
с кровной семьёй»
Постановление Правительства
Российской Федерации от 24 мая 2014 года №481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»
Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью
(в кровную или замещающую)
Организация составляет индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка, который утверждается органом опеки и попечительства.
Семейный Кодекс РФ
«… родители могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и отношение к воспитанию ребенка». «Одновременно с заявлением родителей о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате или возвращении ребенка родителям» (ст. 69, 72, 73, 76)
Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства и привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.
Цели работы:
- Обеспечение прав и интересов ребенка
на воспитание в родной семье. 2. Восстановление и развитие позитивных
родительско-детских отношений, восстановление субъектов кровной семьи.
Задачи:
- реабилитация кровной семьи; развитие у родителей социальных навыков, повышение социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и проблем;
- формирование положительной мотивации «бывших» родителей на восстановление детско-родительских отношений;
- восстановление семейного и социального окружения кровной семьи;
- психолого-педагогическая подготовка детей к возврату в кровные семьи;
- возврат ребенка в кровную семью (восстановление детско-родительских отношений);
- сопровождение кровной семьи для предотвращения рецидивов.
План мероприятий
I блок. Социально-психологическая работа с кровной семьей.
II блок. Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
III блок. Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Контингент кровных родственников, с которыми может
проводиться взаимодействие:
- родители, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- розыск родственников - потенциальных усыновителей;
- родители, отказавшиеся от ребенка при рождении, выяснение причин;
- родители, ограниченные в родительских правах или лишенные родительских прав;
- родители, временно поместившие ребенка в детский дом.
I блок. Социально-психологическая работа с кровной семьей.
Формы реализации блока:
1. Информационно-просветительская работа.
2. Психодиагностика.
3. Консультирование.
4. Социально-психологический тренинг.
Направления работы:
1. Выявление и учет особенностей личностного статуса родителей.
2. Изучение семейной истории, составление карты социальных контактов.
3. Помощь в осознании причин лишения или ограничения в родительских правах.
4. Выявление степени готовности и ресурсности родителей к выполнению родительских функций. Оценка возможности выполнять родительские обязанности и создать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье.
5. Определение характера помощи родителям.
6. Подготовка родителей к исполнению свей родительской роли.
7. Разработка индивидуальных программ восстановления родительско-детских отношений.
8. Восстановление родителей в родительских правах .
II блок. Психолого-педагогическая работа с ребенком по преодолению последствий психологической травмы, формированию мотивации к возврату в кровную семью.
Направления работы:
1. Компенсация последствий травматического опыта ребенка.
2. Эмоционально-психологическая подготовка ребенка к возврату в кровную семью, осознание причин нахождения в детском доме.
3. Формирование положительного отношения к родителям, позитивного образа кровной семьи.
4. Формирование положительной мотивации ребенка на восстановление детско-родительских отношений.
5. Разработка и реализация индивидуальной для каждого воспитанника программы восстановления отношений с кровными родителями и родственниками.
III блок. Сопровождение кровной семьи после воссоединения с ребенком для предотвращения рецидивов.
Формы реализации блока:
1. Информационно-просветительская работа.
2. Психодиагностическая.
3. Консультирование.
4. Социально-психологический тренинг.
Направления работы:
1. Систематическое отслеживание и оценка безопасности и условий, созданных для жизни и развития ребенка в кровной семье.
2. Отслеживание эмоционального благополучия ребенка в кровной семье.
3. Поддержание контактов с ребенком и его кровной семьей: по телефону, e-mail, индивидуальные собеседования, приглашения на развивающие тренинги, праздники и т.д.
4. Консультации по актуальным вопросам социального, психологического, медицинского и правового плана.
Критерии эффективности работы
способность родителей
выполнять родительские функции
эмоционально-психологическое
благополучие ребенка в семье
Оценка способности родителей выполнять родительские функции:
- основной уход;
- обеспечение безопасности ребенка;
- обеспечение познавательного интереса и интеллектуального развития ребенка;
- руководство поведением и установление границ в поведении ребенка;
- обеспечение стабильности
Оценка эмоционально-психологического благополучия ребенка в семье:
- стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым; преимущественно с положительным фоном настроения;
- развитие познавательной мотивации;
- широта связей с социумом;
- собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира;
- эмоциональная поддержка и понимание взрослых;
- адекватная самооценка;
- сформированный самоконтроль;
- ориентация на успех в достижении целей;
- эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
Возможные риски
1. «Не выполнение родительских обязанностей».
2. Низкий доход, низкий уровень воспитания и образования, отсутствие элементарных знаний об ответственности за своих детей.
3. Юридическая безграмотность.
4. Изначально родители боятся прийти в детский дом.
5. Проблема социального иждивенчества родителей.
6. Проблема с жильем.
7. Нахождение в МЛС.
8. Проблемы после тюремной адаптации биологических родителей
Проблемы личностного характера:
- слабая мотивация на возвращение ребенка со стороны родственников;
- пассивность родительской позиции;
- несформированность чувства ответственности родителей по отношению к судьбе своего ребенка;
- отсутствие выраженного стремления родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом;
- недостаток представлений родителей о собственном ребенке, о его потребностях и о методах его воспитания и развития.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!