СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные". 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные". 6 класс»

УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

УРОК

РУССКОГО ЯЗЫКА

В 6 КЛАССЕ

Что такое ФРАЗЕОЛОГИЯ? Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. Какова роль фразеологизма в предложении? Фразеологизм является одним членом предложения. Можно ли заменить фразеологизм одним словом? зарубить на носу – как в воду глядеть – кот наплакал – ЗАПОМНИТЬ ПРЕДВИДЕТЬ МАЛО

Что такое ФРАЗЕОЛОГИЯ?

Фразеология – это наука, которая изучает фразеологизмы.

Что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это устойчивые несвободные сочетания слов, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.

Какова роль фразеологизма в предложении?

Фразеологизм является одним членом предложения.

Можно ли заменить фразеологизм одним словом?

зарубить на носу –

как в воду глядеть –

кот наплакал –

ЗАПОМНИТЬ

ПРЕДВИДЕТЬ

МАЛО

Каковы пути появления в языке ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ? А) Фразеологизмы связаны с историей и бытом Древней Руси Б) Фразеологизмы взяты из богослужебных книг В) Фразеологизмы - крылатые слова появились в речи благодаря античным мифам, литературным произведениям. Г) Фразеологизмы вошли в речь из поговорок, пословиц, из русских сказок.

Каковы пути появления в языке

ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ?

А) Фразеологизмы связаны с историей и бытом Древней Руси

Б) Фразеологизмы взяты из богослужебных книг

В) Фразеологизмы - крылатые слова появились в речи благодаря античным мифам, литературным произведениям.

Г) Фразеологизмы вошли в речь из поговорок, пословиц, из русских сказок.

Фразеологизм может иметь синонимы и антонимы, иногда – омонимы ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-СИНОНИМЫ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-АНТОНИМЫ как кошка с собакой – душа в душу  (враждовать – очень дружно) в двух шагах – рукой подать  (близко) как кошка с собакой – в двух шагах – по пальцам пересчитать – хоть пруд пруди  (мало – много)  пускать пыль в глаза – морочить голову  (обманывать) пускать пыль в глаза – держать язык за зубами – точить лясы  (молчать – болтать) по пальцам пересчитать – как ветром сдуло – не успел глазом моргнуть  (мгновенно) заткнуть за пояс – утереть нос  (превзойти кого-нибудь в чём-то) держать язык за зубами – как ветром сдуло –  заткнуть за пояс –

Фразеологизм может иметь

синонимы и антонимы, иногда – омонимы

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-СИНОНИМЫ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ-АНТОНИМЫ

как кошка с собакой – душа в душу  (враждовать – очень дружно)

в двух шагах – рукой подать  (близко)

как кошка с собакой –

в двух шагах –

по пальцам пересчитать – хоть пруд пруди  (мало – много)

пускать пыль в глаза – морочить голову  (обманывать)

пускать пыль в глаза –

держать язык за зубами – точить лясы  (молчать – болтать)

по пальцам пересчитать –

как ветром сдуло – не успел глазом моргнуть  (мгновенно)

заткнуть за пояс – утереть нос  (превзойти кого-нибудь в чём-то)

держать язык за зубами –

как ветром сдуло –

заткнуть за пояс –

- Ну, что ты нос повесил? - Да денег кот наплакал… - Покажи. Да это совсем капля в море! Что же делать? - Ума не приложу! - Надо было не валять дурака, а засучив рукава поработать летом, вот и удалось бы купить приставку, а теперь тебе опять придется просить у родителей… - Вот уж нет! Даю голову на отсечение, а на приставку заработаю сам! - Поживем, увидим! Что характерно для их диалога? Замените фразеологизмы обычными словами, выражениями. Прочитайте. Что можете сказать?   Надите фразеологизмы. Диалог проиграл, он был более выразителен, интересен

- Ну, что ты нос повесил?

- Да денег кот наплакал…

- Покажи. Да это совсем капля в море! Что же делать?

- Ума не приложу!

- Надо было не валять дурака, а засучив рукава поработать летом, вот и удалось бы купить приставку, а теперь тебе опять придется просить у родителей…

- Вот уж нет! Даю голову на отсечение, а на приставку заработаю сам!

- Поживем, увидим!

Что характерно для их диалога?

Замените фразеологизмы обычными словами, выражениями. Прочитайте.

Что можете сказать?  

Надите фразеологизмы.

Диалог проиграл, он был более выразителен, интересен

Сделайте вывод о роли фразеологизмов в нашей речи.  Спустя рукава Развешивать уши  Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Ходить на голове – безобразничать Кот наплакал – очень мало Взять быка за рога

Сделайте вывод

о

роли фразеологизмов в нашей речи.

Спустя

рукава

Развешивать уши

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной и образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Ходить на голове –

безобразничать

Кот наплакал –

очень мало

Взять быка за рога

  В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.П. Жукова, содержится около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов   (1980 г.), при этом словарь постоянно пополняется.  Ученые насчитывают десятки тысяч фразеологизмов. Какими же стилистическими свойствами они обладают?

  В «Школьном фразеологическом

словаре русского языка» В.П. Жукова, содержится около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов  

(1980 г.), при этом словарь постоянно пополняется.  Ученые насчитывают десятки тысяч фразеологизмов.

Какими же

стилистическими

свойствами они

обладают?

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него. Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром. В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой. Всё ли здесь верно сформулировано?

РАССМОТРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

А) Учитель был недоволен ответом ученика и стал катить бочку на него.

Б) Каждый ребёнок нашёл себе занятие, а Оля не играла с ними и поэтому оказалась за кадром.

В) Поведение человека должно строиться на умении владеть собой.

Всё ли здесь верно сформулировано?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ нейтральные и стилистически окрашенные Чем, кроме значения, отличаются фразеологизмы в данной цепочке: нейтральный сдержать слово терновый венец дурья башка два сапога пара книжный просторечный разговорный В любой ли ситуации мы будем использовать эти выражения?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

нейтральные и стилистически окрашенные

Чем, кроме значения, отличаются фразеологизмы в данной цепочке:

нейтральный

сдержать слово

терновый венец

дурья башка

два сапога пара

книжный

просторечный

разговорный

В любой ли ситуации мы будем использовать эти выражения?

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ нейтральные и стилистически окрашенные  «Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»  В. Г. Белинский

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

нейтральные и стилистически

окрашенные

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»

В. Г. Белинский

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ДЕЛЯТСЯ НА:   стилистически нейтральные книжные разговорные Новый год оценочные просторечные

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ ДЕЛЯТСЯ НА:

  стилистически

нейтральные

книжные

разговорные

Новый год

оценочные

просторечные

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Это слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи  чувства притупились подобно тому как к лицу ни капли сдержать слово от всего сердца игра слов на ночь глядя по свежим следам под открытым небом время от времени падать духом железная дорога, открытое голосование, открыть счет, стоять на своем, считанные дни, во что бы то ни стало, слово за слово, во всяком случае, ни в коем случае, взять себя в руки, одним словом, задним числом, ставить в тупик, Новый год, анютины глазки, равнобедренный треугольник, стол заказов, стол справок и др.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Это слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи 

чувства притупились

подобно тому как

к лицу

ни капли

сдержать слово

от всего сердца

игра слов

на ночь глядя

по свежим следам

под открытым небом

время от времени

падать духом

железная дорога, открытое голосование, открыть счет, стоять на своем, считанные дни, во что бы то ни стало, слово за слово, во всяком случае, ни в коем случае, взять себя в руки, одним словом, задним числом, ставить в тупик, Новый год, анютины глазки, равнобедренный треугольник, стол заказов, стол справок и др.

  КНИЖНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ употребляются обычно в официально-деловой, научной речи, часто в письменной речи. Некоторые книжные фразеологизмы характеризуются большей приподнятостью, торжественностью. Сюда относятся: отдельные обороты официально-деловой речи – положить под сукно; рабочая сила; реальная заработная плата; очная ставка фразеологизмы научно-терминологического типа – точка опоры; бросать тень; цепная реакция; сила притяжения обороты литературно-публицистического характера – любовь к Родине; сыны отечества; борцы за мир; гражданский долг; материальное благосостояние; нерушимая дружба; луч света; узы дружбы; рог изобилия; мировая скорбь; воздушный замок; пальма первенства; по ту сторону баррикад; сгущать краски; витать в облаках; бить в набат.

  КНИЖНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

употребляются обычно в официально-деловой, научной речи, часто в письменной речи. Некоторые книжные фразеологизмы характеризуются большей приподнятостью, торжественностью. Сюда относятся:

  • отдельные обороты официально-деловой речи – положить под сукно; рабочая сила; реальная заработная плата; очная ставка
  • фразеологизмы научно-терминологического типа – точка опоры; бросать тень; цепная реакция; сила притяжения
  • обороты литературно-публицистического характера – любовь к Родине; сыны отечества; борцы за мир; гражданский долг; материальное благосостояние; нерушимая дружба; луч света; узы дружбы; рог изобилия; мировая скорбь; воздушный замок; пальма первенства; по ту сторону баррикад; сгущать краски; витать в облаках; бить в набат.
РАЗГОВОРНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  Это самая многочисленная группа фразеологизмов, используются для общения, выражения мыслей, чувств, эмоций: белая ворона, водой не разольёшь, как сыр в масле, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу. « Белая ворона» применяется к человеку, резко выделяющемуся среди окружающих своими качествами. Илюша избалован очень,  Он делать ничего не хочет.  А бабушка, сестра и мама  Над ним вздохнуть боятся прямо.  Привык как в масле сыр кататься,  Не хочет жизнь Илья менять.  Зачем учиться, напрягаться,  К чему-то силы прилагать? «Кататься как сыр в масле» означает жить в довольстве и достатке, ни в чём себе не отказывая.

РАЗГОВОРНЫЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Это самая многочисленная группа фразеологизмов, используются для общения, выражения мыслей, чувств, эмоций: белая ворона, водой не разольёшь, как сыр в масле, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу.

« Белая ворона» применяется к человеку, резко выделяющемуся среди окружающих своими качествами.

Илюша избалован очень, Он делать ничего не хочет. А бабушка, сестра и мама Над ним вздохнуть боятся прямо. Привык как в масле сыр кататься, Не хочет жизнь Илья менять. Зачем учиться, напрягаться, К чему-то силы прилагать?

«Кататься как сыр в масле» означает жить в довольстве и достатке, ни в чём себе не отказывая.

ОЦЕНОЧНЫЕ (ПРОСТОРЕЧНЫЕ) ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ  Оценочные (просторечные) фразеологизмы – это грубоватые (или даже грубые) устойчивые выражения, обладающие яркой образностью, оценочностью, экспрессивностью и используемые преимущественно в обиходно-бытовом общении. Они имеют более сниженный характер, чем разговорные: шут гороховый, водить за нос, с жиру беситься, на безрыбье и рак рыба, выжить из ума, языком чесать, вкручивать мозги. вкручивать мозги Чесать языком - много попусту говорить.

ОЦЕНОЧНЫЕ (ПРОСТОРЕЧНЫЕ)

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Оценочные (просторечные) фразеологизмы – это грубоватые (или даже грубые) устойчивые выражения, обладающие яркой образностью, оценочностью, экспрессивностью и используемые преимущественно в обиходно-бытовом общении. Они имеют более сниженный характер, чем разговорные:

шут гороховый, водить за нос, с жиру беситься, на безрыбье и рак рыба, выжить из ума, языком чесать, вкручивать мозги.

вкручивать мозги

Чесать языком -

много попусту говорить.

212   Распределите фразеологизмы на две группы: с положительной и отрицательной оценкой. Дырявая голова, задирать нос, без царя в голове, не робкого десятка, первая скрипка, плясать под чужую дудку. Отрицательная оценка Положительная оценка Дырявая голова, задирать нос, без царя в голове, плясать под чужую дудку. не робкого десятка, первая скрипка 16

212

  Распределите фразеологизмы на две группы: с положительной и отрицательной оценкой.

Дырявая голова, задирать нос, без царя в голове, не робкого десятка, первая скрипка, плясать под чужую дудку.

Отрицательная оценка

Положительная оценка

Дырявая голова, задирать нос,

без царя в голове, плясать под

чужую дудку.

не робкого

десятка,

первая

скрипка

16

Распределите фразеологизмы на две группы: с положительной и отрицательной оценкой. 1) У мальчика были золотые руки, за что он ни брался, все у него получалось. 2) Мой брат собаку съел в составлении компьютерных программ. 3) На всякий вопрос у моего товарища готов ответ, за словом в карман он не лезет. 4) Родители очень хотели, чтобы я учился музыке, но оказалось, что у меня нет музыкального слуха, медведь на ухо наступил. 5) «Ты уже готов к контрольной работе по математике?» – «Сказать по правде, у меня каша в голове». 6) Мы не доверяем ему – хорошо знаем его привычку пускать пыль в глаза. Фразеологизмы, которые выражают одобрение: золотые руки, собаку съел. Фразеологизмы, которые содержат неодобрение - за словом в карман не лезет, медведь на ухо наступил, каша в голове, пускать пыль в глаза.

Распределите фразеологизмы на две группы:

с положительной и отрицательной оценкой.

1) У мальчика были золотые руки, за что он ни брался, все у него получалось. 2) Мой брат собаку съел в составлении компьютерных программ. 3) На всякий вопрос у моего товарища готов ответ, за словом в карман он не лезет. 4) Родители очень хотели, чтобы я учился музыке, но оказалось, что у меня нет музыкального слуха, медведь на ухо наступил. 5) «Ты уже готов к контрольной работе по математике?» – «Сказать по правде, у меня каша в голове». 6) Мы не доверяем ему – хорошо знаем его привычку пускать пыль в глаза.

Фразеологизмы, которые выражают одобрение: золотые руки, собаку съел.

Фразеологизмы, которые содержат неодобрение - за словом в карман не лезет, медведь на ухо наступил, каша в голове, пускать пыль в глаза.

214   Определите: 1. какой стилистический разряд фразеологизмов представлен в каждой группе; 2. какие из фразеологизмов имеют высокую стилистическую окраску, а какие относятся к разряду сниженных? 1) Как сыр в масле, водой не разольёшь, как у Христа за пазухой. 2) Аттестат зрелости, встреча в верхах, миссия дружбы, гражданский долг. 3) Высосать из пальца, ни в зуб ногой, навострить лыжи, хоть бы хны. Разговорный Высокая: встреча в верхах, миссия дружбы, гражданский долг. Книжный Просторечный Сниженная: высосать пальцы, ни в зуб ногой, навострить лыжи, хоть бы хны.

214

  Определите: 1. какой стилистический разряд фразеологизмов представлен в каждой группе; 2. какие из фразеологизмов имеют высокую стилистическую окраску, а какие относятся к разряду сниженных?

1) Как сыр в масле, водой не разольёшь, как у Христа за пазухой.

2) Аттестат зрелости, встреча в верхах, миссия дружбы, гражданский долг.

3) Высосать из пальца, ни в зуб ногой, навострить лыжи, хоть бы хны.

  • Разговорный

Высокая: встреча в верхах, миссия дружбы, гражданский долг.

  • Книжный
  • Просторечный

Сниженная: высосать пальцы, ни в зуб ногой, навострить лыжи, хоть бы хны.

213   Прочитайте и запишите фразеологизмы, имеющие книжную стилистическую окраску. Расскажите, как вы понимаете их значения (используйте материалы, данные ниже). Земля обетованная, терновый венец, перейти Рубикон, олимпийское спокойствие, ставить знак равенства, сила притяжения, гражданский долг, сын Отечества. Земля обетованная терновый венец перейти Рубикон олимпийское спокойствие ставить знак равенства сила притяжения место, куда кто-либо мечтает попасть гражданский долг сын Отечества мученичество принять судьбоносное решение невозмутимость, самообладание считать два предмета, явления одинаковыми сильная привязанность обязанность гражданина гражданин, патриот

213

  Прочитайте и запишите фразеологизмы, имеющие книжную стилистическую окраску. Расскажите, как вы понимаете их значения (используйте материалы, данные ниже).

Земля обетованная, терновый венец, перейти Рубикон, олимпийское спокойствие, ставить знак равенства, сила притяжения, гражданский долг, сын Отечества.

Земля обетованная

терновый венец

перейти Рубикон

олимпийское спокойствие

ставить знак равенства

сила притяжения

место, куда кто-либо мечтает попасть

гражданский долг

сын Отечества

мученичество

принять судьбоносное решение

невозмутимость, самообладание

считать два предмета, явления одинаковыми

сильная привязанность

обязанность гражданина

гражданин, патриот

ПОДОБРАТЬ К ДАННЫМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ СОЧЕТАНИЯМ СИНОНИМЫ ИЗ ДРУГОГО СТОЛБИКА, СОЕДИНИВ СТРЕЛКОЙ ДВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА. 1) куда глаза глядят 2) в двух шагах 3) куры не клюют 4)кто в лес, кто по дрова 5) как гром среди ясного неба 6) ни то ни сё 7) приводить в бешенство. 8) несолоно хлебавши 9) как мел 1) хоть пруд пруди 2) кто во что горазд 3) как снег на голову 4) ни рыба ни мясо 5) рукой подать 6) куда ноги несут 7) с пустыми руками 8) ни кровинки в лице 9) доводить до белого каления 1 – 3; 2 – 4; 3 – 5; 4 – 6; 5 – 2; 6 – 1; 7 – 8; 8 – 9; 9 – 7

ПОДОБРАТЬ К ДАННЫМ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ СОЧЕТАНИЯМ СИНОНИМЫ ИЗ ДРУГОГО СТОЛБИКА, СОЕДИНИВ СТРЕЛКОЙ ДВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА.

1) куда глаза глядят

2) в двух шагах

3) куры не клюют

4)кто в лес, кто по дрова

5) как гром среди ясного неба

6) ни то ни сё

7) приводить в бешенство.

8) несолоно хлебавши

9) как мел

1) хоть пруд пруди

2) кто во что горазд

3) как снег на голову

4) ни рыба ни мясо

5) рукой подать

6) куда ноги несут

7) с пустыми руками

8) ни кровинки в лице

9) доводить до белого каления

1 – 3; 2 – 4; 3 – 5; 4 – 6; 5 – 2; 6 – 1; 7 – 8; 8 – 9; 9 – 7

МИНИ-СОРЕВНОВАНИЕ Придумать фразеологизмы со словом 1 ряд 2 ряд 3 ряд «РУКА» «НОС» «ГОЛОВА» Остаться с носом, зарубить на носу, совать нос в чужие дела, воротить нос, водить за нос, клевать носом, повесить нос, задирать нос, комар носа не подточит  Сломя голову, без царя в голове, голова идет кругом, по головке не погладят, с ног на голову, ветер в голове, как снег на голову, вылетело из головы, осмотреть с головы до ног На руках носить, руки чешутся, рука об руку, быть под рукой, держать в руках, рукой подать, не покладая рук, золотые руки По очереди каждый ряд зачитывает по одному фразеологизму. Ряд, у которого первым закончатся фразеологизмы – выбывает из игры. Ряд, продержавшийся дольше всех – победитель.

МИНИ-СОРЕВНОВАНИЕ

Придумать фразеологизмы со словом

1 ряд

2 ряд

3 ряд

«РУКА»

«НОС»

«ГОЛОВА»

Остаться с носом, зарубить на носу, совать нос в чужие дела, воротить нос, водить за нос, клевать носом, повесить нос, задирать нос, комар носа не подточит

Сломя голову, без царя в голове, голова идет кругом, по головке не погладят, с ног на голову, ветер в голове, как снег на голову, вылетело из головы, осмотреть с головы до ног

На руках носить, руки чешутся, рука об руку, быть под рукой, держать в руках, рукой подать, не покладая рук, золотые руки

По очереди каждый ряд зачитывает по одному фразеологизму. Ряд, у которого первым закончатся фразеологизмы – выбывает из игры. Ряд, продержавшийся дольше всех – победитель.

Расскажите о стилистических разрядах фразеологизмов. Стилистически нейтральные, разговорные, оценочные (просторечные), книжные. Какие из фразеологизмов имеют высокую стилистическую окраску, а какие относятся к разряду сниженных? Книжные фразеологизмы имеют высокую окраску, разговорные и просторечные – стилистически сниженную.

Расскажите о стилистических разрядах фразеологизмов.

Стилистически нейтральные, разговорные, оценочные (просторечные), книжные.

Какие из фразеологизмов имеют высокую стилистическую окраску, а какие относятся к разряду сниженных?

Книжные фразеологизмы имеют высокую окраску, разговорные и просторечные – стилистически сниженную.

 Обычно предложения с фразеологизмами появляются там, где необходимо избежать сухости и шаблонности в общении. При этом нужно помнить, что «книжные» выражения отличаются торжественностью и поэтичностью, а для разговорно-бытовых словосочетаний свойственна ироничность, фамильярность или презрение. Так или иначе, но фразеологизмы делают нашу речь ярче, интереснее и выразительнее.

Обычно предложения с фразеологизмами появляются там, где необходимо избежать сухости и шаблонности в общении. При этом нужно помнить, что «книжные» выражения отличаются торжественностью и поэтичностью, а для разговорно-бытовых словосочетаний свойственна ироничность, фамильярность или презрение. Так или иначе, но фразеологизмы делают нашу речь ярче, интереснее и выразительнее.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Напишите сочинение (можно шутливое) «Мой товарищ» или «Моя любимая подруга», используя данные фразеологизмы:  Без царя в голове, ходячая энциклопедия, ловить на лету, голова на плечах, болеть душой, семь пятниц, светлая голова, мелко плавает, ни то ни сё, душа нараспашку, пускать пыль в глаза, далеко пойдет, держать слово, кривить душой, втирать очки, ни к селу ни к городу, мухи не обидит, собаку съел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение (можно шутливое) «Мой товарищ» или «Моя любимая подруга», используя данные фразеологизмы:

Без царя в голове, ходячая энциклопедия, ловить на лету, голова на плечах, болеть душой, семь пятниц, светлая голова, мелко плавает, ни то ни сё, душа нараспашку, пускать пыль в глаза, далеко пойдет, держать слово, кривить душой, втирать очки, ни к селу ни к городу, мухи не обидит, собаку съел.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!